Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.

Прежде чем определить схему управления предпринимательскими структурами, следует установить, к какому классу систем они относятся. Предпринимательские структуры относятся к адаптивным самоорганизующимся системам, автоматически изменяющим алгоритм своего функционирования и, если возникает такая необходимость, свою структуру для того, чтобы сохранить или достичь оптимального состояния при изменении внешних условий. Системы, отличающиеся самоорганизацией, «должны быть открытыми и постоянно обмениваться веществом и энергией с окружающей средой» [1]. Сам процесс управления предпринимательской структурой как адаптивной самоорганизующейся системой существенно усложняется неопределенностью и непредсказуемостью реакции на управляющее воздействие. Управление предпринимательской структурой подразумевает нахождение стратегической цели развития предпринимательской структуры и поиск путей ее достижения с параллельным формированием дерева целей, а также поддержание движения системы по заданной траектории посредством регулирования. Следовательно, управляющая подсистема предпринимательской структуры состоит из модуля определения целей и модуля регулирования (регулятора). Схема управления предпринимательскими структурами представлена на рисунке 1 [2].

Рисунок 1 Схема управления предпринимательскими структурами

Если рассматривать управление в транспортной сфере, то  автотранспортные компании  функционируют в условиях нестабильности, неопределенности внешней и внутренней среды, что показывает необходимость стратегического управления организацией, под которым понимается технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. Среда любой организации может быть определена как совокупность нескольких сфер – внутренней среды, мезосреды и макросреды. Для обеспечения устойчивой позиции на рынке транспортных услуг (РТУ) любая организация должна разрабатывать стратегию своего развития и управления. Следующие факторы определяют стратегическую позицию автотранспортной организации:

  • внутренний стратегический потенциал автотранспортной компании;
  • конкурентные стратегические условия развития на рынке транспортных услуг;
  • внешние стратегические условия развития автотранспортной компании.

В процессе стратегического анализа внешней и внутренней среды автотранспортной компании следует определять ее позицию в текущий момент времени и предлагать альтернативные действия, необходимые к применению для того, чтобы сохранить или усовершенствовать эти позиции в условиях изменяющейся среды. Позиции пассажирских автотранспортных компаний на РТУ разнообразны: одни работают нерентабельно, другие являются прибыльными и стремятся стабилизировать свое положение. Различный уровень развития компаний обусловлен рядом объективных причин рыночного характера, наличием логистических подходов и причинами социального характера (повышение благосостояния работников). После оценки позиции конкретной компании на РТУ определяются стратегические цели ее развития. Ключевой для компании может стать цель, адаптируемая к изменяющейся среде, но при этом ориентированная на потребности работников организации. Под адаптацией подразумевается изменение средних значений параметров функционирования свойств предпринимательской структуры в стохастической среде функционирования с целью развития и достижения заданного состояния. Относительно предпринимательских структур можно сказать, что самоорганизация – форма адаптивного управления, в которой выражается гармонизация и взаимодействие данных процессов.

Любая предпринимательская структура автотранспортных компаний имеет такие уровни стратегических решений, как корпоративный (базовый), конкурентный (деловой) и функциональный. Для успешного функционирования стратегии должны быть согласованы и взаимосвязаны. Каждый из уровней стратегии оценивается с позиции характеристик (риск,  приспособляемость, временной период, гибкость), проводится их детальный анализ.

Таким образом, одной из наиболее важных проблем управления автотранспортной компанией является формирование эффективной стратегии в условиях непрерывной изменчивости внешней среды. Необходимость формирования связана с изменениями системы управления автомобильным транспортом. Анализ сопутствует выявлению резервов и возможностей организации, определению направления адаптации внутренних возможностей организации к изменениям внешней среды. В свете сильных и слабых сторон организации акцент на мониторинге, оценке внешних рисков и возможностей является особенностью стратегического управления [3].

В ходе проведения стратегического анализа прибегают к субъективной оценке специалистов (экспертов или руководителей) и методу теории нечетких множеств. Данная теория дает возможность аналитически работать напрямую с трудноформализуемыми параметрами. Теория нечетких множеств подразумевает наличие неточных, приблизительных, примерных оценок. Для работы с качественными показателями вводят так называемую «функцию принадлежности». Данная функция формально переводит нечисловые значения (вербальные оценки) в числовые.

Значение функции принадлежности предполагается вычислять как вероятность интерпретации по формуле [3]:

Так происходит переход от качественной характеристики к  количественной характеристике фактора, заданного шкалой интенсивности оценок (таблица 1, рисунок 2).

Таблица 1 – Шкала интенсивности оценок

Словесная

характеристика

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
функция принадлежности  

0-0,2

 

0,21-0,4

 

0,41-0,6

 

0,61-0,8

 

0,81-1

Рисунок 2 Графическое изображение шкалы интенсивности оценок

Для того, чтобы воспользоваться экспертными оценками, необходимо выбрать количественную шкалу и поставить в соответствие каждому словесному значению характеристики числовую оценку по этой шкале. Суть экспертного исследования заключается в подборе и формировании группы независимых, компетентных в изучаемой проблеме специалистов, высказывающих свое мнение, рассматриваемое в качестве экспертной оценки. К примеру, если степень насыщенности рынка транспортными услугами, которые собирается производить автотранспортная компания, незначительна, эксперт ставит отметку на уровне «низкая», что соответствует значению функциональной принадлежности, равному 0,21-0,4.

Рассмотрим ОАО «Автокомбинат №2», занимающийся организацией пассажирских перевозок в г. Саратове. Экспертная оценка показателей функции принадлежности ОАО «Автокомбинат №2» выглядит следующим образом:

  • имидж предприятия 0,78;
  • платежеспособность 0,8;
  • наличие современного подвижного состава (ПС) 0,69;
  • квалификация персонала 0,65;
  • доля предприятия на рынке транспортных услуг 0,7.

На основании этого делается вывод о необходимости обновления ПС, повышении квалификации персонала. Адаптивное управление предпринимательскими структурами имеет ряд отличительных характеристик по сравнению с традиционным управлением по выходным сигналам, когда реакция управляющей подсистемы осуществляется на основе обратной связи при получении информации о результате функционирования предпринимательской структуры.

Таким образом, анализируя информацию, можно более объективно оценить место организации на РТУ, определить степень восприимчивости ее к внешним факторам и выработать эффективную стратегию.

Список  литературы:

  1. Пригожин И., Николис Г. Познание сложного: пер. с англ. / предисл. Г.Г. Малинецкого. — 3-е изд., доп. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 352 с.
  2. Тихомирова О.Г. Адаптивное управление предпринимательскими структурами как открытыми динамическими системами // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9–2. – С. 495-499
  3. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. — М.: «Финансы и статистика», 2005.-360с.
  4. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес — стратегии для успешного менеджмента. — СПб.: Питер, 2002.[schema type=»book» name=»АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ» description=»В данной статье рассматривается схема управления автотранспортными компаниями. Так как любая автотранспортная компания функционирует в условиях нестабильности, неопределенности внешней и внутренней среды, необходимо осуществлять стратегическое управление организацией. В ходе проведения стратегического анализа предлагается провести субъективную оценку экспертов по методу теории нечетких множеств. Экспертная оценка позволяет объективно оценить место компании на рынке транспортных услуг (РТУ), определить степень восприимчивости ее к внешним факторам и выработать эффективную стратегию.» author=»Попова Елена Андреевна, Абрамов Никита Валерьевич, Попова Ирина Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх