Номер части:
Журнал

Актуальные аспекты развития морского транспорта России примере Северного морского пути



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


В современном мире Российская Федерация, относительно стабилизировав свою экономику и получив политический и экономический импульс народного доверия, а также дружественных стран и союзов стала развиваться как крупнейшая морская держава. На сегодняшний день, довольно часто в профессиональной бизнес средепредпринимателями поднимается вопрос об освоении северных регионов, в частности морского пространства России с соответствующими коммуникациями. Такой интерес обусловлен тем, что развиваются торговые отношения со многими странами мира, поэтому необходимо укреплять свои национальные позиции в регионе Северного морского пути (СМП)[1-4].

В начале 1990-х годов, распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система с соответствующей инфраструктурой и коммуникациями завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России. Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного морского пути.

В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, портового оборудования, подъездных путей, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания Северного морского пути. К 2003 году перевозимых по Северному морскому пути грузов стало в пять раз меньше (1,7 миллионов тонн) в сравнении с периодом его «экономического расцвета» в советскую эпоху. В этот период наиболее крупный объем транспортировки грузов (до 65%) принадлежал предприятию «Норильский никель[10]

Сегодня в России с помощью правительства начинает предприниматься ряд серьезных практических мер по выводу из сложившегося кризиса и дальнейшему развитию Северного морского пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Арктическом шельфе.

Большую значимость в настоящее время имеет также развитие транзитных функций Северного морского пути. Они продолжают играть важную роль в освоении и социально-экономическом развитии районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня многие государства мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете растущего товарного оборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно с Китаем. Поэтому не исключено, что в XXI веке Северному морскому пути предопределено и уготовано интенсивное развитие в качестве особо важной арктической морской транспортной артерии не только национального, но и международного, трансграничного значения [11]

Промежуточные результаты работы над тематикой научного исследования были опубликованы авторским коллективом в специализированном журнале [8].

 Исследования данного направления развития проводились на примере организации ОАО «ММП», где анализировались достигнутые, существующие в настоящее время результаты хозяйственной деятельности ОАО «ММП» и прогнозировались экономические перспективы на будущие периоды. Целью исследовательской работы по данной теме является анализ и разработка проектных мероприятий по совершенствованию процесса транспортировки зарубежных грузов на Северном морском пути [9].Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

  • дать общую характеристику предприятия ОАО «ММП», его организационную структуру, процентные показатели доходности от деятельности имеющегося флота;
  • провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАОи финансово-экономический анализ «ММП» за период 2012-2014 гг.;
  • разработать конкретные практические меры и способы по совершенствованию процесса транспортировки международных грузов по СМП.

В процессе написания работы использованы методология и методы логистики управления цепями поставок, финансового, экономического, математического анализа и статистики: группировка, сравнительный и ситуационный анализ.  Так же были проработаны и использованы работы отечественных авторов таких, как: Аникин Б.А., Воронов В.И., Родкина Т.А. и т.д.[5-7].

Научная новизна исследования заключается в проектировании создания мероприятий по совершенствованию процесса перевозки международных грузов посредствам внедрения новой услуги на предприятии морского флота, созданию нового подразделения логистики и активного привлечения новых заинтересованных зарубежных клиентов. Разработка такого проекта должно обеспечить повышение доходности морского предприятия и привести к привлечению новой клиентуры.

Меры по улучшению эффективности работы на морском предприятии могут быть эффективно реализованы в разработанные проектные сроки в случаепринятия руководством компании ОАО «ММП» для рассмотрения и принятия соответствующего управленческого решения.

Практическая ценность работы выражается в том, что использование результатов проделанной исследовательской работы поможет ОАО «ММП» создать существенное конкурентное преимущество этому морскому предприятию для привлечения новой клиентуры, повысить доходность Мурманского морского пароходства.

В работе были рассмотрены существующий статус и общая характеристика предприятия ОАО «ММП»; проведен анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности и финансово-экономический анализ ОАО «ММП» за период 2012-2014 гг.; разработан проект и практические рекомендации по совершенствованию процесса перевозки международных грузов [9].

Подробно исследована организация ОАО «ММП», дана ее организационная характеристика, проведен ситуационный, финансово-экономический и производственно-хозяйственный анализы организации, выявлены существующие, специфические проблемы, разработаны практические рекомендации по их устранению.

Проведено научно-методическое обоснование предложенных проектных мероприятий, рассмотрен и обоснован процесс предоставления дорогостоящего морского оборудования в лизинг, проанализированы процессы проводки судов ледоколом через ледовые поля Северного морского пути, процессы появления ледовых преград и возможности корректировки курса на трассах СМП. Предметом исследования являются результаты хозяйственной деятельности ОАО «ММП».Разработаны проектные мероприятия по совершенствованию процесса транспортировки зарубежных товарных грузов, а именно внедрению новой услуги по сопровождению зарубежных судов ледоколом на осложненных участках Северного морского пути[9].

Список литературы:

  1. Воронов В.И. «Имитационная модель управления работой морского порта.» Вестник Самарского Государственного Университета им. академика С.П. Королева (НИУ) 2005 №1(7) с. 42-45.;
  2. Лазарев В.А., Воронов В.И. Комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт: наука, техника, управление. 2008 №3, с.5-10.;
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.;
  4. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.;
  5. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.;
  6. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.;
  7. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.;
  8. Попов Е.С., Семенов В.И. Россия и Финляндия. Сильные соседи. «Современные аспекты экономики» выпуск №10 (206) 2014 г., 115 с.;
  9. ВКР – Семенов В.И.«Совершенствование управления процессами транспортировки грузов в международных перевозках (на примере ОАО «ММП»)», ГУУ, 16.06.2015,78 с.;
  10. ГранбергА.Г.Развитие Северного морского пути. Выпуск 3 – М., СОПС, 2001.;
  11. Воронов В.И., Степанец А.В., Стульский В.А. Применение имитационных моделей в логистическом управлении морского порта ISBN-5- 8224-0038-8 Журнал “РОССИЯ В ХХI ВЕКЕ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА” № 1(3), ВГУЭС.: Владивосток 2001 г.
    Актуальные аспекты развития морского транспорта России примере Северного морского пути
    Анализ развития морского транспорта России на примере ОАО «ММП». Методы достижения цели это изучение и обобщение. Постановка задач к решению существующей проблемы. При решении поставленных задач, исследуемая компания откроет для себя новый рынок услуг.
    Written by: Семенов Владислав Игоревич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6767

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх