Номер части:
Журнал

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: , Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. Экономические науки. ; ():-.





Для разработки методологии инноваций в условиях рыночной экономики, основанной на международных стандартах, для координации работ по сбору, обработки и анализу информации о науках и инновациях в рамках организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) в свое время была создана группа «Руководства Фраскати» национальных экспертов по показателям науки и техники. Эта группа создала методику под названием «Руководство Осло» (Осло, 1992г.). В соответствии с руководством Фраскати «инновацию определяют как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на Рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [6, с 44].

Как видно из вышеперечисленного определения инновационная деятельность состоит из цепочек инновационных преобразований, начиная от идеи до предоставления новых продукций или услуг потребителям, а также технологических усовершенствований в промышленном производстве. Учитывая то, что процесс обозначает преобразовательное действие между двумя событиями, то инновационный процесс является инновационным преобразованием между двумя событиями, т.е. инновационным преобразованием между идеей и ее опытном перевоплощении в виде пробного образца в промышленном производстве, между пробным образцом новой продукции и его улучшенным видом на этапе промышленного производства, между выпуском новой продукцией  и его выходом на новые рынки сбыта и т.д.

Согласно Джеймсу Брайту инновационный процесс – процесс преобразования научного значения в физическую реальность, изменяющую общество. Он также является единственным в своем роде процесс, который объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление [5, с.17]. Следует заметить, что по Дж.Брайту инновационный процесс охватывает не только сферу производства и предпринимательства, но и сферу социальных услуг, и сферу управления обществом.

Инновация как процесс развития промышленного производства имеет свои специфические характеристики. Инновация — научно-техническая и производственная деятельность предприятия в области: разработки и внедрения новой продукции; модернизации и усовершенствования выпускаемой продукции; дальнейшего развития производства традиционных видов продукции; снятия с производства устаревшей продукции. Используя подход Дж. Брайта можно заметить, что инновационный процесс не только охватывает производственную сферу, но в последние годы он проявляется также в социальной сфере и в сфере услуг.

По мнению Й.Шумпетера [7] — основоположника инновационной теории и австрийской школы, ключевое место в развитии экономики, в ее цикличных колебаниях занимает инновационные процессы, которые встречаются в организации производства, покупательской способности, полезности, спросе, потребности и т.п.  Как видно из подхода Й.Шумпетера инновационный процесс также охватывает не только производственную и предпринимательскую деятельность, но сегменты рынка, его покупательскую способность, группы потребителей, маркетинг и рекламную деятельность, а также и рынки сбыта.

 Учитывая то, что преобразованные и улучшенные новые товары при выходе на внешний рынок конкурируют с товарами-аналогами на международном рынке, то инновационный процесс также охватывает внешнеэкономические отношения.

По мнению автора, на организацию инновационного процесса влияют несколько факторов [1]:

1) фактор новизны. Новизна должна присутствовать в конечных результатах инновационного процесса в виде предложенного на рынке нового продукта или новой услуги. Точно также необходима степень новизны и в технологических процессах, сопутствующих производственному процессу. Точно также фактор новизны должен присутствовать и конструкторских улучшениях новых продуктов – в увеличении их ассортимента, форм, цвета, дизайна, упаковки и т.д.;

 2) фактор наукоемкости. Каждый новый продукт разрабатывается учеными и специалистами на стадии НИОКР (R&D);

3) фактор трудоемкости. Труд ученых, конструкторов и проектировщиков на этапе НИОКР (R&D) и специалистов-производственников на этапе организации производства опытного образца требует больших трудовых затрат, ненормированного рабочего дня;

4) фактор времени. Сокращение циклов «наука-производство», «производство-потребление», «наука-производство-потребление», а также «маркетинг – наука – производство – потребление – маркетинг — рекламная деятельность» влияет на получение добавочной прибыли предпринимателями-новаторами первыми в мире;

5) фактор распространения. Новшества, особенно новые продукты широкого потребления (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, нетбуки, флешкарты и т.д.) или новые информационные технологии (поисковые системы — Google, Vikipediya, электронные ресурсы различных организаций и государств – e-government, e-trade, e-banking, e-tax, e-science, социальные сети – Facebook, Instagram, Twitter, Badoo, MeetMe, корпоративные сайты и т.д.) молниесно распространяются среди потребителей, охватывающий все страны мира;

6) фактор риска. Обычно предприниматели предпочитают закупать инвестиционные проекты, которые дают небольшой, но стабильный заработок. Лишь предприниматели-новаторы заинтересованы в рисковых инновационных проектах, которые в основном высокозатратны и без прибыли на ближайший период, но в будущем при удачном стечении обстоятельств получают не только высокую прибыль, но и дополнительную прибыль в виде бонуса за промышленную собственность, защищенную международным патентом на несколько десятилетий;

7) фактор увеличения затрат. Существенные изменения параметров, свойств изделий новой продукции приводит к увеличению себестоимости, стоимости продукции. На этапе НИОКР (R&D) предприниматели создают бюджет также на маркетинговые исследования и на рекламную деятельность (до 60% стоимости новой продукции), что приводит к большим затратам.

Наличие в составе инновационных процессов некоторых типов имитаторов свидетельствует о трансферте инноваций, их более широком рыночном распространении. Трансферт в данном случае выступает в роли рыночного регулятора диффузных процессов. Согласно теории диффузии инноваций, посвященной исследованию процесса создания и распространения нововведений, возможны три вида диффузии, или рассеивания, инноваций по территориальному признаку. При диффузии расширения инновации распространяются от места возникновения равномерно по всем направлениям. Если инновация распространяется в определенном направлении, то речь идет о диффузии перемещения. Также возможно и смешанное распространение, обладающее признаками обоих видов [3, c.46].

Таким образом, результатами процесса распространения инноваций выступают:

  • межотраслевой перелив капитала (инвестиции устремляются в инновационные виды деятельности, ибо они потенциально более прибыльны);
  • изменение технологического уклада в отрасли возникновения инновации;
  • массовое появление товаров с более высокими потребительскими свойствами.

В свою очередь рассматривая роль инновационных процессов в национальной экономики, А.И.Пригожин [4, с.270-275] классифицирует инновации таким образом:

1) по месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые;

2) по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические.

Твисс в свою очередь подразделял инновационный процесс на 2 подвида: инновационный процесс с ориентацией на новый продукт и инновационный процесс с технико-рыночной ориентацией [5].

Изучение вышеперечисленных классификаций приводит к той мысли, что инновации подразделяются не только на продуктовые и процессуальные, но и имеют ориентацию на 1) непосредственного потребителя и производителя; 2) и ориентированы на рынок и на абстрактный потребитель. По мнению автора, разделение инноваций на продуктовые и процессуальные явление не только производственно-технологическое, но и социальное по сути. Ведь результатами нововведений могут быть не только продукты или услуги, также нововведения в виде новых технологий (high tech, Information technology, bio technology, nana technology and etc.). А процесс между двумя результатами – первичным и окончательным – тоже можно назвать инновационным, так как все этапы участвуют в процессе преобразования, видоизменяя одну или несколько характеристик первичного объекта [1]; [2]; [6].

Автором разработана также принципиальная схема инновационных преобразований со стороны государства (Рис. 1.). Как видно из этой принципиальной схемы инновационные преобразования начинаются с выработанной государственной инновационной политикой развития национальной экономики. Выбор приоритетных направлений инновационного развития государством охватывает также сферу внешнеэкономических отношений. Естественно, внешнеэкономическая сфера инновационных преобразований проявляет себя непосредственно в научно-техническом сотрудничестве, в развитии кооперационных связей или совместного предпринимательства, в привлечении иностранных инвестиций в промышленное производство и в другие отрасли национальной экономики, а также в торгово-экономических операциях.

Как видно из предложенного рисунка, автор рассмотрел также производственно — промышленную базу инновационных продукций в

наукоемких и высокотехнологических отраслях экономики и возможности инфраструктуры инновационных услуг, предложенных отечественными производителями и посредниками с целью реализации их во внешнем рынке.

По мнению автора, инновационные преобразования, в первую очередь, проявляются в подготовке высококвалифицированных специалистов, ИТР и повышении квалификации промышленно-производственного персонала (п.п.п.), в улучшении качественных характеристик научно-технического и производственно-экономического потенциалов, в обновлении ОПФ, в применении новых источников финансирования промышленного производства (особенно в создании новых видов продукции), во внедрении новых маркетинговых стратегий и в поиске новых видов энергий, топлива, заменителей, в применении новых видов рекламы.

Как видно из предложенного рисунка инновационные процессы регулируется государством, посредством организационных мер воздействия – разработка общей стратегии и тактических задач, внедрение механизмов управления, методов воздействия, мониторинга, функций, задач, правовых норм, рычагов и т.д.

Вследствие рассмотренных нами признаков инновационных процессов можно выделить следующие этапы инновационных процессов для экспортно-ориентированной новой научно — технической продукции. По мнению автора, этапами внешнеэкономических инновационных процессов являются [1]:

  • Постоянное исследование рынка конкурентоспособных научно-технических продукций и научно-технологических услуг. Изучение сегментов конкурентных рынков и групп потребителей;
  • Разработка идеи нового продукта или услуги, НИОКР (R&D) опытного образца;
  • Налаживание серийного производства новой продукции и соответствующих ей новых технологий;

  • Параллельная подготовка и организация маркетинговых исследований, разработка бюджета рекламной деятельности. Выявление рынков сбыта предполагаемого нового товара или предложенной услуги;
  • Внедрение на рынок новой научно-технической продукции и постоянное наблюдение за реакцией потребителей;
  • Укрепление позиции на старых рынках и проникновение на новые рынки путем постоянного повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Последний этап более всего изучает и раскрывает суть внешнеэкономических инновационных процессов.

Как видно из вышестоящего рисунка (рис. 2.), разработанного автором, государственное регулирование инновационных процессов невозможно представить без выбора приоритетных инновационных направлений развития, без государственной юридической поддержки, без действенной государственной стратегии развития научно — технического сотрудничества и совместного предпринимательства, без финансовой поддержки, мониторинга и регулируемых мер по повышению научно-технического и производственно-экономического потенциалов страны.

Предприниматели, в свою очередь, внедряют новые технологии, обновляют ОПФ, оценивают конкурентоспособность предполагаемой продукции, вносят конструктивные и технологические изменения, полученные в ходе покупательского опроса в процессе маркетинговых исследований.

В свою очередь технологические изменения неразрывно связаны с повышением производственно-экономического, затем и научно-технического потенциалов и государственным маркетингом, так как производство принципиально новой продукции с целью выхода их на внешний рынок сбыта требует постоянные маркетинговые исследования и непрерывную рекламную кампанию  международного уровня.

Следовательно, автор предполагает исследовать инновационные процессы согласно предложенной схеме м дать оценку государственному регулированию инновационными процессами во внешнеэкономической деятельности с учетом особенностей инновационных преобразований во внешнеэкономической деятельности и последовательности их внедрения в промышленное производство.

Исходя из вышеперечисленного, автор приходит к следующему методологическому выводу, что внешнеторговая деятельность неразрывно связана с инновационным процессом. Без инновационных преобразований в национальной экономике невозможно выпускать конкурентоспособную промышленную продукцию, развивая перспективные отрасли и свертывая неконкурентоспособные производства. И с целью защиты конкуренции существует, как минимум три метода госрегулирования: во — первых, введение запретительных мер на монопольную  деятельность  (на примере антитрестовского законодательства Англии и США) и, во-вторых, регулирование цен на экспортно-ориентированную продукцию отечественных предприятий, в-третьих,  гарантировать национальным производителям защиту от недобросовестной конкуренции иностранных экспортеров [1].

Учитывая эти особенности, автор дает новое определение инновационного процесса и внешнеэкономических инновационных процессов. Инновационный процесс в отличие от инновационной деятельности включает в себе в первую очередь сложную процедуру проникновения новых идей до массового производства и охватывает большой объем потребительских групп, используя при этом многогранные правовые организационные, управленческие финансовые, маркетинговые и другие особенности самого процесса [1].

Следовательно, внешнеэкономический инновационный процесс является  частью самого инновационного процесса и включает в себе все вопросы преобразования,  проникновения, распространения, коммерциализации инновационных идей в виде товаров и услуг в другие страны, различные рынки (европейский, стран третьего мира, стран исламских государств и т.д.) и альянс финансовых структур мира. Внешнеэкономический инновационный процесс включает в себя так же поиск уровней, новаторских идей на международном рынке, маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, финансовое обеспечение и коммерциализация новых идей, новаций и новшеств, а также поиск и выбор стратегических решений с целью получения выгоды.

Литература.

  1. Абасова С.Г. Госрегулирование инновационных процессов в в промышленности Азербайджана. Мюнхен, LAP — Lambert Academic Publishing, 2013, 177c.
  2. Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью.  г. Железнодорожный Моск. Обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2006, 356с.
  3. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики.М.:Изд-во «Дашков и К»,2010, 368 с.
  4. Пригожин А.И. Нововведение: Стимулы и перспективы. М.: Политиздат, 1989.
  5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1989, 271с.
  6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб., Питер, 2006, 448с.
  7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, 455с.
    К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    Эта статья посвящена вопросам методологии к определению внешнеэкономических инновационных процессов. Автором рассмотрены методологические подходы зарубежных, российских ученых в изучении инновационных процессов, выделены факторы, влияющие на инновационные процессы, в том числе на инновационные процессы во внешнеэкономической деятельности.
    Written by: Абасова Самира Гусейн кызы
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)
    Available in: Ebook
Список литературы:


Записи созданы 6768

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх