Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТРЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НОВЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТРЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Постановка проблемы. В последние десятилетия инновации превратились в важнейший фактор роста и конкурентоспособности национальных экономик. Поэтому закономерно возрастает внимание к вопросам создания благоприятных условий для инновационной деятельности, ее стимулирования и поддержки. В связи с этим актуальной научно-практической проблемой является обеспечение развития инновационной инфраструктуры (ИНИ). Эволюция представлений о природе инноваций требует пересмотра существующих взглядов на структуру и роль ИНИ.   Доминирование системного подхода (концепция инновационных системы) позволяет выработать новые меры по развитию ИНИ, охватывая решение различных задач (модернизация, повышение эффективности, диверсификация, пространственное расширение и др.). В результате должны быть выделены новые подходы и направления развития ИНИ. Это станет основой разработки целенаправленной государственной политики в этой сфере.

Анализ литературы. Проблематику развития ИНИ исследовали такие зарубежные ученые, как: А. Гассманн, Д. Дубоис, Дж. Гроеневеген, М. Клофстен, Б.-А. Лундвалл, Р. Нельсон, Х. Торун, М. Уаллин, Е. Уярр, Дж. Фагерберг, Д. Чиарони, Ч. Эдквист, Е. Энкель, Х. Эткович. Внимание к ИНИ как самостоятельной подсистеме национальной экономики неуклонно возрастает и на постсоветском пространстве. Следует отметить несколько работ, подтверждающих важность и отличительные черты развития инфраструктурных учреждений, поддерживающих инновации. Так, большую значимость ИНИ при любых стратегиях инновационного развития экономики в своем фундаментальном исследовании отмечает З. Адаманова [1]. Сущность такой инфраструктуры детально исследована в работах Т. Васильевой [2] и А. Нефедьева [3]. Н. Журавлева обращает внимание на постепенное изменение концепции ИНИ, что также важно с точки зрения исследования изменений этого комплекса [4]. В работах А. Битлева [5] и Е. Громова [6] исследовано состояние такой инфраструктуры в Российской Федерации  и обоснована необходимость ее дальнейшего развития. А. Луговцов [7] исследует особенности формирования и развития технопарков как инновационной формы бизнеса. Ценные результаты этого исследования вполне могут применяться и к другим видам инфраструктурных учреждений. В работе  С. Егембердиевой [8] обращается внимание на важности проблемы эффективности при развитии такой инфраструктуры, что имеет определяющее значение. В то же время, осознавая постоянные изменения практики инновационной деятельности, а также новые экономические вызовы, представляется необходимым определения новых подходов и направлений развития ИНИ.

Цель исследования: выделить основные подходы к обеспечению развития ИНИ на уровне национальной экономики, а также новые направления ее преобразований, ориентированные на повышение уровня эффективности этого комплекса. Проблема развития ИНИ актуальна для всех стран и большинство мер подходов и направлений носят общий характер.

Изложение основного материала. В Федеральном Законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» ИНИ определена как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [9]. ИНИ должна рассматриваться как единая многофункциональная система. Структурно ее следует представить как комплекс блоков, а именно:  организационный (технопарки, инкубаторы технологий, инновационные центры, научные отели и др.); финансово-учредительский (венчурные фонды, инновационные фонды, инкубаторы бизнеса и др.); территориальный (технополисы, наукограды, технико-внедренческие зоны и др.); информационный (информационные сети, базы знаний, научные фонды, центры научно-технической информации и др.); трансфертный (центры трансферта технологий); экспертно-патентный (патентные ведомства, экспертные учреждения, центры стандартизации и сертификации и др.); опытно-экспериментаторский (научные и технологические центры, экспериментаторские полигоны и др.); проектно-конструкторский (проектные институты, конструкторские бюро); консультационный (консалтинговые компании, аналитические центры и др.); коммерческий (инновационные биржи, выставки и др.) и кадровый (центры переподготовки, инженерные центры и др.) [10]. Необходимо различать внутрисистемное и межсистемное развитие ИНИ. В связи с этим возникает синхронность (асинхронность) развития ИНИ с другими сферами и секторами национальной экономики.

Проведенное исследование и обобщение результатов различных исследований [1; 2; 4; 7; 10] позволяют выделить такие общие подходы к обеспечению развития ИНИ:

  • ресурсный подход – сосредотачивает внимание на роли различных ресурсов (финансовые, социальные, технические и др.), оценке их достаточности, качества, вопросах обеспечения и эффективного использования; следует учитывать, что в процессе развития ИНИ изменяется и структура ресурсов, и они сами;
  • факторный подход – сосредотачивает внимание на определении факторов (причин) развития и деградации ИНИ, анализе и регулирования их влиянии;
  • рыночно-предпринимательский подход – сосредотачивает внимание на включении ИНИ в рыночную систему и каналы коммерциализации знаний, а также на связи такой инфраструктуры с предпринимательством;
  • институциональный подход – сосредотачивает внимание на создании и изменении внутренних и внешних институтов, обеспечивающих функционирование ИНИ;
  • системный подход – обобщая все указанные подходы, сосредотачивает внимание на преобразовании ИНИ как целостной социально-экономической системы; данный подход охватывает также структурный и функциональный аспекты развития ИНИ.

Учреждения ИНИ преимущественно ориентируют свою деятельность на определенную территорию. Поэтому отдельно необходимо выделять пространственный подход, в рамках которого внимание сосредотачивается на изменении территориальных параметров этой инфраструктуры.

В качестве главных направлений развития ИНИ следует выделить:

  • структурная оптимизация – предполагает создание необходимого состава блоков и учреждений для воспроизводства всего спектра функций такой инфраструктуры, охватывая разные стадии инновационных процессов, виды инноваций и формы инновационной деятельности. В рамках этого набавления также могут создаваться гибридные учреждения, объединяющие функции различных блоков;
  • пространственная оптимизация – предполагает распространение системы ИНИ на все территории, где сосредотачивается инновационный потенциал. Это требует существенного государственного вмешательства и рассматривается как одна из основ создания инновационного пространства, которое изначально является полицентрическим. Пространственная оптимизация должна осуществляться с учетом специализации территорий, стимулируя в первую очередь региональные и точечные инновации. Доступ к ИНИ способствует выравниванию условий для бизнеса и способствует вовлечению всех территорий (большего потенциала) в инновационные процессы, а также уменьшению региональной асимметрии и преодолению отсталости периферийных районов;
  • повышение уровня функциональной интеграции ИНИ – означает объединение учреждений в выполнении своих функций, что основано на тесном взаимодействии и координации; касается как структурной, так и пространственной оптимизации. Интеграция позволяет обеспечить сбалансированное развитие и повысить функциональность ИНИ, высвободить ее системные свойства. Уровень интеграции ИНИ может быть повышен за счет создания сетей учреждений и сетей сотрудничества;
  • усиление внутреннего потенциала ИНИ – предполагает повышение качества административной, организационной, финансовой, материально-технической и кадровой составляющих такого потенциала, что предполагает соответствующие меры государственной политики;
  • повышение качества предоставляемых услуг – требует модернизации и внедрения новых технологий работы учреждений. Магистральным направлением является упрощение административных процедур взаимодействия предприятий, университетов и научно-исследовательских институтов с учреждениями ИНИ. В этой связи должны быть диверсифицированы формы взаимодействия и сотрудничества, контрактных отношений. Основными механизмами повышения качества услуг выступают: обратная связь с потребителями, контроль со стороны общественных организаций и оценка эффективности выполненных проектов;
  • коммерциализация ИНИ – рассматривается как создание возможностей для продажи и получения финансового результата; предполагает создание эффективных механизмов продажи инноваций на разных стадиях разработки (специальные инновационные биржи, Интернет-платформы и др.), предоставление маркетинговых услуг инновационному бизнесу, помощь в проведении публичного представления компаний;
  • расширение роли ИНИ во внешнем секторе экономики – должно охватывать: совершенствование и реализацию экспортного потенциала базовых отраслей; импортозамещение; привлечение прямых иностранных инвестиций и поддержку прямых зарубежных инвестиций; импорт знаний и технологий; экспорт знаний, технологий, наукоемких (научно-технических) услуг. Такая роль ИНИ в первую очередь касается высокотехнологических отраслей;
  • взаимодействие со всеми секторами, где возникают инновации – в своем функционировании ИНИ должна охватывать не только предпринимательский сектор, но и: военный сектор (где возникает множество новых технологий двойного назначения); гражданский государственный сектор (где возникает множество социальных инноваций); общественный сектор (где также инициируются инновации, которые осуществляются энтузиастами и неправительственными организациями). ИНИ выполняет не только обеспечивающие, но и посреднические функции, дополненные управлением и креативностью (например, в рамках технопарков и венчурных фондов). ИНИ создает передаточные механизмы между секторами возникновения инноваций, способствуя непрерывности и сбалансированности инновационных процессов

Выделение разных секторов возникновения инноваций и учет трансформаций систем науки и образования дополняет экзогенный механизм развития ИНИ, расширяя понимание этого процесса. Развитие ИНИ должен рассматриваться как процесс коэволюции, происходящий на основе взаимного стимулирования и координации изменений данной инфраструктуры с другими секторами и системами.

  • повышение уровня самоорганизации ИНИ – являются естественными свойствами ИНИ как социальной системы. Однако данные свойства не возникают спонтанно, их необходимо поддерживать и стимулировать, даже при значительном государственном участии. Главными мерами по укреплению самоорганизации ИНИ являются: повышение самостоятельности государственных учреждений ИНИ с точки зрения планирования деятельности, использования собственного бюджета и доходов, получения дополнительных доходов за счет предоставления услуг и продажи разработок; повышение институциональной способности системы ИНИ с точки зрения коллективного регулирования за счет создания различных общественных организаций и объединений; укрепление инновационной культуры и становление национального инновацонного менеджмента.

Важной стороной развития ИНИ, связанной с адаптацией к условиям глобализации, является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они коренным образом меняют весь уклад экономики и создают новую базу функционирования ИНИ, которая обеспечивает сетевые взаимодействия, увеличивает степень интеграции и координации. Использование ИКТ позволяет превратить ИНИ в важнейший источник информации для инновационной деятельности. На основе ИНИ должно возникнуть некое информационное пространство, открывающее дополнительные возможности взаимодействия.

Выводы.  В современных экономических системах ИНИ приобретает все более важную роль, и становиться самостоятельной подсистемой. По объективным причинам развитие ИНИ должно быть непрерывным. Это требует формирования нескольких подходов, в рамках которых будут осуществляться соответствующие меры.  В перспективных исследованиях предполагается определить основы разработки государственных программ развития ИНИ.


Литература

  1. Адаманова З.О. Инновационные стратегии экономического развития в условиях глобализации: Монография – Симферополь: КУПГИ, 2005. – 504 с.
  2. Васильева, Т. Н. Технопарки, технополисы, наукограды – М.: РГИИС, 2005. – 165 с.
  3. Нефедьев А.Д. Инновационная инфраструктура Креативная экономика. – 2011. – №10 (58). – С. 42-48.
  4. Журавлева Н.А. Развитие концепции инфраструктуры в экономической науке Проблемы современной экономики. – 2009. – №4(32). – Режим доступа: <m-economy.ru/art.php?nArtId=2831>.
  5. Битлев А.А. Состояние и перспективы инновационной инфраструктуры России  Режим доступа: <cyberleninka.ru/ article/n/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-innovatsionnoy-infrastruktury-rossii>.
  6. Громова Е.В. Особенности функционирования российских технопарков Вестник Московского университета. Серия 6 «Экономика. – 2009. – №6. – С. 15-24.
  7. Луговцов А.В. Формирование и развитие технопарков как инновационной формы бизнеса; автореф. дис. канд. наук: 08.00.05 / МОН РФ; Урал. гос. тех. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 24 с.
  8. Егембердиева С. Модель оценки эффективности инновационной инфраструктуры Казахстана Актуальные проблемы экономики. – 2012. – №12(138). – 340-346.
  9. Федеральный Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» Режим доступа: <innoros.ru/zakonodatelstvo>.
  10. Мухамедова З. Системный подход к развитию инновационной инфраструктуры European Researcher: международный мультидисциплинарный научный журнал. – Сочи: «Исследователь», 2014.– № 7-1. – С. 1257-1262.[schema type=»book» name=»НОВЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТРЫ » description=»Обоснована важность постоянного развития инновационной инфраструктуры в масштабах национальной экономики. Уточнен перечень блоков такой инфраструктуры и выделены общие подходы к обеспечению ее развития (ресурсный, факторный, институциональный, рыночно-предпринимательский, системный и пространственный). Выделены главные направления развития инновационной инфраструктуры, а именно: структурная и пространственная оптимизация; повышение уровня функциональной интеграции; усиление внутреннего потенциала; повышение качества предоставляемых услуг; коммерциализация; расширение роли во внешнем секторе экономики; повышение уровня самоорганизации.» author=»Мухамедова Зарема Хабибовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found