30 Апр

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ООО БОРСК»




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Анализ конкуренции на рынке является наиболее важным аспектом любого маркетингового исследования. Задача конкурентного анализа – это выявление сильных и слабых мест компании для последующей разработки правильной стратегии поведения компании на рынке и диверсификации рисков.

В первую очередь компания должна определить круг своих конкурентов для дальнейшего анализа. При этом необходимо рассматривать не только прямых, но и косвенных конкурентов.

Наиболее полно анализ конкурентов можно провести, изучив рейтинг медиаагентств России, который ежегодно составляется отраслевым изданием AdIndex. Подобные рэнкинги AdIndex считает уже шесть лет, и на сегодняшний день это самая полная информация о профессиональных посредниках в закупках рекламы. По итогам 2013г. собрана информация о 63 агентствах, суммарный оборот которых превысил 243,1 млрд руб. с НДС. Общие затраты рекламодателей в анализируемых медиа — ТВ, радио, наружная реклама, пресса и баннерная реклама в интернете — в 2013 году достигли, по подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), почти 319,2 млрд руб. с НДС, весь рынок оценивается в 386,8 млрд руб. с НДС. То есть через фигурирующие в рейтинге агентства прошло около 63% всех рекламных бюджетов.  Например, группа «Vivaki Россия», безоговорочный лидер с суммарным оборотом более 55 млрд руб., включает в себя три агентства: Starcom, ZenithOptimedia и MediaVest, которые на 100% принадлежат французскому холдингу Publicis, а еще два — «Аллен Медиа» и Starlink — являются их местными партнерами. Доминирование зарубежных рекламно-коммуникационных групп легко объяснить: крупнейшими рекламодателями в России являются преимущественно транснациональные корпорации, которые предпочитают работать с одними и теми же подрядчиками по всему миру. Независимые от западных холдингов отечественные агентства работают за редким исключением только с локальными клиентами, что наглядно иллюстрирует и этот рейтинг. В самых первых рейтингах лидерами неизменно были агентства, обслуживающие самого крупного рекламодателя. Так, по итогам 2008г. первое место занимало Starcom, ключевой клиент которого — Procter & Gamble (P&G). В 2009-2010гг. на первой строчке оказалось также входящее в группу «Vivaki Россия» ZenithOptimedia: просто самым крупным рекламодателем в стране стал уже не P&G, а альянс двух европейских производителей товаров повседневного спроса — французской L’Oreal и швейцарской Nestle. Но затем эта традиция была нарушена: на первом месте оказывалось агентство, которое, уже имея несколько крупных рекламодателей, смогло привлечь еще одного. Так, в 2011г. агентство Havas Media, уже работавшее с Reckitt Benckiser и LVMH, стало обслуживать и Danone (причем французский производитель тогда объединил свой бизнес в СНГ с «Юнимилком» и консолидировал закупки рекламы). Новый клиент с бюджетом более 3,3 млрд руб. вывел Havas Media в лидеры рынка. А в 2012г. лидером оказалось агентство OMD Optimum Media: оно с того года стало закупать рекламу для всех брендов американской PepsiCo, которая к тому времени поглотила «Вимм-Билль-Данн». Объединенная компания в 2012г. стала четвертым по величине рекламодателем с бюджетом 5,8 млрд руб. По итогам прошлого года на первое место вновь вернулось агентство Starcom. При этом P&G, в последние годы закупающий рекламу вместе с Teva Pharmaceuticals, по-прежнему уступает по своему бюджету L’Oreal-Nestle: 9,2 млрд руб. против 9,6 млрд. Лидерство обеспечил прежде всего новый клиент — швейцарская Novartis. В 2013г. эта фармкомпания впервые вошла в топ-10 крупнейших рекламодателей России с бюджетом 3,8 млрд руб. Еще одним важным приобретением агентства стал контракт на закупки рекламы в федеральном телеэфире для «МегаФона». Этот бюджет, по оценке AdIndex, достигает 1,6 млрд руб.  Крупный фармпроизводитель помог совершить рывок вперед еще одному агентству — Carat. В предыдущем рейтинге оно занимало только десятое место, в этом — уже третье. Его самым крупным новым клиентом стал российский «Фармстандарт» с рекламным бюджетом почти 2,9 млрд руб. При анализе российского рекламного рынка  учитывались основные показатели его развития на текущий момент и прогноз до 2015 года. На основе сравнения с ВВП анализируется динамика изменения рекламного рынка. Рассмотрена сегментация рынка и темпы роста по медиа-каналам, приведены крупнейшие  рекламодатели.  Оценкой объемов и прогнозами развития мирового рекламного рынка занимаются многие ведущие аналитические и консалтинговые компании, а также медийные агентства. В данной работе мы использовали материалы из открытых источников информации компании Russ Outdoor, а также данные из открытых источников информации для оценки динамики и сравнения тенденций развития рекламных рынков: отчеты и прогнозы ZenithOptimedia (ZO), Carat, Group M, PricewaterhouseCoopers, Ad Age, Initiative, TNS Media Intelligence, АКАР (Ассоциация Коммуникативных Агентств России), «Эспар-Аналитик», данные годовых финансовых отчетов ведущих мировых OOH-операторов, официальные статистические данные Росстата и экономические сценарии развития Министерства Экономического Развития РФ.

На протяжении 2015 года рынок рекламы в России существенно снизит темпы роста, но сохранит положительную динамику. Эксперты предрекают рост всего российского рынка в среднем на 0,8 – 1%, тогда как глобальные расходы на рекламы в следующем году увеличатся приблизительно на 6 процентов. Снижение рекламных бюджетов активно обсуждается экспертами уже с начала 2014 года, и, учитывая непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в России к концу года, многие эксперты прогнозируют существенное рекламных расходов во всех отраслях экономики, при этом доли отдельных видов рекламы будут продолжаться перераспределяться и в следующем году. Как и в 2014 году, большая часть всех рекламных расходов в будущем году будет приходиться на телевидение. Если в текущем году рекламный рынок телевидения составлял 45% от всех рекламных расходов, то уже в 2015 году объем рекламы на телевидении снизится до 44 процентов. Значительный рост среди рекламных расходов приходится на интернет-рекламу, и в частности на контекстную рекламу. По некоторым прогнозам рост рынка контекстной рекламы увеличится в 2015 году от 10 до 25% по отношению к текущему году. Основная проблема рынка рекламы в Интернете это высокий процент неэффективных просмотров (виртуальные пользователи, боты и т.д.), что значительно снижает его привлекательность как инструмента воздействия на конечных клиентов.  По информации ИТАР-ТАСС, объем рынка рекламы в России за первое полугодие 2014 года вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 165 миллиардов рублей. Тогда как в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) считают, что объём рекламного рынка России за весь  2014 год может составить 331 млрд. рублей или на 1,2% больше, чем в прошлом году. А вся положительная динамика прироста в первом полугодии 2014 года практически иссякла к концу года, отмечается в исследовании ассоциации. Основные потери на рекламном рынке в 2014 году произошли среди печатных СМИ, и по прогнозам экспертов, газеты и журналы в 2015 году станут ещё убыточнее и многие не выдержат конкуренции с онлайн-изданиями. Напомним, что общеэкономический прогноз развития России на 2015 год, по данным экспертов Всемирного банка, ухудшится, и объем ВВП может снизиться на 0,7% по отношению к текущему году. Пока эксперты прогнозируют прирост объема рекламного рынка России в 2015 году на 0,8 – 1% не более, и всё будет зависеть от экономической ситуации и общественно-политических отношений России на международной арене. Основным трендом на рекламном рынке в 2015 году может стать реклама через мобильные устройства, поскольку только в ноябре текущего года количество пользователей, входящих в сеть Интернет с мобильных устройств, превысило 31 миллион человек или 51% от общего количества всех пользователей из России. Так, в 2014 г. рекламодатели потратили около $6,4 млрд на мобильную рекламу в Китае. Это увеличение на 600% — c $913 млн в прошлом году и данная тенденция распространится на Россию.

Список литературы:

  1. Медиабайеры в России.\\ Рейтинг Рекламных Агентств России.2015.[Электронный ресурс].2006-2015. URL: (Дата обращения 2.04.2015)
  2. Рейтинг медиабаинговых агентств и холдингов — 2014 АКАР и Sostav.ru представляют результаты оценки российского рынка.\\ Состав [Электронный ресурс] М.: 1998-2015. URL:https://www.sostav.ru/ratings/mediarating2014 (Дата обращения: 2.04.2015)
  1. Соболев С. Потребрынок. В рейтинге крупнейших рекламных агентств поменялся лидер.\\ РБК. 2014. [Электронный ресурс] М.:1995-2015. URL: (Дата обращения 2.04.2015)
    АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ООО БОРСК»
    Written by: Васичкина Юлия Вячеславовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook