Номер части:
Журнал

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Кадровое обеспечение региональной экономики является важной социально-экономической проблемой, обусловленной необходимостью количественного и качественного соответствия рабочей силы требованиям работодателей. Стремление к данному соответствию приводит к необходимости организации и реализации в Калужской области ежегодно целого комплекса мероприятий: экскурсий,  ярмарок учебных мест, дней открытых дверей, круглых столов с участием работодателей и представителей органов местного самоуправления и т.д. Все эти мероприятия направлены на обсуждение ключевых проблем в сфере формирования кадрового потенциала региона и поиск наиболее оптимальных путей их решения, профориентации, профессиональной подготовки и адаптации молодежи на рынке труда, популяризации востребованных профессий и специальностей, а также поиска работы и планирования карьеры. Актуальность данных вопросов отмечается губернатором Калужской области Артамоновым А.Д., целью которого, является активизация трудовых ресурсов и наполнение регионального рынка за счет системной работы органов власти, учреждений и организаций Калужской области.

Калужская область сегодня занимает одно из ведущих мест на экономической карте России. Для региона становится актуальной не просто задача формирования талантливой, творческой, инициативной личности, а  подготовка высокопрофессионального специалиста, умеющего использовать весь необходимый для решения конкретных практических задач багаж полученных в образовательных учреждениях знаний. Так, например, отход от традиционной практики управления социально-экономическим развитием российских территорий, связанной с вовлечением традиционных видов ресурсов — материальных и финансовых, требует вовлечения в проекты социально-экономического развития муниципальных образований новых ресурсов, мобилизующих тенденции уже постнидустриального развития территорий. Решение этих актуальных  задач напрямую зависит от качества человеческого капитала, сформированного в регионе, от его инициативности  готовности к преобразованиям.

Вместе с тем, задачи, поставленные отечественным производством перед современными специалистами, настолько сложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим, выходя на рынок труда, молодой специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в учебных заведениях, развивать через активное участие обучающихся в научно-исследовательской работе. Большое значение сегодня в приобретении практических навыков имеют кейс-стади, интеллектуальные и имитационные деловые игры с применением информационных технологий, производственная практика, мастер-классы с участием специалистов-практиков предприятий различных отраслей экономики, встречи с руководителями бизнес-структур и государственных учреждений.

Одной из эффективных форм реализации этих задач является проектное обучение — базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании, активно внедряемая сегодня фактически во всех вузах страны. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты могли бы самостоятельно приобретать недостающие знания и учиться пользоваться ими для решения практических задач; приобретать коммуникативные умения, работая в группах; развивать у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивать системное, логическое мышление.

Так, главной задачей Калужского филиала РАНХиГС является подготовка студентов к практической деятельности, повышение качества образования, подготовка специалистов, хорошо знающих основы наук, где приобретаемые в процессе учебных занятий знания в области различных учебных дисциплин и умение пользоваться этими знаниями переходят в прочные навыки. Именно поэтому проектному обучению здесь и уделяется столь большое значение уже далеко не первый год. Реализация проектного подхода в Филиале осуществляется через деятельность Лаборатории проектных технологий, а также работу над подготовкой студентов к участию во внутриакадемическом конкурсе социальных студенческих проектов РАНХиГС «Raise» и международном конкурсе молодежных проектов «Enectus». Проектная деятельность студентов филиала имеет большое значение и в развитии города Калуги. Так, 28 ноября 2014 г. студенты филиала приняли участие в  круглом столе «Молодёжь и городская среда XXI века», который проходил в Городской Думе города Калуги. Студенты представили ряд проектов по развитию городской среды, среди которых были предложения по созданию в Калуге системы «умных остановок» общественного транспорта и освещения пешеходных переходов, по решению экологических проблем и проблем задолженности по коммунальным платежам. Были затронуты и социальные вопросы: поддержки воспитанников детских домов, профориентации школьников, помощи в поиске погибших солдат Великой Отечественной войны. Результаты данной проектной деятельности представлены студентами в конце марта 2015 г. на конкурсе  молодежных авторских проектов «Моя Калуга — вектор в будущее» по номинациям: «Мой город», «Моя разработка», «Моя предпринимательская инициатива», «Мой выбор», «Моя профессия» и др.

Большое значение в реализации проектного подхода к обучению имеют и инициативы самих преподавателей, когда по заданию педагога студенты подготавливают проекты по решению конкретных практических задач в рамках взаимодействия с представителями предприятий Калужской области. Так, 26 ноября 2014 г. состоялась защита проектов студентов 3-го курса направлений «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и «Экономика» по дисциплинам «Маркетинг» и «Основы маркетинга» на тему «Разработка маркетинговой программы для туристической организации» с участием директора туристического агентства ИП «Миллениумтур» Симоновой Ю.В. Студенческими командами были представлены проекты по разработанным турам по Калужской области, отражены материалы проведенного исследования и разработанная рекламная кампания по продвижению проекта. А 16 декабря 2014 г. прошла защита проектов студентов 4-5-го курсов направления «Таможенное дело» по дисциплине «Маркетинг таможенных услуг» на тему «Разработка маркетинговой программы таможенной организации» с привлечением генерального директора Осипян С.Р. и помощника руководителя по вопросам логистики Мастеровой А. таможенного представителя ООО «Интера». Студенты защищали проекты по открытию филиалов ООО «Интера»  в регионах Российской Федерации, аргументировали свой выбор, обосновывали программу действий и разработанную рекламную кампанию. Результатом проведения данных мероприятий стало не только закрепление теоретических знаний студентов конкретными практическими навыками в области маркетинга, но и определение места прохождения производственной и преддипломной практики, и возможность трудоустройства.

Интересен и опыт внедрения проектного подхода при проведении занятий по дисциплине «Планирование и проектирование организаций», когда перед студентами 2-го курса направления «Государственное и муниципальное управление» была поставлена задача разработать проект по молодежному социальному предпринимательству. Защита проектов проходила 19 ноября 2014 г. перед группой экспертов из числа студентов – участников конкурсов студенческих проектов «Enectus» и «Raise», и группой экспертов из числа профессорско-преподавательского состава. Всего было защищено 6 студенческих проектов, ориентированных на создание бизнеса в области оказания образовательных услуг, проведения праздничных мероприятий, фото и видео съемки, услуг клининга, помощи студентам при распечатке и оформлении научных работ. Актуальными были требования, предъявляемые к проектам: проект должен иметь ярко выраженный социальный характер, но при этом приносить экономическую выгоду его организатору; четкое определение целевой аудитории; ориентированность проекта на возможности студента, как в организационном, так и в финансовом плане; ареал деятельности для реализации проекта – Калуга, Калужская область. Это сделало подготовленные проекты действительно значимыми и максимально реализуемыми. Несколько представленных проектов сегодня уже реализованы или находятся на стадии реализации, а также представлены на конкурсе студенческих проектов внутри филиала и городском конкурсе молодежных авторских проектов «Моя Калуга — вектор в будущее», студенты примут участие и в конкурсах студенческих проектов «Enectus» и «Raise».

Нам хотелось бы представить разработанный и реализованный нами проект молодежного социального предпринимательства «ТАТI: фото и видеосъемка в решении социальных проблем», проект о том, как любимое хобби может реально перерасти в собственный бизнес, способный помогать в решении значимых социальных проблем Калужского региона.

Актуальность проекта  была определена результатами проведенного социологического исследования, показавшего, что большинство жителей Калуги готовы участвовать в социальных мероприятиях, но не знают как это сделать. Тогда как именно возможности фото и видео съемки, использование Интернет-технологий и социальных сетей могут донести до них эту информацию.

Нашей целевой аудиторией  стали жители города Калуги и Калужской области.

Цель проекта — посредством развития собственного бизнеса привлечь жителей города Калуги и представителей государственных и коммерческих структур к решению социальных проблем, распространить опыт молодежного социального предпринимательства, повысить социальную активность граждан.

Огромный плюс нашего проекта в том, что реализовать его под силу даже студенту. Так как фото и видео съемка — наше хобби, у нас уже была нужная аппаратура. Первыми нашими клиентами стали наши собственные друзья и родственники. Портфолио работ включает видео свадебных мероприятий, коммерческую и социальную рекламу, клипы, презентации, съемку различных мероприятий и т.д. Фото и видео съёмкой в Калуге занимается большое количество людей. Мы предлагаем комплект фото и видео услуг по ценам, на 10-15 процентов ниже, чем у конкурентов, тем самым делая наши услуги более доступными для всех категорий граждан.

Наш доход мы делим на несколько частей — 62% прибыль, 13% налог, 10% на обновление оборудования, 15% — средства на реализацию социальных проектов. На данный момент наша прибыль составляет около 50 тыс. в месяц, и это только начало, ведь количество заказов растет каждый месяц. Самым эффективным местом продажи наших услуг являются социальные сети и специализированные интернет порталы. Они не требуют никаких затрат, но имеют хороший охват целевой аудитории. Так же мы используем возможности свадебных агентств, размещаем рекламу на видео стендах в торговых центрах, раздаем визитки. Мы помогаем заработать студентам — за каждого приведенного клиента студент получает 5% от заказа, что служит хорошим мотиватором в целях развития сарофанного радио.

Проект устойчив, поскольку привлеченные нами люди уже самостоятельно организуют социальные мероприятия. Уже трое студентов академии получили опыт совместной работы и полноценно участвуют как в коммерческой, так и некоммерческой деятельности нашего бизнеса. Первыми мероприятиями по проекту стали организованные совместно с привлеченными нами партнерами из Арт Агенства «Life On» праздников в детских домах для детей 8-го типа в Бетлице и Сосенске. Мы пригласили калужских музыкантов, провели ярмарки, в которых каждый ребенок получил свой подарок-приз, устраивали игры, большой пионерский костер, а на прощание запускали небесные фонарики. Итогом проведенного мероприятия стал видео-отчет для людей, которые помогли нам совершить эту поездку, для тех, кто увидев этот ролик, захочет в следующий раз поехать с нами.

Третьим мероприятием стало создание совместно с известным калужским хип — хоп исполнителем Андреем Скатовым социального видео клипа на песню «Звездная Калуга». Всего за несколько дней этот клип набрал в различных социальных сетях около 20 тысяч просмотров, привлек внимание калужских СМИ, был показан на калужском телеканале Ника ТВ, освещен в газетах и интернет-порталах: Калужский перекресток, Калуга 24, Калуга ньюс, Типичная Калуга и т.д. Клип вызвал огромное количество комментариев и обсуждений. Калужан начала волновать тема ночного освещения архитектурных сооружений Калуги.

  Четвертым мероприятием стало создание видео-ролика социальной рекламы «Живи реальной жизнью», сюжет которого связан с проблемой повышенного травматизма молодежи при переходе через дорогу по причине переключения внимания на телефон, планшеты, музыку в наушниках и т.д. Этот ролик участвовал в конкурсе социальной рекламы «ВКЛючайся», проводимом в Калужской области, и занял первое место. От администрации Калужского управления ГИБДД были вручены благодарственные письма.

Пятое мероприятие проведено в преддверии празднования Международного женского дня — 8 марта. Наша команда, генеральный директор агентства «Миллениум-тур» и студенты Калужского филиала приняли участие в организации праздника для воспитанников Калужского реабилитационно-образовательного комплекса для инвалидов (КРОК).  Нами были обеспечены подарки для воспитанников комплекса, оформление зала и праздничная программа.

Результатами последующей работы должны стать: создание совместно с воспитанниками КРОК социального видео-ролика «Жизнь без границ»; организация и проведение фотовыставки «Жизнь без границ».

Таким образом, проект позволяет: участвовать в решении социальных проблем, привлекать внимание к ним; развивать свой бизнес; распространять опыт молодежного социального предпринимательства; повышать социальную активность граждан. Итоги проекта хорошо характеризуют следующие показатели:

  • Всего вовлечено в проект на сегодня 185 тыс. рублей, из которых 75 тысяч – это собственные средства, доля от получаемой прибыли, 110 тысяч – средства наших партнеров – физических и юридических лиц.
  • Было проведено 5 мероприятий, привлечено к социальной работе 43 человека, охвачено более 250 нуждающихся в помощи людей и более 30 тысяч жителей Калуги.
  • Повысилась социальная активность граждан, видеоматериалы в Интернет-сетях просмотрели более 30 тысяч людей.

Таким образом, проект «ТАТI: фото и видеосъемка в решении социальных проблем» — это целая группа проектов, это проект без границ.

В чем же эффективность внедрения проектного обучения? Прежде всего, оно развивает столь важные для любого молодого специалиста навыки – самостоятельное исследование проблем, саморазвитие, самопрезентация, организация коллективной, командной работы, применение теоретических знаний в решении практических задач, инициативное позитивное мышление и т.д. Проектное обучение помогает понять, насколько важно эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, как действовать на основе конкретных стандартов, в условиях поставленных заданий.  Кроме того, это, конечно же, и определенная степень самоудовлетворения от выполненной работы, от получения конкретного практического результата, и приобретенный опыт решения типичных профессиональных задач. Студенты не только получают и закрепляют конкретные теоретические знания и практические навыки, но и знакомятся с потенциальными работодателями, формируют свое портфолио, т.е. работают над своим, так называемым, имиджем, становятся известными в сфере бизнеса, государственных, образовательных учреждениях, среди молодежных коллективов. Опыт, полученный в процессе работы над разработкой и реализацией молодежных социальных проектов нельзя сравнить ни с чем, поскольку он дает возможность прочувствовать и социальные проблемы развития общества, и приобрести конкретные практические навыки социальной работы.

Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но, все же, преподавателям вузов стоит открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение, поскольку она действительно помогает сделать процесс обучения для студентов более творческим, понятным и практичным, а получаемые знания более конкретными и профессиональными.

Список литературы:

  1. Герасикова Е.Н. Проектное обучение в действии: опыт реализации проектного подхода в подготовке будущих специалистов Калужской области. // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – НП «СибАК», 2015. № 47. С. 83-87.
  2. Тютин Д.В. Арт-конверсия российских территорий: творческие индустрии как фактор пространственного социально-экономического развития муниципальных образований. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 4(24). – Красноярск: Изд. ООО «Научно-инновационный центр», 2013. – С. 42.
  3. Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К., Ахмедов О.М. Эффективность применения кейсов и имитационных деловых игр в подготовке магистров. // Известия российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, № 2. – М.: Изд. РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. – С. 56-58.[schema type=»book» name=»ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ» author=»Герасикова Елена Николаевна, Пудан Тимофей Дмитриевич, Бабичева Татьяна Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх