Номер части:
Журнал

МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЯЖЕЛЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЯЖЕЛЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





В условиях трудного политического и экономического климата в мире государство обеспокоено снижением числа представителей малого предпринимательства. Внимание сконцентрировано на проблемах малого бизнеса, так как достаточно большая доля занятых людей приходится именно на работников этого сектора, а это означает, что данная сфера – основа роста экономики.

Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию среднего слоя в обществе.

Государство активно проводит программы поддержки малого бизнеса как федерального масштаба, так и регионального. Например, областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. N 1483-ПП, в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 29 мая, 11 июля, 29 октября, 18 декабря 2012 г., 22 мая, 5 июля 2013 г. Ее целью является содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области для повышения их конкурентоспособности.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и многое другое. В 2013 году по «Федеральной программе субсидий для развития малого бизнеса» были направлены средства федерального бюджета в размере 55% на прямые субсидии предпринимателям, 45% — на создание объектов инфраструктуры поддержки (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение средств федерального бюджета на реализацию программы по предпринимательству в 2013 году [4]

Наименование мероприятия Выделено, млрд. руб. % от общего лимита Количество регионов, участвующих в программе, ед.
Субсидии регионам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 18,03 91 82
Поддержка предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство 2,03 10,2
в том числе:

грантовая поддержка начинающих

1,12 5,6 44
Перевооружение и модернизация производства, в том числе: 5 25,2 75
поддержка лизинга малых компаний 3 15,1 72
Поддержка малых инновационных компаний 1,14 5,8 59
Расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе: 4,33 21,9
создание микрофинансовых организаций 2,25 11,4 35
создание гарантийных фондов 2,08 10,5 35
Создание и развитие объектов инфраструктуры содействия предпринимательству, в том числе инновационной инфраструктуры 2,93 14,8
Иное (поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода), мероприятия по энергоэффективности, техприсоединению) 2,6 13,1
бизнес-инкубаторы — от 900 кв. м., промпарки — от 20 тыс. кв. м., технопарки — от 5 тыс. кв. м 1,79 9 20
ВСЕГО 19,82 100 82

Однако, согласно данным за 2013 год, было зафиксировано снижение числа индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств на 431686 единиц по сравнению с предыдущим годом. Причиной этого явления послужило существенное повышение обязательных страховых взносов для представителей малого бизнеса в 2013 году (с 17 208,25 руб. в 2012 году до 35 664,66 руб. в 2013 году), что повлекло за собой массовое снятие с учета предпринимателей (которое началось еще в конце 2012 года) [2].

Это доказывает, что самое сильное влияние на развитие предпринимательства в нашей стране оказывает налоговая политика. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса и влияние это — мгновенно, а неудачные налоговые решения приводят к катастрофическим последствиям. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйственного производства ограничивает финансовые возможности малых предприятий по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляющее действенность налоговых льгот, препятствующее притоку инвестиций.

Программы развития малого предпринимательства становятся всё более актуальными, поскольку в большинстве российских регионов имеет место потребность в продукции, с производством которой лучше всего справятся небольшие предприятия и фирмы. Тем, кто осуществляет свою деятельность в таких отраслях, местная администрация предлагает определённое возмещение затрат, а также лизинг оборудования на основе льготных условий. Данная поддержка просто необходима для развития малых фирм и предприятий.

Однако, стоит заметить, что существующие в настоящее время программы поддержки малого предпринимательства малоэффективны. Но все же, мы можем заметить, как правительство Российской Федерации стремится исправить ситуацию, вводя новые законы о налогообложении.

В качестве одного из примеров таких изменений является закон о налоговых каникулах для малого бизнеса, вступивший в силу с 1 января 2015 года[1]. По данному закону индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут в течение двух налоговых периодов применять нулевую налоговую ставку. Документ предусматривает, что субъекты Российской Федерации самостоятельно будут определять конкретные виды предпринимательской деятельности, относительно которых будет применяться налоговая ставка в 0 процентов, а также устанавливать дополнительные требования к налогоплательщикам (количество наемных работников, предельный доход за налоговый период и другие). При этом предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз. По итогам налогового периода доля доходов от реализации предпринимательской деятельности, в отношений которой применялась данная налоговая ставка, должна быть не менее 70 процентов. Таким образом, данный законопроект будет способствовать вовлечению в экономику большего числа физических лиц и развитию малого бизнеса, что на прямую повлияет на экономическую ситуацию в стране.

Более того, 17 марта 2015 года, в рамках «антикризисного плана», Комиссией Правительства был одобрен законопроект, внесенный Министерством Финансов, о специальных налоговых режимах для малого бизнеса. Согласно этому изменению, законодательным  органам государственной власти субъектов Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставляется право устанавливать налоговые ставки в зависимости от различных видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков, а так же особенности определения налоговой базы. Кроме того, региональным властям предоставляется право снижать ставки от 1% до 6% по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов. Этот законопроект направлен на развитие малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек в целях устойчивого развития экономики и социальной стабильности[5].

Так же государство предоставляет субсидии на развитие малого бизнеса. Для предприятий со средней численностью работников менее 15 человек максимальный размер субсидии — 1 млн. руб., но не более 50% от произведённых затрат для одного субъекта малого и среднего предпринимательства. Для предприятий, у которых средняя численность работников составляет 15 человек и более максимальный размер субсидии — 10 млн. руб., но не более 50% от произведённых затрат для одного субъекта малого и среднего предпринимательства [3].

Самым свежим нововведением для поддержания малого и среднего бизнеса является проект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации. Данный законопроект предусматривает сокращение сроков регистрации и облегчение данной процедуры для представителей малого предпринимательства. Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 16 апреля 2015 года.

Последние решения по малому и среднему бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого и среднего бизнеса. Институт малого предпринимательства играет позитивную роль в экономике России, так как малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда возникает  необходимость поддерживать и развивать эту отрасль со стороны государства, проводя продуктивную налоговую политику, а так же обеспечивая малый бизнес долгосрочными эффективными программами стимулирования.

Литература и примечания:

  1. Федеральный закон от 29.12.2014 №477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
  2. Аналитический доклад «ФинЭкспертиза»: «Что тормозит рост предпринимательской активности: кризис или налоговое бремя?» .
  3. Годовой отчет о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства 2014г. [Электронный ресурс]:  https://sofp.ru/about/documenty/ (дата обращения 15.05.2015г)
  4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Минэкономразвития России, 2013, 32с.
  5. Статья от 17.03.2015 о внесении Минфином законопроекта о специальных налоговых режимах для малого бизнеса. Электронный ресурс: https://government.ru/dep_news/17238/ (дата обращения 05.05.2015)[schema type=»book» name=»МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЯЖЕЛЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ» description=»В связи с повсеместным обсуждением вопросов поддержки и стимулирования малого бизнеса в трудных экономических и политических условиях, автор считает, что рассмотрение этой темы является актуальным.» author=»Истомина Юлия Владимировна, Демина Мария Ильинична, Исайчик Ксения Федоровна, Назарова Юлия Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх