Студенчество – это наиболее крупная группа молодежи, с определенным ритмом работы, режимом дня и питания. В связи с ускоряющимся ритмом жизни в XXI веке, повышающейся учебной нагрузкой, состояние здоровья студентов стремительно снижается. Именно поэтому пропаганда ЗОЖ и здорового питания сегодня это отличная предпосылка для создания здорового общества завтра [1, с. 52]. Полноценное питание является одним из важнейших факторов, формирующих здоровье населения, однако проблема современного общества – это абсолютно неадекватное отношение к питанию. В настоящее время в России в силу сложившихся социально-экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным. Анализ фактического питания населения свидетельствует о том, что рацион россиян характеризуется избыточным потреблением жиров животного происхождения и легко усваиваемых углеводов, дефицитен в отношении пищевых волокон, витаминов (группы В, Е и др.), макроэлементов (Са и др.), микроэлементов (Fe, I, Zn и др.) [2, с. 685, 5, с. 58]. Сегодня трудно найти тех, кто, заботясь о своем состоянии, старается принимать только здоровую пищу. Эта тенденция особенно имеет место среди студентов, чей рацион, в основном, состоит из того, что можно дешевле купить и быстрее приготовить. В последнее время многими российскими учеными отмечен рост заболеваемости среди студентов. наблюдается устойчивая тенденция к увеличению хронических заболеваний. По распространенности среди хронических заболеваний первое место занимают желудочно-кишечные расстройства [5, с. 58].
Целью нашего исследования явилось изучение физического развития и статуса фактического питания студенток Алтайского государственного университета.
Материалы и методы исследования.
Весной 2015 годы было обследовано 35 девушек-студенток, обучающихся на 1-3 курсах биологического факультета Алтайского государственного университета (АлтГУ) в возрасте от 17 до 20 лет. Всем девушкам проведена антропометрия с последующим расчетом индексов массы тела (ИМТ), ОТ/ОБ. Оценка массо-ростовых отношений проводилась по региональных центильным графикам зависимости ИМТ от возраста и пола [3, с. 38].
Оценка пищевого статуса студенток проведена с помощью аппаратно-программного комплекса оценки пищевого статуса. Впервые в АлтГУ для оценки состава тела человека применен метод биоимпедансометрии, основанный на различиях величин электрического сопротивления живых тканей, на аппарате АВС-01 «Медасс». Биоимпедансный анализ позволяет на основе определения электрического сопротивления биологических тканей организма в цепи рука-туловище-нога оценить жировой состав человека в количественном эквиваленте (кг) и в процентном отношении (к массе тела), тощей (не жировой) массы, с определением в ней внеклеточной массы (воды) и активной клеточной массы, что является показателем метаболической активности организма, состава (в массовом и процентном отношении) в организме клеток с активным метаболизмом (мышцы, внутренние органы, нервные волокна).
Оценка фактического питания проведена с помощью компьютерной программы «Анализ состояния питания человека», разработанной ГУ НИИ питания РАМН, которая используется для сбора, обработки, анализа данных о потреблении пищи индивидуумом. Представляет собой компьютеризированный метод частотного анализа питания человека. Ведется исследование потребления продуктов питания человеком, с учетом его антропометрических данных (веса, роста, ОТ/ОБ, расчетных значений индекса массы тела, основного обмена), физической активности, пола, возраста, режима работы и отдыха, дифференцировано в будние и выходные дни с помощью специального атласа пищевых продуктов, введенного в качестве иллюстративного материала в программу.
Все результаты исследования обработаны вариационно-статистическими методами. Рассчитывали общепринятые показатели описательной статистики и статистики вывода: среднее арифметическое (M), среднеквадратическое отклонение (SD), стандартная ошибка (SE). Данные представлены как М±SE. Выборки данных проверяли на нормальность распределения, для чего был использован критерий Колмогорова-Смирнова при уровне значимости р<0,05. В ходе исследования получены средние значения параметров, характер распределения которых соответствовал нормальному типу. Для определения статистической значимости различий характеристик исследуемых независимых выборок с нормальным распределением использовались параметрический критерий t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Различия значений исследуемых параметров считали статистически значимыми при 95 % пороге вероятности (р<0,05). Рассчитывали коэффициент корреляции Пирсона. Статистическая обработка материала осуществлялась с использованием программных продуктов SPSS 20.0 фирмы IBM for Windows.
Результаты
Как показало обследование, средние значения длины и массы тела составили 162,0±1,06 см и 58,1±1,42 кг соответственно. Оценка физического развития, проведенная с использованием ИМТ, показала, что масса тела соответствует длине тела приблизительно у половины студенток (49%). 51% испытуемых имели дисгармоничное физическое развитие, обусловленное избыточной массой тела. Как показало наше исследование, в группе девушек с избыточной массой тела был выше процент не только жировой, но и тощей массы тела (таблица). Девушек с нормальными массо-ростовыми отношениями характеризует меньшая гидратация организма (таблица).
Таблица
Состав тела девушек-студенток в зависимости от массо-ростовых отношений
Показатель | Группы | M | SD | SE | Р |
Фазовый угол | 1 | 6,4 | 0,47 | 0,11 | 0,439 |
2 | 6,5 | 0,52 | 0,12 | ||
Жировая масса тела, кг | 1 | 12,8 | 3,01 | 0,73 | <0,001 |
2 | 20,5 | 4,70 | 1,11 | ||
Жировая масса тела % | 1 | 24,5 | 4,37 | 1,06 | <0,001 |
2 | 32,3 | 4,86 | 1,14 | ||
Тощая масса тела, кг | 1 | 39,2 | 1,24 | 0,30 | 0,009 |
2 | 43,1 | 4,32 | 1,02 | ||
Активная клеточная масса, кг | 1 | 21,7 | 1,05 | 0,25 | 0,02 |
2 | 23,9 | 2,69 | 0,63 | ||
Активная клеточная масса % | 1 | 55,4 | 2,31 | 0,56 | 0,09 |
2 | 56,2 | 2,56 | 0,60 | ||
Скелетно-мышечная масса, кг | 1 | 19,2 | 0,86 | 0,21 | 0,09 |
2 | 20,6 | 2,53 | 0,60 | ||
Скелетно-мышечная масса % | 1 | 48,9 | 0,83 | 0,21 | 0,364 |
2 | 48,4 | 1,70 | 0,40 | ||
Основной обмен, ккал/сутки | 1 | 1301,2 | 32,84 | 7,97 | 0,02 |
2 | 1371,6 | 85,79 | 20,22 | ||
Общая вода | 1 | 28,7 | 0,90 | 0,22 | 0,01 |
2 | 31,1 | 2,80 | 0,66 | ||
Внеклеточная жидкость | 1 | 12,1 | 0,57 | 0,14 | 0,004 |
2 | 13,5 | 1,34 | 0,32 | ||
Индекс ОТ/ОБ | 1 | 0,71 | 0,025 | 0,006 | 0,965 |
2 | 0,71 | 0,025 | 0,006 |
Примечание: группы – 1 – девушки с гармоничным физическим развитием по ИМТ, 2 – девушки с дисгармоничным физическим развитием, обусловленным избыточной массой тела
В группе девушек с избыточной массой тела процент активной клеточной массы был выше на уровне тенденции (таблица), что свидетельствует о более высокой метаболической активности организма. Уровень основного обмена был выше во второй группе (таблица) на статистически значимом уровне. Возможно, это объясняется тем, что величина тощей массы тела выше в этой группе и связана сильной связью с показателем основного обмена (r=0,85, р<0,001).
Оценивая количественную полноценность студенческого питания мы определили, что калорийность суточного рациона в среднем составила 2064,8±189,17 ккал/сутки, что существенно ниже энергетических затрат для лиц умственного труда (2500–2800 ккал/сутки). Уровень основного обмена в целом по группе составил 1335,5 ±14,77 ккал/сутки. Следовательно, рабочая прибавка составляет около 50% от показателя основного обмена. Полученная нами величина энерготрат отражает низкий уровень двигательной активности (фактически – это повседневная бытовая двигательная активность), что соответствует гиподинамии.
Фактическое потребление белков, жиров, углеводов составило 56:90:241 г, что свидетельствует о дисбалансе в потребление пищевых веществ в сторону жиров. Среднее потребление общего белка было на 25% ниже нормы. Жировой потенциал превышал норму на 50%, при сниженном потреблении полиненасыщенных жирных кислот – на 19%, ω6-полиненасыщенных жирных кислот – на 6%, ω3-полиненасыщенных жирных кислот – на 48%. Поступление углеводов в пище оказалось ниже нормы на 15%, отмечено резкое снижение пищевых волокон на 82%, при этом негативным является избыточное потребление сахаров – на 60%. Анализ минерального состава продуктового набора показал, пониженное потребление натрия (Na) на 57%, кальция (Ca) – на 34%, магния (Mg) – на 43%, железа (Fe) – на 15%. Среди витаминов сниженным на 73% было потребление витамина А, В1 – на 51%, В2 – на 43%, ниацина (PP) – на 51% и на 17% витамина С. По показателям оценки пищевого статуса не было выявлено различий между группами. Полученные нами данные согласуются с результатами других авторов [2, с. 687, 4. с. 35, 5, с. 62]. Почти все они отмечают, что фактическое питание студентов характеризуется дисбалансом в поступлении основных пищевых веществ и преобладанием жирового компонента, что приводит к нарушению их усвоения и метаболизма, а затем к формированию факторов риска избыточного веса и ожирения. Также авторы отмечают дефицит основных макро- и микронутриентов, витаминов.
Заключение
Обобщая изложенное необходимо подчеркнуть, что показатели, характеризующие физический и пищевой статус студентов не позволяют судить об его оптимальности, что вызывает необходимость коррекции нутриентного потенциала рациона студентов.
Список литературы
- Алавердян Л.С., Тикунов Д.В. Сравнительная оценка статуса и режима питания у студентов СтГМА и СГУ // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI Веке». 2012. № 6 (Т.14). С. 52–53.
- Османов Э.М., Ронжина Г.П., Дорофеева Е.А., Пышкина А.С. Проблемы питания современного студента // Вестник ТГУ, т.15, вып.2, 2010 С. 685-687.
- Павлова И. П., Филатова О. В. Исследование антропометрических показателей лиц женского пола жительниц города Барнаула в зависимости от возраста // Известия АлтГУ. 2011. № 3/2 (71). С. 34-39.
- Павловская В.С., Подгорбунских А.Е., Брусенцов О.Ю., Нуждина К.И. Анализ фактического питания студентов 3-4 курсов МИ СурГУ // Вестник СурГУ. Медицина. 2011 г. № 10. С. 30–35.
- Садовская О.А., Ситникова Е.М., Шибанова Н.Ю. Перспективы укрепления здоровья студентов вузов на основе оптимизации питания // Медицина в Кузбассе. T. 12 № 3. С. 58–62.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СТАТУСА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОК АлтГУ» description=»Цель исследования – изучение физического развития и статуса фактического питания студенток Алтайского государственного университета. Материалы и методы. Проведена оценка пищевого статуса студенток с помощью аппаратно-программного комплекса оценки пищевого статуса, включающего аппарат для биоимпедансометрии АВС-01 «Медасс» и компьютерную программу «Анализ состояния питания человека», разработанную ГУ НИИ питания РАМН. Результаты. В группе девушек с избыточной массой тела был выше процент не только жировой, но и тощей массы тела. Калорийность суточного рациона студенток АлтГУ соответствует энергетическим затратам для лиц умственного труда. Фактическое питание студентов характеризуется дисбалансом в поступлении основных пищевых веществ при дефиците полиненасыщенных жирных кислот. Показан недостаток пищевых волокон и избыточное потребление добавленного сахара. Обнаружена нехватка основных макро- и микроэлементов, витаминов. По показателям оценки пищевого статуса не было выявлено различий между группами девушек с нормальной и избыточной массой тела. Заключение. Показатели, характеризующие физический и пищевой статус студентов не позволяют судить об его оптимальности, что вызывает необходимость коррекции нутриентного потенциала рациона студентов.» author=»Филатова Ольга Викторовна, Воронина Инна Юрьевна, Дроздова Марина Николаевна, Похиленко Елена Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]