Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В процессе аграрных реформ сформировано многоукладное рыночное сельское хозяйство. Поспешный, ошибочный выбор  приоритетов при проведении реформ, резкое ослабление государственного регулирования и поддержки АПК в условиях формирования рыночной экономики привели к системному кризису в агропромышленном производстве.

Аграрный сектор является важной составной частью экономики страны. Развитие агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране.

Под государственным регулированием сельского хозяйства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и материально-техническое обеспечение путем издания нормативных актов, осуществления деятельности органов государственной власти.

Задачами государственного регулирования являются стабилизация и развитие АПК, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

Меры государственной поддержки и регулирования в широком смысле опираются на систему, включающую ценовую, тарифно-таможенную, кредитную, страховую, бюджетную и другие составляющие. В случае оптимального сочетания эти инструменты порождают синергетический эффект в сельскохозяйственной отрасли.

В рамках бюджетной политики регулирование сельского хозяйства осуществляется через расходы бюджета-субсидии, дотации, целевые программы, а также бюджетные доходы, главным образом посредством снижения налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Инвестиционная проблема актуальна для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу: такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий – высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала.

Направление долговременных инвестиций в аграрный сектор должно быть обусловлено рыночной конъюнктурой и учитывать риски, возникающие при принятии решений об инвестировании. При этом, финансово-кредитная система должна иметь адекватный механизм по наиболее эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Одно из главных мест в этом механизме должно занимать государство. Это связано с тем, что финансово-кредитная политика государства в сельском хозяйстве призвана стимулировать повышение эффективности производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, развитие инфраструктуры рынка, поддерживать стратегически важные производства и объекты, создавать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства края необходимо формирование реальных источников финансирования, как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет торговых и коммерческих предприятий. Необходимо объединить возможности бюджета с возможностями крупнейших коммерческих структур (инвестиционных фондов и компаний, коммерческих банков, страховых фондов) с целью снижения финансового риска для инвесторов.

Опыт передовых экономически развитых стран со смешанной (частной, акционерной, государственной) экономикой убедительно свидетельствует о тенденции возрастания экономической роли государства, особенно в периоды глубоких общенациональных кризисов, когда необходимо аккумулировать все созидательные силы общества и направить имеющиеся ресурсы на решение проблем при строгом контроле со стороны закона.

В 1970–1990 гг. в СССР с помощью целой системы мер воздействия государства в аграрную сферу поступили значительные финансовые ресурсы. Преимущественное распространение получили методы прямого государственного регулирования: дотирование и субсидирование, реализуемые на практике при помощи таких инструментов, как дотации, ценовые надбавки, достигающие значительных размеров. Сельскохозяйственные и продовольственные ценовые субсидии, которые чаще называли дотациями, выросли в 8 раз, составив в фактических ценах 56,7 млрд. руб. К моменту распада Советского Союза они формировали основную часть цены важнейших продовольственных продуктов – до 74% на говядину, 60% – свинину, 79% – баранину, 61% – цельное молоко, 72% – масло, 20% – хлеб.

Таким образом, в 1970–1990 гг. прошлого столетия в СССР была создана мощная система государственного регулирования аграрного сектора, работающая практически по всем известным направления воздействия государства на его развитие. Это была «золотая» эра в плане количественных показателей поддержки аграрной отрасли страны.

Сельское хозяйство – это сфера, нуждающаяся в постоянном и активном государственном регулировании. Политика в сельском хозяйстве Кыргызской Республики формируется под воздействием следующих основных факторов.     Во-первых, сельское хозяйство – это структурообразующая отрасль экономики, обеспечивающая продовольственную безопасность. От нее зависит благосостояние  и условия жизни большей части населения страны.

Во-вторых, сельское хозяйство неразрывно связано с региональным развитием, с укладом жизни, использованием важнейших природных ресурсов и с сохранением природной среды. Государству необходимо создать эффективный баланс между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, между человеком и природой.

Устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие сельского хозяйства, материальное положение его работников, их заинтересованность в производительном труде определяются проводимой в стране аграрной политикой.

Суть аграрной политики представляется как «целенаправленная последовательная реализация системы мер для перехода агропромышленного производства из одного состояния в другое, отвечающее социальным, экономическим и экологическим требованиям общества»[7, c. 31].

Политика государства в сельском хозяйстве должно осуществляться через поддержку сельских товаропроизводителей в следующих направлениях:

— правовая поддержка сельских товаропроизводителей;

— устойчивое обеспечение финансовыми ресурсами;

— обеспечение доступными и качественными услугами семеноводства и племенного животноводства;

— доступ к водным ресурсам;

-содействие повышению плодородия земель и их эффективному использованию;

-обеспечение сельскохозяйственного производства высоким уровнем научной, технологической и кадровой поддержки;

-помощь сельским товаропроизводителям в планировании деятельности и реализации продукции (информационное обеспечение, маркетинг, развитие инфраструктуры) [2].

Постановлением Правительства Кыргызской Республики приняты программы «Доступные кредиты фермерам», «Финансирование сельского хозяйства»,   предоставлением льготных кредитов на поддержку сельхозпроизводителей. На 01.10.2015 год по реализации проекта «Финансирование сельского хозяйства-3», утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015 года № 113, коммерческими банками выдано кредитов всего на сумму 3256 млн. сомов, 8425 хозяйствующим субъектам республики.  Из них по отраслям:

— растениеводство – 335,6 млн. сомов;

— животноводство – 2565,7 млн. сомов;

— агропереработка – 355,3 млн. сомов;

в том числе по банкам:

— ОАО «Айыл Банк» всего на сумму 2087,3 млн. сомов;

— ОАО «РСК Банк» всего на сумму 563,1 млн. сомов;

— ЗАО «KICB» банк всего на сумму 200,0 млн. сомов;

— АКБ «Кыргызстан» всего на сумму 200,0 млн. сомов;

— ОАО «Росинбанк» всего на сумму 129,4 млн. сомов;

— ОАО «Бакай  Банк» всего на сумму 76,8 млн. сомов [5].

Обеспеченность за счет собственного производства, в соответствии со среднефизиологическими нормами, составила:  по хлебопродуктам — 91,0%, картофелю — 250,0%, молоку — 124,3%, мясу — 53,4%, овощам и бахчевым — 199,9%, маслу растительному — 84,7%, сахару — 30,7%, яйцу птицы — 53,3%, плодам и ягодам — 35,6%.

Удельный вес импорта составил: по хлебопродуктам — 50,2%, сахару — 67,1%, мясу — 22,7%, маслу растительному — 53,5%, плодам и ягодам — 11,5%, яйцу — 7,0% [6].

Основной целью развития аграрного сектора является создание условий для производства, повышения качества продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны. Развитие сельского хозяйства будет сконцентрировано на следующих приоритетных направлениях:

— создание эффективных систем управления сельским хозяйством и подготовки кадров;

— поддержка роста производства и экспорта агропромышленной продукции;

— обеспечение сельскохозяйственного производства сервисными услугами;

— повышение эффективности рационального использования водных и земельных ресурсов.

Для продвижения указанных направлений будут реализованы меры, заложенные в Программе по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, которые будут способствовать созданию базы для устойчивого роста сельского хозяйства.

Валовой выпуск продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в 2015 году прогнозировался в объеме 235,5 млрд сомов, а темп реального прироста на уровне 2,5 %, с удельным весом в общем объеме ВВП 14,6 %, а вклад в рост ВВП – 0,37 %,  за счет прироста в растениеводстве на 3,0 %  и  в животноводстве — на 2,0 % [3].

Таблица 1

Динамика темпов роста в сельском хозяйстве на 2015-2016 гг.
 

 Показатели 2015 г. 2016 г., прогноз
млн. сомов % млн. сомов %
Валовая продукция сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, в том числе: 214095,3 101,6 235467,4 102,5
Растениеводство 106963,8 101,4 121256,8 103,0
Животноводство 103338,2 102,6 110267,4 102,0

 Источник: Кыргызстан в цифрах: стат. сборник. URL:

Структура производства сельского хозяйства представлена, в основном, продукцией растениеводства и животноводства с соответствующими удельными весами 51,7 % и 46,5 %.

Государственное регулирование экономики, в том числе аграрного сектора, основано на определенных принципах, методах и реализуется через соответствующую систему механизмов и инструментов в зависимости от целей и  экономических задач. Общепринятыми методами регулирования являются: правовые, административные, экономические, прямые, косвенные и др. [7, c. 35].

Метод правового регулирования основан в применении системы законодательных и нормативно-правовых документов и правил. Государство устанавливает правила работы производителей, потребителей и других структур аграрного сектора, определяет формы и права собственности, условия работы соответствующих структур, взаимные обязательства и т.д.

Метод административного регулирования основан на системе мер разрешительных, закрепительных, принудительных, государственного контроля. Как видно, это административные меры, регулирующие, процесс лицензирования, квотирования, социальной защиты сельского населения, контроль над ценами, доходами сельхозтоваропроизводителей и т.д.

Таким образом, аграрная политика — это стратегическая концепция
государства,        направленная       на         повышение         эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора. Особенность аграрного сектора требует разграничения государственного и регионального управления, установления полномочий, прав и обязанностей законодательных, исполнительных и хозяйственных органов.

Государственное регулирование — это часть аграрной политики и поэтому в новых условиях роль государства должна быть усилена. В аграрном секторе государству необходимо сохранить стратегически важные рычаги управления, обеспечивающие, прежде всего, продовольственную безопасность страны, сокращение бедности и повышение жизненного уровня, уменьшение безработицы и миграции сельского населения [7, с. 34].

Основным условием достижения макроэкономической стабильности является обеспечение общественно-политической стабильности в стране, эффективное использование внутренних ресурсов и собственного потенциала.

Для этого Правительство Кыргызской Республики будет выполнять свою основную регулятивную функцию, которая заключается в создании эффективной деловой среды в экономике. Это, с одной стороны, поддержание здоровой и устойчивой макроэкономической ситуации средствами фискальной и других видов экономической политики. С другой стороны, установление единых правил хозяйственной деятельности для всех участников, обеспечение конкурентной среды, выработка и контроль за соблюдением нормативов и стандартов, лицензирование, а также переориентация части отечественного бизнеса в связи с интеграцией Евразийский экономический союз.

По нашему мнению, стратегическими задачами агропродовольственной политики Кыргызской Республики должны являться:

-формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое сельскохозяйственное производство;

— повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;

— производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Реализация указанных задач может вывести институт государственной поддержки аграрного сектора на качественно новый, более эффективный уровень.

Список литература:

1. Стратегия устойчивого развития  Кыргызской Республики  2013-2017 годы. — Бишкек. 2013. Глава 10. Агропромышленный сектор.

2. Стратегия развития сельского хозяйства Кыргызской Республики до 2020 года. — Бишкек. 2012. Раздел

3.Информация об итогах социально-экономического развития Кыргызской Республики за 2015 год. -Бишкек. 2016.

4.[Электронный ресурс] Кыргызстан в цифрах: стат. сборник. URL:

5.Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015 года №113. Проект «Финансирование  сельского хозяйства — 3».

6.Постановления Правительства КР №354 от 12 июня 2015 года. Прогноз социально-экономического развития КР на 2016 и 2017-2018 годы.

7.Закиров А.З. Проблемы реформирования и государственного регулирования аграрного сектора Кыргызстана. — Бишкек. 2009. –С.16-35.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ » description=»В Кыргызской Республике в аграрном секторе занято 70% населения страны. Как считают аграрии, государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом — важнейшая предпосылка и условие успешного осуществления аграрной реформы в Кыргызской Республике. » author=»Умарова Мария» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
anaknaga.id slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo slot online slot slot deposit pulsa slot
404: Not Found