В современных реалиях, зависимость градостроительства и архитектуры от экологических факторов окружающей городскойсреды очевидна. В этих условиях, создание экологического паспорта города, учитывающего различные факторыокружающей среды в процессе градостроительного проектирования, является важнейшей и первостепенной задачей.
В российском законодательстве отсутствует понятие «экологический паспорт города», отсутствуют нормативные акты, определяющие его содержание и правовой статус. [3]
Вопросы охраны окружающей среды в градостроительстве поднимались давно, но никогда еще не были актуальны, как сегодня. Еще в 1981 году, был предложен в ЦНИИП градостроительства алгоритм разработки генплана города по экологическим критериям [1].
Совсем недавно были попытки его реализации в некоторых городах Российской Федерации,к примеру с 1 января 2008 года действует и успешно себя зарекомендовал информационно-аналитический комплекс «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга», который был признан Министерством природных ресурсов и экологии РФ лучшим экологическим проектом России 2008 года в своей номинации. [4]
Тем не менее, современная нормативно-методическая база в градостроительстве характеризуется сложной структурой и отсутствием единой системы.Отсутствие единых экологических критериев во многих городах Российской Федерации, не позволяет осуществлять комплексную организацию архитектурно-пространственной среды городов. На этом фоне, при проектировании города, для создания экологически благоприятных условий окружающей городской среды, в значительной степени должна быть изменена процедура разработки проектной документации. [1]
Более того, в России, вот уже несколько лет не могут организовать ни систему планомерных научных разработок, ни даже требуемый законом технический регламент градостроительной деятельности. В настоящее время формируются структура, содержание и основные части градостроительного права на перспективу XXI века. [2]
Важность создания экологического паспорта города следует рассмотреть на примере городов Краснодарского края, который,как регион, отличается колоссальным градостроительным потенциалом, обладает уникальными природно-климатическими особенностями и развитой аграрной и промышленной базой.
Так что-же такое экологический паспорт для городов Краснодарского края? Это свод взаимосвязанных между собой природно-климатических и антропогенных факторов, имеющих четкую структуру элементов, так или иначе влияющих на экологическую обстановку города, который, в конечном итоге представляет полную экологическую картину городского образования, а в сумме и всего региона.[2](рис.1)
Рис. 1. Экологический паспорт города. [2]
В основу экологического паспорта для городов Краснодарского края следует положить концепцию обеспечения экологической безопасности городов,которая сталабы базовым документом, определяющим стратегические направления экологической политики в увязке с градоэкологическим и территориальнымразвитием, а также архитектурно-планировочным решением в целом.Экологическая доктрина городов Краснодарского края, должна быть ориентирована на устойчивость охраны окружающей среды в городах и за их пределами, создание комфортной среды проживания в городах и поселках, сохранение аграрных территорий, а также развитие курортно-туристического отдыха в регионе.
На основе совокупности основных природно-климатических и антропогенных особенностей того или иного города, влияющих на экологию городской среды формируются предпосылки для экологически обоснованных градостроительных и архитектурно-планировочных приемов застройки.
Развитие градостроительства напрямую влияет на экологическое состояние целого ряда природных систем: атмосферу, почву, рельеф, грунты, подземные воды, растительность и даже климат.
В целом экология городской среды напрямую зависит от антропогенных и природно-климатических особенностей. Совокупность этих факторов выражается в формировании индивидуального для каждого города территориального развития, градостроительного решения и архитектурно-планировочных приемов застройки.
Проблемы экологии городской среды связаны, прежде всего, с антропогенной деятельностью человека и концентрируются, как правило, на территории городов. Связаны они с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. В основной своей массе антропогенные загрязнения Краснодарского края представлены автомобильным транспортом, объектами электроэнергетики, нефтепродуктопроводным транспортом, предприятиями топливной, химической, нефтехимической промышленности, стройиндустрии и агропромышленного комплекса, деятельностью портов по перевалке различных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов.
Основу промышленного производстваКраснодарского края составляют свыше пяти тысяч четырехсот предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Города Краснодар, Армавир, Тихорецк, Новороссийск, Кропоткин, Славянск-на-Кубни, а также Крымский и Тимашевский районы – индустриальные центры Кубани. [6]
Необходимо отметить, что помимо этого на экологию городской среды оказывает огромное влияние сам город и городская застройка, играющие огромную роль в формировании зон экологических нарушений в городской среде, а также формировании благоприятных факторов экологии городской среды.
Также, высокой концентрации вредных веществ в воздухе способствуют особые природно-климатические условия, характеризующиеся пониженной рассеивающей способностью атмосферы.
С точки зрения природно-климатических факторов Краснодарский край является уникальным регионом Российской Федерации по своеобразию своего географического положения, исключительному разнообразию природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира. Черноморское побережье края — единственный в нашей стране приморский курортно-рекреационный район с достаточно развитой инфраструктурой.
С точки зрения градоэкологических факторов окружающей среды территория края разделяется на две резко отличающиеся части: северная равнинная и южная горная. В обоих зонах складываются совершенно различные природно-климатические предпосылки для градостроительного и архитектурно-планировочного решения.К примеру, равнинная зона — Прикубанская низменность — занимает две трети территории. Здесь экологические изменения прослеживаются по горизонтали и расположены такие большие города, как Краснодар, Тихорецк, Усть-Лабинск, Кореновск, Тимашевск, Кропоткин и другие.
Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья. В отличие от равнинных условий, где экологические изменения прослеживаются по горизонтали, в горах резкие различия наблюдаются и по вертикали. Горы влияют на градоэкологическое состояние окружающей среды, как большими колебаниями высотных отметок, так и сложным рельефом, обусловливая исключительное многообразие и пестроту природно-климатических и антропогенных условий. Здесь что ни склон или долина, — то своеобразный климат. В этих условиях расположены такие города Краснодарского края как Новороссийск, Геленжик, Архипо-Осиповка, Джубга, Туапсе, Сочи.
Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий, что обуславливает введение в практику градостроительства экологического паспорта для каждого городского и населенного пункта, которые в сумме будут представлять экологическую картину всего региона и лягут в основу индивидуальных, экологически обоснованных градостроительных и архитектурно-планировочных приемов застройки.
В целом с точки зрения экологии,Краснодарский край является стабильным регионом России, за исключением нескольких крупных городов. Основная доля загрязняющих веществ в больших городах Краснодарского края, таких как Краснодар, Новороссийск, Туапсе и Ейск приходится на автомобильные выбросы. Самыми благоприятными, с точки зрения градоэкологии, считаются курортные города: Сочи, Анапа, Горячий Ключ, Геленджик.Здесь почти нет промышленных предприятий, а экосистема способна нивелировать значительную долю загрязнения атмосферы. [7]
На первых местах по степени загрязненности находятся Туапсе и Новороссийск, так как это промышленные портовые города. Далее следует Краснодар — это столица Краснодарского края, которая входит в число самых экологически неблагоприятных городов края. Экологическая ситуация в этих городах на порядок хуже, чем во всех остальных регионах Кубани. Этому напрямую способствуют совокупность антропогенных и природно-климатических факторов. Введение в практику градостроительства экологического паспорта города, в первую очередь, необходимо именно в этих городах!
В заключении можно добавить, что основным мероприятием по стабилизации экологической ситуации в Краснодарском крае является создание экологического паспорта города, как ведущего нормативного документа по градостроительству. Этот документ в значительной степени улучшит экологию региона и каждого города, сформирует предпосылки к планировке и застройке градостроительного и архитектурно-планировочного характера с учетом местных антропогенных и природно-климатических особенностей.Разработка экологического паспорта является очень важным шагом на пути улучшения состояния здоровья населения, улучшения экологической ситуации в регионе или городе.
Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, необходимо использовать при принятии градостроительного решения о размещении новых производственных площадок и, в том числе, архитектурно-планировочного решения объектов строительства, что позволит развивать промышленность региона, не причиняя вреда здоровью населения и окружающей среде.
Список используемой литературы:
- Гиясов А., Сокольская О.Н, О.А.А. Аль-Факри, «Экологические особенности горно-котловинных городов», (научн. статья.),Фонд содействия развитию градостроительства, журнал «Градостроительство», № 6(22), Москва-2012, стр. 58-62.
- Гиясов А., Сокольская О.Н., Экологический паспорт города, (научн. статья.), сб. стат. ТТУ им. академика М.С.Осими, Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции в архитектуре, строительстве и образовании в Республике Таджикистан», 03-04июня 2014г, Душанбе-2014, -с. 199-202
- https://www.tuapse.ru/forum/viewtopic.php?f=32&t=6197&start=0
- https://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID=1298&SECTION_ID=37
- https://issuu.com/euroruss_/docs/ecomonitoring_2/16
- https://krasnodar.ru/content/587/show/49562/
- https://www.dg-yug.ru/a/2011/10/25/Kuban_zanimaet_46_pozici[schema type=»book» name=»ЭКОЛОГИЧЕСКИЙПАСПОРТГОРОДА– ОСНОВАГРАДОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВАВКРАСНОДПРСКОМ КРАЕ» author=»Сокольская Оксана Николаевна, Работягов Дмитрий Борисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]