Номер части:
Журнал

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Наука — это система знаний и деятельность по их получению, при высоком уровне развития цивилизации человечество стремится исследовать и открыть неизвестное. Творческие личности нацелены на поиск нового, на выдвижение оригинальных идей.

Критерием научности является теоретичность знания, определяющая цели научного познания.   В основе науки лежат фундаментальные исследования, и на их основе проводятся прикладные исследования.     Научные исследования  – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий и процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач. Исследования характеризуются систематичностью, при этом  упорядочены как сам процесс исследования, так и его результаты. Научным исследованиям присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.     Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему, совокупность понятий. Конеч­ный результат зависит  от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Степень новизны продуктов творческой деятельности человека может значительно различаться. Наибольший интерес исследователей привлекает творчество высших достижений. Главным в нем является обнаружение самой проблемы, а затем и ее решение.

Научное исследование — процесс изучения результатов наблюдений, экспериментов, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды исследований: фундаментальные исследования, выполняемые с целью создания новых знаний, независимо от перспектив применения и прикладные исследования.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования.   Любой научный метод разрабатывается на основе оп­ределенной теории.  Синонимами термина “наука управления” являются “наука о принятии решений”, “системный анализ”, “наука о системах”. Наиболее часто используется термин “Исследование операций”. Отличительными особенностями науки управления являются:

  —  Использование научного метода,

  — Системная ориентация,

  — Использование моделей.

Фундаментальной процедурой любого научного исследования, впервые использованного на практике школой науки управления, является научный метод. Он состоит из трех этапов.

  1. Наблюдение, объективный сбор и анализ информации по проблеме и ситуации.
  2. Формулирование гипотезы. Формулируя гипотезу, исследователь выявляет имеющиеся альтернативы — варианты действий — и их последствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях.
  3. Верификация. В третьей фазе верификации или подтверждения достоверности гипотезы исследователь проверяет гипотезу, наблюдая результаты принятого решения.

Второй особенностью научного подхода к управлению является системная ориентация. Третья особенность науки управления — использование моделей.    Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Модель- это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Использование моделей позволяет преодолеть ряд трудностей.  К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее. Реальный мир организации исключительно сложен, и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, то оценить его можно, лишь упростив реальный мир с помощью моделирования. Встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы.

Моделирование — единственный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать. Существует несколько типов моделей: Концептуальная модель —  предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой. Физическая модель.  Отличительная характеристика физической  модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Аналоговая модель  представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Так, график, показывающий соотношения между объемом производства и издержками является аналоговой моделью.

Математическая модель.  В математической модели, называемой также символической, используются математические зависимости для описания свойств или характеристик объекта или события. Вероятно,  математические модели относятся к типу моделей, чаще всего используемых при принятии организационных решений.

Имитационная модель —  воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.

   Процесс построения модели основан на классическом научном методе:

  1. Постановка задачи, точное диагностирование. Руководитель,разрабатывающий или заказывающий модель, должен отличать симптомы от причин.
  1. Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Специалист по науке управления должен определить, какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей главным целям и выдающей на выходе нужные сведения. К другим факторам, требующим учета при построении модели, следует отнести расходы и реакцию людей.
  2. Проверка модели на достоверность – верификация.  Специалист по науке управления должен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель.
  3. Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока он не принята, не понята и не применена на практике.
  4. Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешным, почти наверняка она потребует обновления.

Научный метод — совокупность основных способов получения  новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменовсистематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится математическое описание — модель изучаемого объекта.

В современной науке существует несколько моделей творческой деятельности. В них выделяют четыре основных этапа творческого процесса: 1) сознательное преобразование информации; 2) созревание идеи в бессознательном; 3) переход идеи из бессознательного в сознание; 4) проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация. Первый и четвертый этапы представляют собой логический поиск и преобразование необходимой для созревания интуитивного решения информации, а также анализ этого решения. Второй и третий этапы — иррациональная деятельность сознания. Таким образом, в творчестве неразрывно связаны противоположные типы мышления. Существует множество технологий решения творческих проблем. Например, в основе метода аналогии лежит метод сравнения.  Метод аналогии тесно связан с методом моделирования. Метод моделирования предполагает изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. В основе этого метода лежит существенное сходство объекта- оригинала и его модели.

В современной науке используются несколько типов моделирования: предметное, мысленное, знаковое и компьютерное. Предметное моделирование представляет собой использование моделей, воспроизводящих определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики прототипа. Символическое (знаковое) моделирование использует в качестве моделей схемы, чертежи, формулы. В них в условно-знаковой форме отражаются какие-то свойства оригинала. Разновидностью знакового моделирования является математическое моделирование, осуществляемое средствами математики и логики. Язык математики позволяет выразить любые свойства объектов и явлений, описать их функционирование или взаимодействие с другими объектами с помощью системы уравнений. Так создается математическая модель явления. Часто математическое моделирование сочетается с предметным моделированием. Компьютерное моделирование получило широкое распространение в последнее время. В данном случае компьютер является одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющим оригинал.

Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов и требований обеспечить успешное решение конкретных практических проблем, добиться оптимального  функционирования и развития объектов и в целом обеспечивается  приращение знания.

Наука информатика изучает технологию – т.е. конкретные способы обработки, передачи и использования информации. Появился новый вид технологий – информационные технологии. К ним относятся процессы, в которых основой, сырьем переработки и выдаваемой продукцией является информация.  В 1948 г. американский математик Норберт Винер провозгласил новую науку – кибернетику, проблему искусственного интеллекта и ввел новую научную категорию – “управление”.[1]  Выделение категории “управление” позволило воспользоваться понятием информации и положить в основу кибернетики изучение законов передачи и преобразования информации. Сущность принципа управления: движение и действие больших масс или передача и преобразование больших количеств энергии направляются и контролируются при помощи небольших количеств энергии, несущих информацию. Этот принцип лежит в основе организации и действия любых управляемых систем: автоматических машин, живых организмов, социальных систем. Таким образом, кибернетика – это наука об общих законах получения, хранения, обработки и передачи информации.

Термин “информация” как научный термин введен Клодом Шенноном – автором теории информации.

     Современная информационная технология — это технология, использующая компьютеры и телекоммуникационные средства. Среди информационных технологий общего назначения  наиболее широко используются:· офисные технологии, мультимедиа-технологии, интернет — технологии.

Информатика как фундаментальная наука  занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Можно выделить следующие основные научные направления в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.

Информатика как прикладная научная дисциплина занимается:

   — изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

  -созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

  — разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Задачи информатики состоят в следующем:

   -исследование информационных процессов любой природы;

   -разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

   -решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Подавляющее большинство информационных систем работает в режиме диалога с пользователем. Типичные программные компоненты информационных систем включают: диалоговую подсистему ввода-вывода, подсистему, которая реализует логику диалога, подсистему прикладной логики обработки данных, подсистему логики управления данными. Для сетевых информационных систем важным элементом является коммуникационный сервис, обеспечивающий взаимодействие узлов сети при общем решении задачи

В работе информационной системы можно выделить следующие этапы:

   -Зарождение данных — формирование первичных сообщений, которые фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.

   -Накопление и систематизация данных — организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных сведений, методическое обновление данных, защита их от искажений, потери, деформирование целостности и др.

   -Обработка данных — процессы, вследствие которых на основании прежде накопленных данных формируются новые виды данных: обобщающие, аналитические, рекомендательные, прогнозные. Производные данные тоже можно обрабатывать, получая более обобщенные сведения. Далее этап -отображение данных.

Методы информационного моделирования были разработаны и впервые использованы для построения прогнозов, связанных с научно-техническим прогрессом. В настоящее время эти методы все более и более применяются при прогнозировании экономических процессов.  Модель является одним из важнейших инструментов экономичес­кого прогнозирования, научного познания исследуемого процесса. Содержанием процесса моделирования является конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделе­ния его существенных характеристик или признаков, теоретический и экспериментальный анализ модели, сопоставление результатов моделирования с фактическими данными об объекте или процессе, корректировка и уточнение модели. Система экономико-математических моделей экономического типа служит для описания относительно сложных процессов экономического или социального характера.   Она представляет собой систему фор­мализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи эле­ментов, образующих экономическую систему.  Таким образом, под экономико-математической моделью понимается методика доведения до полного, исчерпывающего описания процесса получения и обработки исходной информации и правил решения рассматриваемой задачи в достаточно широком классе конкретных случаев.

Экономическое моделирование основано на обработке статистической информации ретроспективного характера, оценке отдельных переменных величин, их параметров. В экономическом и социальном прогнозировании широко используются различные модели. Экономическое прогнозирование имеет большое значение для развития теории и практики управления народным хозяйством.

Список литературы:

  1. Винер Н.Кибернетика и общество. – М.: Издательство иностранной литературы, 1958. – С. 5-20
  2. Глинский Б.А. Модели­рование как метод научного исследования. М.: изд-во МГУ, 1965.-246
  3. Емельянов А.А.Имитационное моделирование экономических процессов/ под ред. А. А. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2009. — 416

[1] Винер Н. Кибернетика и общество. – М.: Издательство иностранной литературы, 1958. – С. 5-20[schema type=»book» name=»НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ» author=»Устинова Лилия Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6775

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх