Номер части:
Журнал

ДЕНЬГИ И ВАЛЮТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ДЕНЬГИ И ВАЛЮТА // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Специализация ― фундаментальное условие рыночного типа организации производства и потребления; ее необходимое следствие ― распределение ресурсов/продуктов ценовым способом, или иначе посредством товарно-денежного обмена.

Поскольку помимо товара объектом обмена являются деньги, возникают товарно-денежные, и соответственно, кредитно-денежные отношения. Между тем, один и тот же объект при определенных обстоятельствах является деньгами и валютой; кроме товарно-денежных отношений формируются валютные отношения. Каковы эти обстоятельства?

Пусть национальная экономика является закрытой. Если нет внешнеэкономических отношений, валюта и валютные отношения отсутствуют. Они отсутствуют и в случае, если между субъектами национальных экономик имеют место (внешние) экономические отношения, однако соответствующие государства эмитируют идентичные денежные единицы.

Валюта и валютные отношения возникают в случае, если между субъектами национальных экономик формируются экономические отношения, а соответствующие государства эмитируют разные деньги. Иначе, необходимым условием возникновения валюты и валютных отношений является совокупность двух обстоятельств: 1) возникновения внешних экономических отношений и 2) эмиссии государствами особых денежных единиц. Именно при этих обстоятельствах возникает необходимость соотносить разные денежные единицы и определять их в качестве валюты. (Различение «национальная ― иностранная валюта» является относительным.)

Представим, что субъекты разных (A и B) национальных экономик ― фирмы A и B ― намереваются совершить обмен: фирма A планирует экспорт товара X, а ее контрагент фирма B ― импорт товара X. При условии эмиссии государствами A и B разных денег, например, рубля и доллара, необходимо возникает задача ― какой именно объект, рубль либо доллар, использовать в качестве денег.

Допустим, экспорт/импорт товара X возможен лишь при его обмене на доллар. Для фирм A и B аспектами этого обмена являются товарные, валютные и денежные отношения, объектами ― соответственно товар, валюта и деньги. Для экспортера фирмы A доллар есть иностранная валюта, а для импортера фирмы B доллар ― деньги, напомним, эмитируемые государством B.

Между тем фирма A не может использовать доллар в качестве денег при совершении налоговых платежей, покупок ресурсов у иных национальных фирм, выплат домохозяйствам заработной платы, дивидендов и т.п. Это ограничение есть следствие заинтересованности государства A в сохранении статуса монополиста в эмиссии денег (рубля) [1; 3].

Фирма A вынуждена продавать инвалюту ― обменивать ее на национальную денежную единицу «рубль», ― например (как основной вариант), другой национальной фирме C, планирующей импортировать некий товар Y. Соответственно, эти фирмы создают внутренний валютный рынок ― сообщество покупателей и продавцов, совершающих валютный обмен. Объектами валютного обмена являются разные (как минимум, одна ― иностранная) валюты. Данный обмен подобен бартерному обмену, ибо при его совершении (единственный случай) валюты фигурируют как товары.

Таким образом, следует различать два аспекта валютных отношений: валютные отношения, возникающие при совершении 1) экспорта/импорта субъектами внешнего рынка и 2) обмена одной денежной единицы на другую субъектами внутреннего валютного рынка.

Возможность («способность») обмена рубля на доллар не является признаком конвертируемости рубля, а равно и доллара. Актуальность и возможность валютного обмена, как отмечено выше, ― следствие необходимости международных экономических отношений при условии эмиссии государствами разных денежных единиц. Стало быть, безотносительно к внешним экономическим отношениям валютный обмен нецелесообразен. (Затрудняющее задачу международного распределения ресурсов и продуктов обстоятельство ― не отсутствие возможности обмена рубля на доллар, а невозможность рублевого импорта/экспорта товаров (услуг) и капитальных активов.) Соответственно конвертируемость данной валюты не есть возможность ее обмена на иную валюту.

Явление «конвертируемость» возникает при совершении экономических отношений, учитываемых в модели «платежный баланс». Конвертируемость валюты ― это типичная возможность обмена валюты на объект экспорта/импорта (товары, услуги, капитальные активы).

Если национальная валюта, как правило, не используется при совершении сделок платежного баланса, она является неконвертируемой (например, рубль). Национальная валюта, типично используемая при совершении сделок баланса текущих операций, ― частично конвертируемая валюта. Валюта, используемая без ограничений («свободно») при совершении сделок платежного баланса, ― свободно конвертируемая валюта (СКВ). Наконец, валюта, как правило, используемая при формировании официальных инвалютных резервов, ― резервная валюта.

Между тем двумя основными следствиями качества валюты как свободно конвертируемой и резервной валюты являются следующие события.

Первое. Если государство (B) эмитирует деньги (доллары), имеющие качество СКВ и резервной валюты, то баланс текущих операций национальной экономики B необходимо будет иметь отрицательное сальдо. В противном случае субъекты иных национальных экономик не смогут использовать данную валюту для совершения международного обмена. И, как очевидно, чем больше объем международного обмена, тем большее количество денег должно эмитировать государство B для осуществления данного обмена.

Второе. Если государство (A) эмитирует валюту иного качества (рубли), то помимо (в стандартной интерпретации) «кредитно-денежной политики» оно вынуждено осуществлять так называемую «валютную политику», прежде всего, формировать официальные инвалютные резервы. Однако что, если государство B эмитирует деньги (доллары), используемые субъектами международных экономических отношений в качестве СКВ и резервной валюты, более того, в качестве системообразующей (основы международной валютной системы) валюты? Данное государство избавлено от необходимости осуществлять «валютную политику» ― может позволить себе совершать только «кредитно-денежную политику». Другими словами, объектом «кредитно-денежной политики» данного государства B является не только национальная экономика, но и международные экономические отношения ― внешние рынки. Можно сказать и так: международная экономика является частью национального кредитно-денежного ― долларового ­― обращения, правила которого определяются государством B. И, в логическом пределе, баланс операций с капитальными активами экономики B необходимо имеет активное ― характеризующееся положительным чистым экспортом долговых обязательств ― сальдо.

Как очевидно, эмиссия денег, к которым субъекты международных экономических отношений относятся как к СКВ и резервной валюте, есть монетарный способ, которым соответствующее государство содействует преодолению внутренних ― организационных, ресурсных, технологических ― ограничений национального производства и потребления.

Однако в долгосрочном периоде превалируют отрицательные следствия его применения для государства-эмитента и соответствующей национальной экономики, обусловленные избыточным и необратимо возрастающим именно чистым экспортом долговых обязательств, а не собственно дефицитом торгового баланса. Эта тенденция ― необходимое следствие, сфокусируем внимание на данном аспекте, формирования государствами-контрагентами инвалютных резервов. (Подчеркнем: деньги ― не долговые обязательства.)  И в этом контексте представляется существенным то обстоятельство, что эмиссия каким-либо государством денег, к которым субъекты международных экономических отношений относятся как к СКВ и резервной валюте, ― безальтернативное условие развития международных экономических отношений. Другими словами, потенциал радикальности изменений настоящей международной валютной системы сводится к замене одной национальной денежной единицы в качестве основной (системообразующей) СКВ и резервной валюты другой национальной денежной единицей.

Уточним и проиллюстрируем последнее положение. Ранее мы избегали данного усложнения, однако в чисто экономико-теоретическом ракурсе [2; 3; 4] государство есть эндогенная по отношению к экономике организация; его действия не являются экзогенными ― регулированием экономики, или политикой. Атрибутивные признаки государства ― налогообложение и производство денег. Необходимое условие осуществления государством денежной эмиссии ― монопольное совершение налогообложения, и наоборот [2]. Государство есть фирма, а именно «бюджетная микроэкономическая организация, специализирующаяся в производстве денег, сопряженном с налогообложением» [1, с. 30], конкурирующая с другими (национальными) фирмами. Основная задача государства ― присвоение чистого денежного дохода, необходимого для его воспроизводства [4]. Соответственно как атрибутивное отношение межгосударственная конкуренция есть соперничество государств за возможность присвоения необходимого для их воспроизводства чистого денежного дохода [1]. Стало быть, необходимое следствие отказа государства от эмиссии национальной денежной единицы в пользу некоей «наднациональной (международной) валюты» ― его исчезновение.

В этом, а также в контексте теории международной экономической интеграции Евросоюз есть не более чем тип протекционистского международного экономического объединения. Не сводя к нижеследующему обстоятельству известные проблемы данного объединения, отметим в качестве фундаментального противоречие между отказом (большей части) государств ЕС от денежной эмиссии и сохранением возможности (в общепринятой терминологии) осуществления «налогово-бюджетной политики». Либо национальные государства утратят качество субъектов «налогово-бюджетной политики» и соответственно исчезнут как таковые (государства), либо они обретут статус субъектов денежной эмиссии и, стало быть, евро (как временно, процессуально, «наднациональная» денежная единица) и ЕС исчезнут.

Другой иллюстрацией могут быть качество и практика применения специальных прав заимствований (SDR).

Наконец, не конкретизируя здесь этот аспект, отметим необоснованность ожиданий относительно возможности замещения национальной денежной единицы в качестве системообразующей валюты золотом. Эти ожидания следуют из теории ценности, в контексте которой традиционно формируются представления о деньгах (деньги определяются через ценность), в частности, товарных и фидуциарных деньгах. Между тем теория ценности и денежная теория методологически, концептуально и логически несовместимы: теория ценности исключает возможность существования денег [1; 3].

Список литературы:

  1. Луговой О. Ю. Конкурирующее государство (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2007. ― 58 с.
  2. Луговой О. Ю. Происхождение государства, денег и налогов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 2. Т. 1. (Гуманитарные науки). С. 112―118.
  3. Луговой О. Ю. Теория конкурирующего государства. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. ― 500 с.
  4. Луговой О. Ю. Экономическая микроорганизация: рынок, фирма, государство // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2006. № 2 (20). С. 122―129.[schema type=»book» name=»ДЕНЬГИ И ВАЛЮТА» description=»Цель состоит в уточнении условий использования валюты. Метод ― де-дуктивное моделирование. Определяются возможности изменения междуна-родной валютной системы. Потенциал радикальности изменений международной валютной системы сводится к замене одной национальной денежной единицы в качестве системообразующей СКВ и резервной валюты другой национальной денежной единицей.» author=»Луговой Олег Юрьевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6776

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх