Номер части:
Журнал

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УЧЕТЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УЧЕТЕ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Часто в бизнес-среде оперируют понятием деловая репутация, однако, общеизвестно, что бизнес всегда материален, следовательно, и данная категория подлежит количественной оценке, признанию в учете и отчетности. В отечественном учете данный объект учета недостаточно методически проработан, хотя практическая потребность в этом существует.

Прежде всего,определимся с содержанием понятия «деловая репутация».Во-первых, им часто обозначают профессиональную репутацию, под которой следует понимать авторитет организации в профессиональной среде. Он «зарабатывается» в соответствующей области (наука, искусство, ремесло, промысел и прочее).Во-вторых, этим же термином обозначают и репутацию в бизнес-среде.Эта разновидность деловой репутации характерна только для субъектов коммерческой (предпринимательской) деятельности и обычно включает в себя не только (и не столько) оценку управленческих способностей коммерсанта (либо команды менеджеров компании), но и вышеназванную профессиональную репутацию как самой организации, так и ее менеджмента, а также и лица, олицетворяющего эту компанию[7, c.122].

В рамках данной статьи понятие «деловая репутация»относится кбизнес-среде. Часто для ее обозначения используют термин «гудвилл» (понятие,которое применяется в зарубежной деловой практике). Под ним понимается (от англ. goodwill — букв. «добрая воля») совокупность нематериальных активов (преимуществ) компании, которая даетданной компании возможность получать дополнительную прибыль, превышающую средний уровень [7, c. 120].

Деловая репутация, как правило, присуща коммерческим организациям, активно расширяющим бизнес путем приобретения аналогичных производств, бизнес-процессов или новых. Объектом бухгалтерского учета она становится только при совершении сделки купли-продажи организации.

Бухгалтерский учет деловой репутации ведется в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов».Оно однозначно установило, что стоимостьделовой репутацииопределяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [4]. Это определение слишком общее, оно не имеет конкретного содержания. В частности, в нем отсутствует упоминание бизнеса, чистых активов, идентифицируемых активов и обязательств, условных обязательств, условия поэтапного приобретениябизнеса,наличие или отсутствие переданногопокупателем возмещения, что имеет принципиальное значение для определения стоимости нового актива у организации-покупателя.

Порядок признания деловой репутации в бухгалтерском учете зависит от величины разницы (положительной или отрицательной). Положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене, которая уплачивается покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами и учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательная – как скидка с цены, представляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.д.

В отличие от других видов нематериальных активов, деловая репутациярасполагает своими особенностями: она не существует в отдельности от организации – покупателя, не может быть продана, подарена,обменена. Кроме того, она отражается исключительно в индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности: как принятые активы за минусом обязательств и как реальные инвестиции.

Российская учетная традиция, признающая гудвилл объектом нематериальных, а, следовательно, и внеоборотных активов, в методологии рекапитализации следует строгой логике: если гудвилл – это внеоборотный актив, то его рекапитализация однозначно должна осуществляться через амортизацию[1, с. 37]. Положительная деловая репутация должна быть самортизирована в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) линейным способом,а отрицательная – единовременно списывается в полной сумме на прочие доходы.

Как и любой объект нематериальных активов, гудвилл может быть переоценен и тестирован на обесценение, как это предусмотрено ПБУ. Однако следует отметить, что практически переоценить его невозможно, так как он неотчуждаем и, следовательно, не может быть выставлен в качестве товара на рынке для купли-продажи. Все, что касается обесценения разных видов активов, регулируется МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» и основывается на определении предполагаемой цены продажи и ценности использования актива.

Правила признания в финансовой отчетности гудвилла содержатся в МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» и он не относится к нематериальным активам, которые регулируются МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».Гудвилл представляет собой будущие экономические выгоды от активов, которые не поддаются индивидуальной идентификации и отдельному признанию в процессе приобретения бизнеса[6]. Он характерен для консолидированной финансовой отчетности, когда консолидация осуществляется методом покупки.

МСФО 3 подробно раскрывает многовариантные подходы к определению гудвилла: при приобретении бизнеса одномоментно (в один этап), поэтапно, с передачей возмещения и без и т.п. При этом ключевым принципом оценки приобретаемых активов, получаемых обязательств является их справедливая стоимость. Данное обстоятельство коренным образом отличается от отечественного подхода, основанного на фактических затратах, т.е. балансовой оценке имущества и обязательств.

Согласно МСФО (IAS) 36 деловая репутация не амортизируется, а проверяется на обесценение. Подход к рекапитализации гудвилла с использованием теста на обесценение, безусловно, более адекватен действительности и не содержит многих недостатков, характерных для отечественной методологии учета. В частности, следует согласиться с тем, что периодическое проведение теста на обесценение учитывает нелинейный характер жизненного цикла деловой репутации.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что признание объекта бухгалтерского учета и финансовой отчетности «деловая репутация» принципиально противоречиво: по ПБУ он признается в индивидуальной отчетности, является амортизируемым, может переоцениваться и проверяться на обесценение; по МСФО он признается в консолидированной отчетности, не амортизируется, а только тестируется на обесценение. Противоречие заключается в том, что организации, соответствующие критериям ФЗ «О консолидированной отчетности» должны составлять индивидуальную отчетность и отчетность по группе консолидации, в последнем случае, руководствуясь правилами МСФО.

Список литературы:

 

1.Баранов П.П.,Козлов В.П., КлимашинаЮ.С. Неопределённость понятия деловой репутации: последствия для учёта и отчётности. Международный бухгалтерский учет. – 2014. –№13. – С. 35-43.

2.Баранов П. П., Козлов В.П., Климашина Ю.С. Российская методология учета деловой репутации на фоне мировых трендов: текущее состояние и вектор развития. Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 39. – С. 39-52.

3.Гуккаев В.Б. Нематериальные активы: учет и налогообложение. М.: Главбух, 2009.– 144 с.

4.Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. №153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (с изменениями от 25 октября, 24 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]: [действующая редакция от 30.03.2015] – Режим доступа: https://base. consultant.ru/document/, свободный

5.Приложение № 24 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11. 2011 г. № 160Н  «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» (зарегистрировано в Минюсте России 5.12.2011 № 28518) // [Электронный ресурс]: [действующая редакция от 21.01.2015] – Режим доступа: https://base. consultant.ru/document/, свободный

6.Приложение № 32 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11. 2011 г. № 160Н  «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» (зарегистрировано в Минюсте России 5.12.2011 № 22501) // [Электронный ресурс]: [действующая редакция от 21.01.2015] – Режим доступа: https://base. consultant.ru/document/, свободный

7.Рожкова М.А. Обязательство по компенсации репутационного ущерба как разновидность деликатного обязательства: сборник статей. – М.: Статут, 2015. – С. 119-144.[schema type=»book» name=»ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УЧЕТЕ» description=»Одним из неординарных объектов учета является деловая репутация. В данной статье раскрываются ее особенности с позиций отечественных и международных стандартов, что является актуальным для всех организаций, независимо от того составляют они индивидуальную или консолидированную отчетность.» author=»Свешникова Ольга Николаевна, Морозкина Мария Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх