Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Биологические науки. ; ():-.

Детская одаренность  — одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок рождается  на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением  к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым [1]. Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так  как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования образования.

Целью исследования явилось выявление учащихся в возрасте 7 — 11 лет, у которых уровень интеллектуальных способностей значительно отличается от среднего.

Как известно, младший школьный возраст характеризуется началом осознанного саморазвития, возникновением способности к рефлексии, саморегуляции, когнитивных аспектов самооценки и прежде всего, ее мотивационно-ценностной базы, что, в целом, влияет на развитие школьников  [2]. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. В начале его обучения преобладающим является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. В этом возрасте ребенок еще не может управлять своим вниманием.

Память у младших школьников развивается в двух направлениях: произвольности  и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами – воспоминаниями. Но они способны и целенаправленно, произвольно запоминать материал им не интересный [3]. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. С возрастом совершенствуется смысловая память (ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, и, одновременно, запоминает). В этом возрасте преобладает словесно-логическое мышление.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления [6].

Интеллектуальная, как и другие виды одаренности, проявляется очень рано, поэтому исследование проведено на школьниках 1 – 4 классов МОУ «Сонковская СОШ» с традиционной системой обучения. Наблюдались 10 человек в возрасте 7 лет, 19 человек – 8-летних, 30 человек – 9-летних, 14 человек – 10-летних, 11 человек – 11-летних.

Для психодиагностики умственных способностей использованы методики, характеризующие разные интеллектуальные качества детей. Они опробированы и являются общепринятыми и у нас, и за рубежом.

Для выявления способных детей из общего числа испытуемых применяли следующие методики:

Первый этап:

— диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф-Харриса (в модификации);

— задание на точность представлений [4]. Оно основано на оценке умения замечать искажения в тексте отрывка из сказки;

— задание на логическое мышление [5]. Ребенку предлагается определенным способом заштриховать домики в 2 горизонтальных рядах;

— задание на перекодирование —  дешифровку [4].Предполагает работу со знаковым алфавитом – шифром который нужно использовать для разгадывания зашифрованной информации;

На втором этапе обследования использовались следующие методики:

— методика оценки общей одаренности детей (для педагогов). Предполагает оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей;

— методика «Карта одаренности». Предназначена для родителей, включала 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка;

Третий этап:

— интеллектуальный тест для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) Д. Векслера «Шкалы измерения интеллекта»

Процесс исследования состоял из 3 этапов. Целью первого  — стало выявление способных детей из общего числа обследуемых.

Результаты исследований уровня IQ  в первом классе (7 лет) не выявили различий у мальчиков и девочек. Во втором классе уровень  IQ высокий и выше среднего преобладает у мальчиков (60%). В третьем классе также высокий и выше среднего уровень IQ преобладает у мальчиков (60%). В 4 классе до 80% мальчиков имеют высокий уровень интеллектуального развития. У них отмечена и высокая успеваемость по всем предметам. По результатам методики Гудинаф-Харриса в начальной школе 27 детей имеют показатель IQ выше нормы, 12 – имеют хороший результат и 47 школьников имеют уровень IQ, соответствующий норме. Т.о., из 86 учащихся было отобрано 27 детей для дальнейшего обследования, им было предложено 3 методики: задание на точность представлений; задание на логическое мышление; задание на перекодировании —  дешифровку.

По результатам обследования с помощью данных методик из 27 учащихся 13 набрали от 15 до 19 баллов (максимальный балл за три методики – 19): 6 человек из 2-х классов; 2 – из 3 класса; 5 – из 4 класса. Остальные наблюдаемые показали средние результаты и выбыли из обследования.

На втором этапе педагоги оценивали общую одаренность учащихся: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной деятельности. Оценка проводилась по пятибалльной шкале. По ходу оценивания педагоги давали краткие характеристики своим воспитанникам. В результате исследования у учащихся 2 классов средний балл  составил 3,5; в 3-м классе – 4,3; в четвертом классе – 3,8.

Родители оценивали ребенка по каждому виду одаренности: интеллектуальной, академической, музыкальной, технической и др.

                                                                                                                        Рис. 1

Результаты оценки родителей детей по видам одаренности

Из рисунка 1 видно, как распределялись виды одаренности среди учащихся, по мнению их же родителей. Интеллектуальная одаренность выявилась у 2 мальчиков учащихся 3 и 4 классов, которые имели наилучшие результаты по методикам диагностики на первом этапе, получили высокие оценки со стороны родителей и педагогов. Им был предложен интеллектуальный тест для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) Д. Векслера «Шкалы измерения интеллекта» (3 этап исследования). Тест WISC состоит из 6 субстратов, которые образуют вербальную и невербальную подгруппу. В результате исследования у учащегося 3 класса обнаружен хороший уровень интеллекта, у учащегося 4 класса – средний уровень интеллекта. Проведенный корреляционный анализ обнаружил достоверную связь (р < 0,05) между точностью представлений и логическим мышлением.

Таким образом, среди учащихся начальных классов, высоко одаренных школьников не выявлено. Вероятно, имеет место скрытая одаренность. Все дети имеют средний уровень развития интеллекта и только у одного мальчика уровень интеллектуального развития выше среднего.

Выявление у детей одаренности ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию. Это – длительный процесс.

Список используемой литературы:

  1. Веракса, Н.Е., Балычева, А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Е. Веракса , А.И.Балычева // Вопросы психологии. – 2003- №6.- С.17 – 31.
  2. Лазарев, В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников [Текст] / В.А. Лазарев. Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 273с.
  3. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес . – М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 464с.
  4. Одаренные дети [Текст] / под ред. Т.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  5. Попов, В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие [Текст]// Педагогика. – 2001 — №4. – С.30-44.
  6. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин / избр. Психологические труды. – М., 1989. – 251с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» author=»Ковригина Татьяна Руфимовна, Тяпкина Альбина Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found