Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МИОКАРДА В СКРИНИНГ-ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МИОКАРДА В СКРИНИНГ-ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Биологические науки. ; ():-.

Состояние здоровья школьников является актуальной проблемой современного общества. Данные литературы свидетельствуют о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, у трети школьников выявлены различные хронические заболевания, и за время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 — 5 раз [1, 2, 3, 13]. Результаты многолетних научных исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивный рост распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний, отклонений физического развития у детей происходит во время обучения в школе. Это обусловлено, как формированием специфической среды воспитания, так и интенсивным ростом и развитием организма ребенка [4, 5, 9, 14].

Плановые медицинские осмотры, диспансеризация школьников не обеспечивают оценку здоровья. Они направлены в основном на выявление уже сформировавшихся патологических отклонений и отражают результат воздействия на организм ребенка отдаленных негативных воздействий, управлять которыми уже не представляется возможным. Современные способы скрининговой оценки физической, психической и адаптационной составляющих здоровья, позволяют отследить влияние на здоровье школьников различных факторов окружения, что дает возможность управлять ими в реальном времени. Это открывает возможность детального анализа причин негативного влияния на здоровье и их своевременного устранения, что напрямую связано с донозологическим ранним выявлением и анализом функциональных нарушений в работе различных систем организма.

В связи с этим оценка уровня функционального состояния кардиогемодинамики, в том числе, количественное определение функционального состояния миокарда, является важной медико-биологической проблемой, а поиск и использование диагностических методик, позволяющих в режиме скрининговых исследований получать и анализировать диагностические показатели, наиболее приоритеными и актуальными.

Цель данной работы – исследование возможности использования показателя симметрии волны Т () и его среднеквадратического отклонения
(СКО ), полученных с помощью програмно-технического комплекса ФАЗАГРАФ® [9, 10, 11], для количественной оценки функционального состояния миокарда у школьников разных возрастных групп и разным уровнем двигательной активности.

Для решения поставленной цели было обследовано 210 условно здоровых школьников г. Симферополя 1, 5, 9 и 11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. В каждой возрастной группе были выделены две подгруппы — первую (1) составили школьники с низким уровнем двигательной активности (не посещающие дополнительных спортивных секций) и вторую (2), в которую вошли школьники, регулярно занимающиеся в различных спортивных секциях (табл.1).

Таблица 1.

Распределение исследованных школьников второй группы по направленности двигательной активности (n=110)

Направление занятий двигательной активности

Кол-во школьников
Футбол 30
Лёгкая атлетика 25
Художественная гимнастика 15
Баскетбол 40

Метод регистрации и анализа ЭКГ в фазовом пространстве разработан в Международном научно-учебном центре информационных технологий и систем НАН и МОН Украины и реализованном в аппаратно-программном комплексе ФАЗАГРАФ®, в виде оригинальной информационной технологии обработки электрокардиосигнала в фазовом пространстве с использованием идей когнитивной компьютерной графики и методов автоматического распознавания образов [12].

Сущность технологии анализа ЭКГ в фазовом пространстве состоит в том, что в каждой точке временного сигнала x(t) численным  методом оценивают его первую производную dx/dt и всю последующую обработку осуществляют на фазовой плоскости в координатах x(t), dx/dt. С помощью комплекса ФАЗАГРАФ® [12] анализировали симметрию зубца Т (, ед) и среднеквадратическое отклонение (СКО , ед). Важно заметить, что диагностически ценные изменения значений показателя , характеризующего симметрию фрагмента реполяризации ЭКГ (-зубца) на фазовой плоскости, почти незаметны при отображении ЭКГ во временной области.

Измерения производили в положении сидя в покое. Преимуществом этого метода является его доступность и быстрота регистрации показателей с помощью оригинального сенсора с пальцевыми эелектродами. На одного исследуемого необходимо не более 2-3 минуты. Автономность аппарата от источника питания даёт возможность проводить исследования в учебной аудитории (рис.1).

Рисунок 1. Комплекс ФАЗАГРАФ®

Математическая обработка полученных результатов проводилась с использованием программы STATISTICA V.6.0. Нормальность распределения признаков определяли с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Для оценки достоверности отличий использовали t-критерий Стьюдента.

Как известно, использование различного вида физических нагрузок у детей в процессе их обучения в школе, в настоящее время считается целесообразным и важным для их здоровья, поскольку любой вид физической нагрузки оказывает тренирующее влияние на ведущие системы организма (А.П. Исаев, 2000; В.Н. Васильев, 2001; В.В. Колпаков, 1999; А.Г. Щедрина, 2003). При этом, в миокарде при смене уровня его способности потреблять кислород, изменяются процессы мембранного электрогенеза, в том числе процессы де- и реполяризации, что может лимитировать функциональные возможности не только сердечной мышцы, но и всего организма. Из предыдущих исследований известно, что электрокардиографический показатель  отражает процессы реполяризации и позволяет оценить степень напряжения миокарда [7, 8].

 На рис.2 показаны фрагменты фазовой траектории волны Т и степень их симметричности у мальчиков 1 класса с разным уровнем двигательной активности .

Рисунок 2. Фрагменты фазовой траектории волны Т и степень их симметричности у двух школьников 1 класса с разным уровнем двигательной активности.

Примечание: А – школьник из группы 1 (с низким уровнем двигательной активности); Б – школьник  из группы 2 (с высоким уровнем двигательной активности).

Так же было определенно, что чувствительным показателем, отражающим интегративную реакцию адаптационных резервов и уровня тренированности, явился показатель СКО (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика значений показателя СКО у школьников 1 класса с разным уровнем двигательной активности.

Примечание: А – из группы 1 (с низким уровнем двигательной активности); Б – из группы 2 (с высоким уровнем двигательной активности).

В таблице 2 отражены полученные результаты, характеризующие степень зависимости изменений функциональных резервов миокарда по значениям  и СКО  от возрастного фактора и фактора двигательной активности.

Таблица 2.

Изменение показателя симметрии зубца Т у школьников разных классов, (х±Sx), n=110

Класс

, ед

СКО , ед

1 2 1 2
1 1 класс (n=25) 0,77±0,02 0,69±0,02** 0,09±0,01 0,03±0,02**
2 5 класс (n=25) 0,74±0,01 0,68±0,01*** 0,07±0,02 0,03±0,02**
3 9 класс (n=25) 0,76±0,02 0,70±0,01** 0,10±0,01 0,05±0,01**
4 11 класс (n=35) 0,78±0,03 0,68±0,01*** 0,09±0,01 0,05±0,01**

Примечание: * — р< 0,05, ** — р< 0,01, *** —  р< 0,001

При анализе межгрупповых значений  у школьников, составивших 2 группу, они были достоверно ниже в первом классе на 11,4 % (р< 0,01), в пятом на 7,0 % (р< 0,001), в девятом на 8,2 % (р< 0,01) и в одиннадцатом на 13, 1 % (р< 0,01) относительно исследуемых, вошедших в первую группу. Снижение значений СКО  у школьников всех возрастных групп второй группы в среднем в два раза (р< 0,01), так же позволяет использовать этот показатель в оценке уровня функционального состояния миокарда.

Важно отметить, что внутригрупповых возрастных особенностей динамики  и СКО  в обеих группах выявлено не было.

Таким образом, показатели  (ед.) и СКО  (ед.) можно расценить как информативные критерии функционального состояния кардиогемодинамики и количественного определения адаптационных резервов миокарда у школьников и могут быть  использованы в скрининг-исследованиях.

Список литературы:

  1. Агаджанян Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева – М.: Изд-во РУДН, 2006. –284 с)
  2. Агеев А.К. 0нтогенетические особенности адаптации детей. — М., 1985. — С. 75—80.
  3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998. №1.-С.5.
  4. Беляева, Л.М. Функциональные заболевания сердечнососудистой системы у детей / Л.М. Беляева, Е.К. Хрусталева -Минск: Амальфея,2000.-208с.
  5. Григорьев, О.В. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников / О.В. Григорьев, В.Г. Ситдиков, Г.Х. Самигуллин // Физиология человека. -2000.-№6.-0.116-118.
  6. Крысюк О.Н. Возрастные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей 7-11 лет. // Новые исследования. 2008.
  7. Майданик В.Г. Симетрія зубця Т на електрокардіограмі як маркер каодіометаболічного ризику у школярів/ В.Г. Майданик, М.В. Хайтович, Л.С. Файнзільберг, В.А. Степанов, А.О. Владимирівна, Л.І. Місюра // Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологии. 2013. – 4. – №3. – С. 35-39.
  8. Минина Е.Н. Анализ волны Т ЭКГ в фазовом пространстве в определении функциональных резервов миокарда. Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. 2013; 26 (65),№ 2:148 – 153.)
  9. Файнзильберг Л.С. Компьютерный анализ и интерпретация электрокардиограмм в фазовом пространстве. Системні дослідження та інформаційні технології. / Л.С. Файнзильберг. 2004; 1:32. – 46 с.
  10. Файнзильберг Л.С. ФАЗАГРАФ® – эффективная информационная технология обработки ЭКГ в задаче скрининга ишемической болезни сердца. Клиническая информатика и телемедицина. 2010; 6-7:22-30
  11. Файнзильберг Л. С. Компьютерная диагностика по фазовому портрету электрокардиограммы / Л. С. Файнзильберг. – К. Освита Украины, 2013. – 190 с.
  12. Шлык Н.И. Типологические характеристики функционального состояния регуляторных систем у школьников и юных спортсменов / Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова, Т.Г. Кирилова, В.Г. Семенов // Физиология человека. – 35, – №6. – С. 85-93.
  13. Yong people’s health in context. Health behavior in school aged Children BSC) study: international report from 2001/2002 survey/ [Ed / Candace Currie et al.] – Copenhagen: WHO Regional Office for Europе,2007. –270 р.[schema type=»book» name=»КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МИОКАРДА В СКРИНИНГ-ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ» description=»Целью данной работы явилось исследование возможности использования показателя симметрии волны Т ( ) и его среднеквадратического отклонения СКО , полученных с помощью программно-технического комплекса ФАЗАГРАФ®, реализующего оригинальную информационную технологию обработки электрокардиосигнала в фазовом пространстве с использованием идей когнитивной компьютерной графики и методов автоматического распознавания образов, для количественной оценки функционального состояния миокарда у различных контингентов населения при скрининговых исследованиях. Было обследовано 210 условно здоровых школьников г. Симферополя 1, 5, 9 и 11 классов в возрасте от 7 до 17 лет с разным уровнем двигательной активности. При анализе межгрупповых значений у школьников с высоким уровнем двигательной активности (вторая группа), они были достоверно ниже в первом классе на 11,4 % (р< 0,01), в пятом на 7,0 % (р< 0,001), в девятом на 8,2 % (р< 0,01) и в одиннадцатом на 13, 1 % (р< 0,01) относительно исследуемых с низким уровнем двигательной активности (первая группа). Снижение значений СКО у школьников всех возрастных групп второй группы в среднем в два раза (р< 0,01), так же позволяет использовать этот показатель в оценке уровня функционального состояния миокарда. Выводы: 1. Значения показателей (ед.) достоверно различны в группах школьников с разным уровнем двигательной активности и количественно отражают функциональные резервы миокарда, находясь диапазонах 0,74±0,01 — 0,78±0,03 в первой группе и 0,68±0,01 — 0,70±0,01 во второй группе. 2. Снижение значений СКО у школьников всех возрастных групп второй группы в среднем в два раза (р< 0,01), позволяет использовать этот показатель в оценке уровня функционального состояния миокарда. 3. Внутригрупповые возрастные особенности динамики СКО в обеих группах не выявленно. 4. Диагностический комплекс ФАЗАГРАФ® является удобным и надежным средством, которое может быть исспользованно для оперативного контроля функционального состояния учащихся при скрининг-исследованиях с целью оценки функционального состояния миокарда и ранжированния на группы по уровню физической подготовленностти, тренированности и здоровья.» author=»Минина Елена Николаевна, Файнзильберг Леонид Соломонович, Богач Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa
404: Not Found