Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УЧЕТЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УЧЕТЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Часто в бизнес-среде оперируют понятием деловая репутация, однако, общеизвестно, что бизнес всегда материален, следовательно, и данная категория подлежит количественной оценке, признанию в учете и отчетности. В отечественном учете данный объект учета недостаточно методически проработан, хотя практическая потребность в этом существует.

Прежде всего,определимся с содержанием понятия «деловая репутация».Во-первых, им часто обозначают профессиональную репутацию, под которой следует понимать авторитет организации в профессиональной среде. Он «зарабатывается» в соответствующей области (наука, искусство, ремесло, промысел и прочее).Во-вторых, этим же термином обозначают и репутацию в бизнес-среде.Эта разновидность деловой репутации характерна только для субъектов коммерческой (предпринимательской) деятельности и обычно включает в себя не только (и не столько) оценку управленческих способностей коммерсанта (либо команды менеджеров компании), но и вышеназванную профессиональную репутацию как самой организации, так и ее менеджмента, а также и лица, олицетворяющего эту компанию[7, c.122].

В рамках данной статьи понятие «деловая репутация»относится кбизнес-среде. Часто для ее обозначения используют термин «гудвилл» (понятие,которое применяется в зарубежной деловой практике). Под ним понимается (от англ. goodwill — букв. «добрая воля») совокупность нематериальных активов (преимуществ) компании, которая даетданной компании возможность получать дополнительную прибыль, превышающую средний уровень [7, c. 120].

Деловая репутация, как правило, присуща коммерческим организациям, активно расширяющим бизнес путем приобретения аналогичных производств, бизнес-процессов или новых. Объектом бухгалтерского учета она становится только при совершении сделки купли-продажи организации.

Бухгалтерский учет деловой репутации ведется в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов».Оно однозначно установило, что стоимостьделовой репутацииопределяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [4]. Это определение слишком общее, оно не имеет конкретного содержания. В частности, в нем отсутствует упоминание бизнеса, чистых активов, идентифицируемых активов и обязательств, условных обязательств, условия поэтапного приобретениябизнеса,наличие или отсутствие переданногопокупателем возмещения, что имеет принципиальное значение для определения стоимости нового актива у организации-покупателя.

Порядок признания деловой репутации в бухгалтерском учете зависит от величины разницы (положительной или отрицательной). Положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене, которая уплачивается покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами и учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательная – как скидка с цены, представляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.д.

В отличие от других видов нематериальных активов, деловая репутациярасполагает своими особенностями: она не существует в отдельности от организации – покупателя, не может быть продана, подарена,обменена. Кроме того, она отражается исключительно в индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности: как принятые активы за минусом обязательств и как реальные инвестиции.

Российская учетная традиция, признающая гудвилл объектом нематериальных, а, следовательно, и внеоборотных активов, в методологии рекапитализации следует строгой логике: если гудвилл – это внеоборотный актив, то его рекапитализация однозначно должна осуществляться через амортизацию[1, с. 37]. Положительная деловая репутация должна быть самортизирована в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) линейным способом,а отрицательная – единовременно списывается в полной сумме на прочие доходы.

Как и любой объект нематериальных активов, гудвилл может быть переоценен и тестирован на обесценение, как это предусмотрено ПБУ. Однако следует отметить, что практически переоценить его невозможно, так как он неотчуждаем и, следовательно, не может быть выставлен в качестве товара на рынке для купли-продажи. Все, что касается обесценения разных видов активов, регулируется МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» и основывается на определении предполагаемой цены продажи и ценности использования актива.

Правила признания в финансовой отчетности гудвилла содержатся в МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» и он не относится к нематериальным активам, которые регулируются МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».Гудвилл представляет собой будущие экономические выгоды от активов, которые не поддаются индивидуальной идентификации и отдельному признанию в процессе приобретения бизнеса[6]. Он характерен для консолидированной финансовой отчетности, когда консолидация осуществляется методом покупки.

МСФО 3 подробно раскрывает многовариантные подходы к определению гудвилла: при приобретении бизнеса одномоментно (в один этап), поэтапно, с передачей возмещения и без и т.п. При этом ключевым принципом оценки приобретаемых активов, получаемых обязательств является их справедливая стоимость. Данное обстоятельство коренным образом отличается от отечественного подхода, основанного на фактических затратах, т.е. балансовой оценке имущества и обязательств.

Согласно МСФО (IAS) 36 деловая репутация не амортизируется, а проверяется на обесценение. Подход к рекапитализации гудвилла с использованием теста на обесценение, безусловно, более адекватен действительности и не содержит многих недостатков, характерных для отечественной методологии учета. В частности, следует согласиться с тем, что периодическое проведение теста на обесценение учитывает нелинейный характер жизненного цикла деловой репутации.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что признание объекта бухгалтерского учета и финансовой отчетности «деловая репутация» принципиально противоречиво: по ПБУ он признается в индивидуальной отчетности, является амортизируемым, может переоцениваться и проверяться на обесценение; по МСФО он признается в консолидированной отчетности, не амортизируется, а только тестируется на обесценение. Противоречие заключается в том, что организации, соответствующие критериям ФЗ «О консолидированной отчетности» должны составлять индивидуальную отчетность и отчетность по группе консолидации, в последнем случае, руководствуясь правилами МСФО.

Список литературы:

 

1.Баранов П.П.,Козлов В.П., КлимашинаЮ.С. Неопределённость понятия деловой репутации: последствия для учёта и отчётности. Международный бухгалтерский учет. – 2014. –№13. – С. 35-43.

2.Баранов П. П., Козлов В.П., Климашина Ю.С. Российская методология учета деловой репутации на фоне мировых трендов: текущее состояние и вектор развития. Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 39. – С. 39-52.

3.Гуккаев В.Б. Нематериальные активы: учет и налогообложение. М.: Главбух, 2009.– 144 с.

4.Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. №153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (с изменениями от 25 октября, 24 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]: [действующая редакция от 30.03.2015] – Режим доступа: https://base. consultant.ru/document/, свободный

5.Приложение № 24 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11. 2011 г. № 160Н  «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» (зарегистрировано в Минюсте России 5.12.2011 № 28518) // [Электронный ресурс]: [действующая редакция от 21.01.2015] – Режим доступа: https://base. consultant.ru/document/, свободный

6.Приложение № 32 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11. 2011 г. № 160Н  «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» (зарегистрировано в Минюсте России 5.12.2011 № 22501) // [Электронный ресурс]: [действующая редакция от 21.01.2015] – Режим доступа: https://base. consultant.ru/document/, свободный

7.Рожкова М.А. Обязательство по компенсации репутационного ущерба как разновидность деликатного обязательства: сборник статей. – М.: Статут, 2015. – С. 119-144.[schema type=»book» name=»ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УЧЕТЕ» description=»Одним из неординарных объектов учета является деловая репутация. В данной статье раскрываются ее особенности с позиций отечественных и международных стандартов, что является актуальным для всех организаций, независимо от того составляют они индивидуальную или консолидированную отчетность.» author=»Свешникова Ольга Николаевна, Морозкина Мария Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found