Номер части:
Журнал

Казначейская система как фактор повышения эффективности использования бюджет-ных средств



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . Казначейская система как фактор повышения эффективности использования бюджет-ных средств // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Создание Федерального казначейства Указом Президента Российская Федерации от 8 декабря 1992 №1556 явилось одним из наиболее значимых событий в становлении и укреплении финансовой системы страны.

На протяжении всего времени с момента образования органов Федерального казначейства активно развивались и совершенствовались казначейские функции и полномочия.

В своей деятельности органы Федерального казначейства руководствуются положениями бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, федеральными законами и приказами Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2000  года №703 Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по:

-исполнению федерального бюджета;

-кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-осуществлению предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.[1].

Так, важным шагом в развитии Федерального казначейства явилось вступление в действие 1 января 2000 года изменений в  Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые определили на средне и долгосрочную перспективу следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

— закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;

— обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

— определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

— установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое и эффективное использование выделяемых им средств.[2].

С воссозданием и непрерывным совершенствованием деятельности органов Федерального казначейства финансовая система получила иммунитет от неэффективного использования бюджетных средств. За прошедшие годы Федеральным казначейством проделана большая работа по укреплению системы исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и муниципальных образований, создана система органов Федерального казначейства.

Важными преобразованиями в процессе становления казначейской системы за прошедшие годы, способствовавшими эффективному использованию бюджетных средств  явились:

-реализация принципа единства кассы, которая позволила зачислять все кассовые поступления и осуществлять все кассовые выплаты с единого счета бюджета;

-с утверждением Приказа Минфина России от 10 июня 2003 года №50н реализована организация между Федеральным казначейством и главными распорядителями средств федерального бюджета системы электронного обмена документами: казначейскими уведомлениями, расходными расписаниями, реестрами расходных расписаний, выписками из лицевых счетов главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, платежными поручениями, что способствовало доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета;

-введение в действие инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 №70н, что позволило обеспечить переход к ведению бюджетного учета в совершенно ином, предметно — целевом методе;

— перевод с 1 января 2006 года на кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в органы Федерального казначейства, что явилось существенным фактором упорядочивания бюджетного процесса в Российской Федерации и оказало положительное влияние на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации в целом. В результате проведенных мероприятий все бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обслуживаются  в органах Федерального казначейства.

Федеральное казначейство сегодня – это платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований, представляющая собой динамично развивающуюся, надежную и передовую систему.

В наши дни казначейская система является важнейшим звеном в системе управления государственными финансами, которая саморегулируется и самонастраивается для повышения эффективного использования бюджетных средств.

Правительством Российской Федерации совместно с Министерством финансов России и Федеральным казначейством  ведется непрерывная работа по совершенствованию бюджетного законодательства, разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин указывает на ключевой для новой модели госуправления принцип: «ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы» [3].

Одним из результатов совместной деятельности  Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской федерации и Казначейства России, федеральных органов исполнительной власти явилась Программа  повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года №2593-р. Программа представляет собой  единое стратегическое направление Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами. Она содержит широкий комплекс мер по повышению эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств.

Основными задачами программы являются:

— долгосрочная устойчивость и сбалансированность федерального бюджета;

 -разграничение расходных обязательств и доходных источников, обеспечение устойчивости и сбалансированности региональных и местных бюджетов;

-полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;

-реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;

-повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;

-повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.[4].

Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.

Для достижения вышеуказанных целей Казначейством России разработана и  внедрена  Стратегическая карта Казначейства России на 2015-2019 годы в которой намечены основные цели и задачи направленные на эффективное использование бюджетных средств, результатом реализации  которых в среднесрочной перспективе будут являться:

— обеспечение сохранности финансовых ресурсов  государства;

-эффективное управление общественными (государственными и муниципальными) финансами;

-усиление контроля за организациями, расходующими бюджетные средства при совершении внешнеторговых сделок, а также повышения эффективности проведения платежей в иностранной валюте;

-повышение прозрачности и доступности информации о финансовой деятельности в государственном секторе;

-обеспечение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

-повышение доверия к государственному сектору за счет обеспечения прозрачности операций с финансовыми ресурсами государства;

-увеличения собираемости доходов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет повышения информированности плательщиков, доступности различных способов оплаты и минимизации объема невыясненных поступлений;

-усовершенствование механизма нормативного правового урегулирования в сфере бюджетного процесса и бюджетного законодательства Российской Федерации;

-повышение эффективности использования финансовых ресурсов государства при осуществлении закупок;

-повышение эффективности взыскания налогов и уровня взаимодействия государственных органов между собой;

-совершенствование законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих исполнение судебных актов по денежным обязательствам казенных, бюджетных (автономных) учреждений.[5].

В рамках реализации Основных мероприятий на 2014 год по реализации Стратегической карты Казначейства России 16 мая 2014 года заключено Соглашение об информационном взаимодействии Счетной палаты и Федерального казначейства.

В рамках исполнения указанного документа обеспечивается доступ Счетной палаты к информационным системам, оператором которых является Федеральное казначейство, в целях осуществления Счетной палатой полномочий по внешнему государственному контролю (аудиту)в соответствии с положениями Бюджетного кодекса и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Соглашение регламентирует вопросы информационного взаимодействия сторон при передаче в Счетную палату информации об осуществлении операций со средствами федерального бюджета, а также отчетных и иных документов Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета и при передаче в Федеральное казначейство информации о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях в отношении органов Федерального казначейства.

Также в рамках реализации Основных мероприятий на 2014 год по реализации Стратегической карты Казначейства России, в целях унификации межведомственного информационного взаимодействия органов Казначейства России и органов Росфиннадзора разработан проект соглашения о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля. Указанный проект соглашения подготовлен с учетом обеспечения органами Федерального казначейства высокой степени автоматизации выполнения своих функций и полномочий, а также готовности осуществлять передачу в органы Росфиннадзора информации, необходимой для осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, предусмотренных Бюджетным кодексом.

В целях обеспечения содействия эффективному использованию бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок  и в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 11 октября 2011 г.  № Пр-3054 и Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 2011 года Казначейство России осуществляет выборочный мониторинг бюджетных обязательств, принятых получателями средств федерального бюджета.

Так, в процессе Мониторинга в 2014 году осуществляемого по документам заказчиков, опубликованным на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru по следующим показателям:

– качество данных в сведениях о закупке (в части соблюдения требований, установленных статьей 103 Федерального закона № 44-ФЗ (установлено 373 закупки с признаками нарушений на сумму3 674,2 млн. рублей);

– превышение цены контракта по сравнению с референтными ценами (исходя из положений статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ) (установлено 212 закупок с признаками нарушений на сумму2 250,7 млн. рублей);

– наличие обоснования начальной (максимальной) цены контракта в документации заказа (в соответствии с нормами части 20 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ) (установлено 68 закупок с признаками нарушений на сумму 607,0 млн. рублей).

Сегодня, казначейская система является одним из значимых рычагов в бюджетном процессе, его сбалансированности, точном и всестороннем расчете всех заложенных в нем показателей, грамотное управление финансами и большой комплекс мер, направленных на повышение эффективного использования бюджетных средств способствует эффективному управлению доходами и расходами, целевому и экономному расходованию бюджетных средств.

Список использованной литературы:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2000 года №703 «О Федеральном казначействе» //СПС «Консультант плюс».-URL:https://www.consultant.ru.-Дата обращения 25 апреля 2014 года
  2. 2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ //СПС «Консультант плюс».-URL:https://www.consultant.ru.-Дата обращения 25 апреля 2014 года
  3. 3.Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года//СПС «Консультант плюс».-URL:https://www.consultant.ru.-Дата обращения 25 апреля 2014 года
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года №2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» //СПС «Консультант плюс».-URL:https://www.consultant.ru.-Дата обращения 26 апреля 2014 года
  5. 5.Стратегическая карта Казначейства России на 2015-2019 годы URL:https:// https://www.roskazna.ru/strategicheskaya-karta/.-Дата обращения 26 апреля 2014 года[schema type=»book» name=»Казначейская система как фактор повышения эффективности использования бюджет-ных средств» author=»Мелешко Е.Н., Фурсо Е.С.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх