Номер части:
Журнал

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Формирование модели страхования рисков автотранспортных средств и ее оценка представляет интерес для владельцев и пользователей автотранспорта при его эксплуатации. Основными видами автотранспортного страхования являются: страхование средства транспорта, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование от несчастных случаев водителя и пассажиров автотранспортного средства. Автострахование делится на две основные группы:

1) ОСАГО  — обязательное автострахование;

2) КАСКО — добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страхование гражданской ответственности автовладельцев (или пользователей транспортного средства)  проводится в обязательной форме в большинстве стран мира, создавая источники выплат потерпевшим, которые не зависят от финансового положения причинителей вреда и осуществляются страховыми компаниями, устанавливая обязательность такого страхования.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1] должна выплачиваться страховая сумма при наступлении страхового случая.  Установлено, что страховые тарифы, их структура и порядок применения утверждаются Правительством Российской Федерации. Тарифы должны пересматриваться каждые полгода и последние изменения 2014 года в законодательной базе установили «…размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей — выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи…в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей с учетом требований пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, в размере не более 400 тысяч рублей…» [2].

В страховании автотранспортных средств используется широкий перечень видов страхования, предусматривающих условия страхования возможных рисков, — от страхования отдельных рисков, таких, как причинение ущерба автотранспортному средству или угон автотранспортного средства, до принятия на страхование всех рисков, которое часто называют в практике страхования «автокаско». В автостраховании страховая сумма принятого на страхование транспортного средства может быть определена как действительная (рыночная) цена транспортного средства на дату заключения договора страхования, определяемая как стоимость нового транспортного средства с учетом износа, или устанавливается по соглашению между страховщиком и страховой компанией, но не может быть выше реальной рыночной цены автомобиля. При страховании от несчастного случая и страховании ответственности стороны договора могут установить любую согласованную между ними страховую сумму. «Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости. Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России» [2].

Для разработки модели оценки автотранспортного средства и определение размера страховой суммы также за основу возьмем законодательный акт, в котором принято, что «…независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:

а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов)» [2].

В настоящей работе рассмотрим модель оценки на примере автомобиля Toyota Camry [6,7,8]. Для оценки рыночной стоимости используются три общепринятых подхода: затратный, сравнительный, доходный [5, С.22]. В данном случае используем сравнительный и затратный подходы. Не всегда совпадает и дата оценки с текущим моментом времени ее проведения. В задании на оценку ее дата может относиться к будущему или даже к прошлому времени [10, С. 67].

Транспортное средство Toyota Camry приобреталось в салоне у официального дилера [9]. Для внешнего осмотра было предоставлено оцениваемое транспортное средство, в результате чего был составлен Акт осмотра транспортного средства № 22 от 7 Апреля 2013 г. Осмотром установлено, что номера: двигателя, кузова, цвет лакокрасочного покрытия, регистрационный знак соответствуют записям в свидетельстве о регистрации.

Согласно Акту осмотра транспортного средства № 22 от 7 Апреля 2013 г., было определено состояние конструктивных элементов оцениваемого автомобиля: повреждены лакокрасочное покрытие левого переднего крыла, передние тормозные колодки, а также вследствие неаккуратных действий водителя (а именно въезда в гараж) повреждён передний бампер [6].

Оценка рыночной стоимости объекта оценки проводилась в соответствии с действующими нормативными документами [3,4,7].  За основу применялись следующие параметры расчёта.

Таблица 1.

Исходные параметры расчёта рыночной стоимости Тойота Камри

№п/п Показатели              Характеристика
     1 2 3
1 Марка, модель       Тойота Камри
2 Тип ТС        Легковая
3 Дата выпуска        2011
4 Категория ТС (А, В, С, D, Е, прицеп)         Е
5 Двигатель №         2MZ — FE
6 Шасси (рама) №          отсутствует
7 Кузов(кабина, прицеп) №          JTNBFYFK703008072
8 Цвет кузова (кабины, прицепа)          чёрный
9 Пробег расчётный (км) 30 000
10 Дата оценки 7.04.2013
11 Дата осмотра: год    2013   месяц    4
12 Дата начала эксплуатации: год    2011   месяц    4
13 Среднегодовой пробег км.  15 000
14 Длительность эксплуатации лет   2
15 Мощность двигателя, л. с. 181
16 Рабочий объем двигателя, куб. см. 2494 см3
17 Тип двигателя бензиновый
18 Комплектация «Комфорт»

—           Климатическая система: 2х зонный климат-контроль

—           Обивка сидений: ткань

—           Отделка салона: пластик

—           Передние и задние датчики парковки

—           Тип фар: галогеновые


Рыночная стоимость автомобиля определенная в рамках сравнительного подхода с учётом округления составляет 960 000 рублей. Весовые коэффициенты распределим следующим образом: затратному подходу – 30%, а сравнительному – 70%.

На основании информации, предоставленной и проанализированной в приведенной выше оценке, приходим к заключению: рыночная стоимость транспортного средства — Toyota Camry  по состоянию на 7.04.2013г. с учётом округления составила: 920 000 рублей (девятьсот двадцать тысяч) рублей. Данная стоимость укладывается в рамки законодательной базы по выплате страховой суммы. Но в качестве общих рекомендаций по проведенной модели оценки необходимо усовершенствовать методические рекомендации путём создания либо определённых корректировок на эксплуатацию в других регионах, либо отдельной методики расчёта. Также следует заметить, что в Методическом руководстве не указывается, что стоимость запчастей заменяемых в ходе ремонта нужно учитывать с износом. В оценочной практике износ  начисляется, а независимые оценщики руководствуются в этом случае Международными стандартами оценки.

Список литературы:

  1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. закон от 25 апр. 2002 г. № 40-ФЗ: [ред. от 04.11.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002.– № 18.– Ст. 1720.
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ: [ред. от 28.07.2014 г.] // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 2014.– № 30 (ч. I).– Ст. 4224.
  3. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ: [ред. от 08.03.2015 г.] // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 1998.– № 31.– Ст. 3813.
  4. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утв. Банком России 19.09.2014) №432-П. — (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2014 №34245). — [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169483/#p8

    (дата обращения: 21.03.15 г.).

  5. Вейг Н.В. Оценка машин и оборудования: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 127 с.
  6. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (утв. Минтрансом РФ 10.12.1998 г.) (с изм. от 21.02.2005 г.). – М.: Минтранс РФ, 1999.
  7. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. — Руководящий документ. — № РД 37.009.015-98 (утв. Министерством экономики РФ 04.07.1998 г.). – М.: Министерство экономики РФ, 1998.
  8. Оценка транспортных средств. — [Электронный ресурс]. – URL: https://оценка-24.рф/property/transport (дата обращения: 21.03.15 г.).
  9. 9.Официальный дилер Тойота. —  [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 21.03.15 г.).

    10.Практика оценки стоимости машин и оборудования: учеб/А.П. Ковалев, А.А. Кушель, И.В. Королев, П. В. Фадеев – М.: Финансы и статистика, 2007. –  272 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» author=»Щербина Оксана Юрьевна, Мохнарылова Наталья Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6775

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх