Номер части:
Журнал

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Системный подход к логистической организации товародвижения в регионе существенно отличается от системной организации логистики фирмы. Определяющих это факторов достаточно много, поэтому назовем лишь основные:

  • существенное различие масштабов деятельности (товародвижение фирмы является во многом локальным, в то время как региональные системы товародвижения могут интегрироваться в глобальные логистические системы);
  • состав участников – в региональной логистической системе товародвижения практически могут участвовать не только все хозяйствующие субъекты, но и органы административного управления;
  • правомочия региональной логистической системы товародвижения значительно шире любой локальной логистической системы предприятия;
  • региональная логистическая система товародвижения (РЛСТД) ориентируется на базе действующих в регионе хозяйственных и организационных структур, поэтому ее формирование зачастую связано с реорганизацией (ре-инжинирингом) существующих систем организации товародвижения в регионе.

Возможность формирования РЛСТД на основе реорганизации традиционных систем управления товародвижением прекрасно показана Бауэрсоксом Дональд Дж. классом Дейвидом Дж.: «Типичный путь к системной интеграции пролегает через процедуру, которую называют реинжинирингом (реорганизацией) логистического процесса… Все программы логистического реинжиниринга объединяют четыре общих свойства. Во-первых, цель состоит в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассматриваемой деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа. Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта. В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести «разусреднение», или декомпозицию, соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо наладить оценку эффективности и издержек по видам деятельности. Наконец, реинжиниринг предполагает постоянную работу над повышением качества» [1, с.412].

Используя данный теоретико-методологический подход к формированию региональных логистических систем товародвижения (РЛСТД), реинжиниринг традиционной системы товародвижения региона в РЛСТД можно представить как ряд последовательных итераций:

— повышение уровня  интеграции товародвижения в регионе;

—  сравнительная оценка с лучшими РЛСТД;

— формирование оптимальных систем РЛСТД;

— синтез РЛСТД.

 Повышения уровня интеграции товародвижения в регионе подразумевает выполнение следующих основных организационно-теоретических и социально-экономических мероприятий:

— интеграция однородных товаропотоков с целью снижения логистических издержек товародвижения;

—    интеграция основных элементов логистической инфраструктуры региона с целью оптимизации товародвижения;

— интеграция участников процесса товародвижения в регионе с целью сопряжения их экономических интересов;

— интеграция информационных потоков процесса товародвижения с целью максимально возможного использования информационных технологий.

Содержательная характеристика РЛСТД может быть дана на основе обобщения теории и практики формирования логистических систем вообще и региональных в частности. Так, ученые СПбУФ считают, что: «С точки зрения общей теории систем логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции» [2, с.28].

Данное определение логистической системы разделяет большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков. На наш взгляд, оно обладает одним, но весьма существенным недостатком – отсутствие субъективно-целевой конкретизации логистической системы.

Этого недостатка явно лишена категория «логистическая система», сформулированная авторами книги «Теоретические основы логистики». Они считают: «…что логистическая система – это совокупность субъектов логистики, объединенных в логистических целях и каналах с целью оптимальной и рациональной организации движения экономических потоков с минимальными логистическими издержками» [3, с.99].

Чтобы методологически верно использовать это определение для сущностной характеристики РЛСТД, необходимо сделать некоторые уточнения. Во-первых, субъектами РЛСТД являются не только предприятия и организации непосредственно участвующие в организации товародвижения в регионе, но административно-хозяйственные образования, общественные и иные организации, которые прямо или косвенно влияют на поведение хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, основным объектом РЛСТД является процесс товародвижения в регионе, который включает все виды ресурсов, обращающихся на региональном рынке товаров и услуг.

В-третьих, РЛСТД относится к разряду макрологистических систем, но при этом тесно взаимодействует с микрологистическими системами предприятий и глобальными логистическими системами международной торговли.

В-четвертых, поскольку основным объектом РЛСТД процесс товародвижения, постольку целью подобной системы должна быть оптимизация и рационализация движения товарных потоков.

Учитывая это, региональную логистическую систему товародвижения мы определяем как макрологистическую систему регионального уровня, формируемую на основе синтеза функциональных, отраслевых, территориальных и локальных логистических подсистем, призванных обеспечить рационализацию и оптимизацию товарных потоков в регионе с наименьшими логистическими издержками. Одной из частью которой явлется региональная транспортная система перевозок.

Разновидностью  региональной  транспортной системы перевозок является система интермодальных смешанных перевозок, где системообразующим элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное пломбирование в ней груза международно одобренным способом, исключающим доступ к грузу без срыва пломбы. Другими разновидностями смешанных (комбинированных) перевозок грузов является железнодорожно-водные перевозки; железнодорожно-автомобильные перевозки; автомобильно-авиационные перевозки и т.д.

Под логистическими терминальными системами мы понимаем совокупность складских комплексов, включая транспортные терминалы, обеспечивающих оптимальную организацию товародвижения в регионе. Возможные варианты таких систем включают:

— локальные терминальные системы, обслуживающие определенную территорию;

— отраслевые терминальные системы, формируемые в рамках определенных отраслей экономики региона;

— региональные терминальные системы, включая создание сети региональных оптовых рынков;

-межрегиональные терминальные системы, включая межрегиональные оптовые рынки;

-международные терминальные системы, используемые в организации международных транспортных перевозок.

Другой, не мало важной частью РЛСТД являются логистические информационные системы поддержки товародвижения, которые  должны формироваться на теоретико-методологической основе, сформулированной отечественными учеными, в частности в учебном пособии «Основы логистики». Авторы учебного пособия «Основы логистики» считают, что логистическая информационная система (ЛИС) может быть определена как:»…интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы»[4, с.55]. Предложенная ими организационная структура ЛИС построена по аналогии с оргструктурой маркетинговой информационной системы. В организационной структуре ЛИС выделяются четыре подсистемы:

  • подсистема управления процедурами заказов, где широко могут быть использованы различные сети, включая Интернет;
  • подсистема научных исследований и связи, которые осуществляют взаимодействие между звеньями логистической системы и функциями управления за счет:

—       интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;

—       взаимодействие логистического менеджмента с другими корпоративными функциями;

—   стратегических установок для организационной структуры логистической системы и персонала;

—       интеграции информационных технологий;

—       подготовки или покупки технологических решений и использование посредников;

—    адаптация к условиям фирмы логистических цепей, каналов и сетей, а также функций управления;

  • подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оптимизационные задачи, возникающие в процессе менеджмента, включая:

—       оптимальная диспетчеризация в производстве, распределении, складировании;

—       построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей;

—       построение оптимальной организационной структуры логистической системы;

—       оптимальная маршрутизация;

—       определение оптимальной достаточности составляющих циклов;

—       оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;

—       оптимизация параметров системы управления запасами;

—       оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т.д.;

  • подсистема генерирования выходных форм и отчетов, которая может быть представлена как выходной интерфейс, включающий:

—       сводные отчеты о движении товарно-материальных ценностей;

—       отчеты о состоянии по отдельным функциям логистического менеджмента;

—       отчеты об исключительных операциях (сбоях), возникающих в логистической системе;

—       документацию по элементарным и комплексным логистическим функциям (справки, формы, отчеты);

—       результаты анализа логистической деятельности фирмы;

—       машинно- и видеограммы для принятия решений в области логистики.

В основании функциональной «пирамиды» ЛИС лежит система операций между звеньями логистической системы, определяющая взаимодействие между функциональными подразделениями фирмы (в плане реализации логистических функций), логистическими посредниками и потребителями продукции фирмы. На уровне анализа, логистические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга.

 Наконец, на верхнем стратегическом уровне, логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планированием и миссией фирмы.

 При этом в основу построения ЛИС должны быть положены следующие принципы:

1) полнота и пригодность информации для пользователя;

2) точность исходной информации;

3) своевременность поступления информации;

4) ориентированность информации на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек;

5) гибкость, т.е. информация, циркулирующая в ЛИС, должна быть приспособлена для конкретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид;

6) подходящая форма данных, которая должна максимально эффектно использовать производительность технических средств ЛИС.

 Предложенные нами методологические основы логистизации региональных систем товародвижения образуют теоретическую базу для создания и организации функционирования региональных логистических систем товародвижения в современной экономике региона.

Список   литературы

  1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок //Пер. с англ.-М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.-640 с.
  2. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учебное пособие.- СПб. СПБУЭФ, 1995-110 с.
  3. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.-160 с.
  4. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева.- М.: Инфра-М, 1999.-200 с.
    СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ
    Written by: СТАХАНОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in:Ebook
Записи созданы 6765

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх