Чувствование и осознание человеком пространства возникли и развивались на длительном историческом пути развития земной цивилизации.
Современное знание определяет, что «материальный мир – проявленный мир, видимый его существами мир. Духовный же мир – не проявленный, не видимый для его материальных существ и его они могут фиксировать опосредовано, по некоторым физическим нюансам, которые наблюдаются только тогда, когда известно о возможности их проявления. Или окажутся обнаруженными (наличествуют) некоторые искусственные сооружения в комплексе с природными объектами, которая не могла возвести ни одна человеческая цивилизация» [3, с.45].
В архитектуре геометрия – это средство, форма и инструмент моделирования земного пространства, а также качественного проявления сферы пространственного сознания человека.
Изучение геометрических особенностей пирамиды Хеопса в Гизе по основным элементам равнобедренного треугольника в ее сечении – высотам, медианам и биссектрисам – проявило множество закономерностей, предопределяющих структуру пространства, в котором существует объективный пространственный мир. Так, например, только при угле у основания, близком к 52˚, все три высоты равнобедренного треугольника пересекаются с верхней стороной вписанного квадрата в одной точке. При этом отношение высоты к основанию треугольника равно 0,64, что позволяет это число математически сравнивать с величиной радиуса Земли, равной 0,64*107м. Квадрат, круг и треугольник составляют главные части проекционной модели архитектурного пространства (рис. 1). Точки и линии пересечения этих трех фигур определяют все важнейшие и второстепенные геометрические отношения. В первую очередь, это касается привязки семи цветовых уровней оптического диапазона света, в природе именуемой радугой. С точки зрения математического и философского представлений, вписанный в круг квадрат является прообразом полной определенности, достигаемой с помощью конечного набора характеристик, окончательно и полно определенных понятий, точного измерения. «Круг олицетворяет то же самое, что и в Великой пирамиде, да и во всей символике вообще: нечто кроющееся за рамками любых определимых понятий, древний мир небесный, сферу непостижимого. Однако, круг, вписанный в квадрат, означает, что мы достигли в своем развитии уровня утонченных понятий, того типа определимых-неопределимых концепций, который позволяет мыслить о немыслимом» [2, с.145].
Рисунок 1. Геометрические элементы объективного пространства:
квадрат (куб) – структурный модуль пространства; круг (сфера) – волновая проекция света; треугольник (пирамида) a=52˚ – границы видимого света
Закономерности формального (объемного) построения едины для всех объектов на Земле (живых и неживых), и это основывается на наличии в структурированном пространстве световой проекции единой матричной системы, своеобразной канвы пространства.
В основе геометрической структуры архитектурного пространства стоит личное пространство человека и его физического тела. Геометрическая структура задаёт принципы гармонизации и автоматическое взаимодействие всех составляющих частей пространства, что позволяет человеку проявлять, развивать и реализовывать своё пространственное сознание.
Пространство – также «центральная проблема архитектуры, которая не поддается измерениям и оценкам для всех искусств, так как в нем происходят движение человека и его деятельность» [3, с.336]. Проблемы архитектурного пространства напрямую связаны с законами построения и проявления жизненного пространства человека в целом.
Архитектурные объекты – это своеобразный мост между разномасштабными бытийными мирами единого пространства. Объективное формообразование, в котором участвует человек, происходит в проекционном пространстве, которое представляет собой многоуровневую, иерархическую структуру, определяющую также субъективное представление об объекте.
Цивилизационная роль архитектуры как способа материального воплощения идеальных форм и обеспечения гармоничного жизнеустройства на Земле проявляется в архитектурном формообразовании как поиск соответствующих эталонов и образцов, а также в создании благоприятной архитектурно-пространственной среды на разных уровнях её обустройства: ландшафт, город, здание, помещение.
Геометрическая структурированность и многосложность архитектурного пространства предопределяет проявление различных видов и форм искусства как высшей пространственной деятельности человека: через чувство (образ) в изобразительных видах искусства; через мысль (идею) в логических построениях (вербальных, знаковых); через движение в пластических искусствах (танец, мимика, жесты; скульптура).
Архитектура онтологически и органически соединяет в себе все перечисленные виды искусств в единое целое – объёмно-пространственное искусство. Линейные элементы формообразования на Земле уже наличествуют в абстрактном виде в виртуальном (информационном) пространстве и отражаются в сознании человека как практически знакомые ему стереотипные геометрические фигуры (табл. 1).
Таблица 1
Геометрические формулы пространства (а), их сакральные смыслы (б) и
объективные значения (в)
1. а) метафизический квадрат и круг; б) актуальное (моментное) выражение недостижимого пространственного Абсолюта; в) абстрактный символ иррациональности, план культового места, здания, сооружения |
2. а) метафизический круг и квадрат; б) единство света и вещества в структуре пространственно-временной Бесконечности; в) абстрактный символ рационально-иррационального, план культового места, здания, сооружения
|
3. а) широкий крест; б) связь пространственно-временной Бесконечности с Абсолютным пространством; в) абстрактный символ иррациональности, план культовых мест и зданий |
4. а) равноконечный крест; б) пространственно-временной перекресток Бесконечности; в) абстрактный символ рациональности, план культовых мест и зданий |
5. а) физический квадрат; б) соединение подземного и небесного миров; в) знак равновесия идеальных и материальных систем, план места, здания, помещения |
6. а) физический круг; б) наружное – материальное и внутреннее – духовное; в) знак устойчивости, план культовых и гражданских зданий, профиль сферических сооружений (купола)
|
7. а) низкий треугольник; б) обожествление телесного или стремление земного к небесной гармонии; в) профиль культовых мест (курганов) и зданий (храмов), фронтоны гражданских зданий |
8. а) высокий треугольник; б) одухотворение и освящение места, священное возвышение; в) профиль мемориальных знаков, культовых и мемориальных построек, башенных сооружений |
9. а) арка или архивольт; б) единство земного и небесного; в) план культовых (алтарь, апсида) зданий, профиль проемов и фронтоны фасадов дворцовых (гражданских) зданий
|
10. а) квадрат и треугольник; б) устремленность земного пространственного бытия к небу; в) профиль культовых, храмовых зданий, жилого дома |
11. а) прямоугольник продольный; б) структурная организация пространственного сознания и движения; в) план и профиль гражданских зданий, помещений |
12. а) прямоугольник поперечный, б) структурная организация пространственного движения; в) план и профиль гражданских зданий, помещений (рекреации и коммуникации)
|
Универсальная проекционная модель объективного пространства, выстроенная на основе представленных выше геометрических фигур, показывает, как через геометрию демонстрируются, раскрываются и подтверждаются все возможные процессы архитектурного формообразования. Зарождаясь и протекая в виртуальных сферах пространства «высших миров», жизнетворные процессы реализуются в 3-х-мерном физическом пространстве, проходя через все уровни его иерархической системы и находя формальное выражение в конкретном пространстве-времени 3-х-мерной реальности.
Исходя из универсальной модели объективного пространства, можно сказать, что любой объект, вписанный своими контурными очертаниями в границы 3-х-мерной реальности, имеет взаимосвязи с многомерной системой запредельных пространственных миров. Именно оттуда проецируются многоцветные информационные и энергетические потоки, концентрирующиеся в семи основных цветовых уровнях пространственной иерархии и оставляющие свои следы в конкретном процессе объективного формообразования.
С помощью модели структурированного пространства возможно «заглянуть» внутрь любого конкретного объекта и вскрыть принципиальные геометрические отношения между его внешними проекционными очертаниями и функциональными процессами, определяющими смысловое содержание его субъективного пространства. Эти отношения, называемые часто как «золотые», в архитектуре определяют степень гармонизации между целым и частями объемного или плоскостного объекта. «Золотая мера» отношений заложена в самой геометрии проекционного пространства так же, как в прямоугольном треугольнике со сторонами 3:4:5, из которого состоит равнобедренный треугольник с углом при основании 52º.
В физической форме любого 3-х-мерного объекта содержится все формальное многообразие пространственного Абсолюта. На этой основе строится эволюционное развитие архитектуры как объективной человеческой деятельности в пространственной среде. Архитектурное творчество человека через здания, сооружения и генеральные планы территории отражает архетипические образы природы и одновременно способствует проникновению в ещё неизведанные возможности объективного пространства. На этом основывается не только историческая картина архитектурного развития искусственной пространственной среды человечества, но также предопределяется вектор возможного его развития в будущем.
Список литературы:
- Мерелл-Вольф, Ф. Математика, философия и йога / Ф. Мерелл-Вольф ; пер. с англ. К. Семенова ; ред. В. Трилис. – К. : София, 1999. — 160 с.
- Новикова, Е. Б. Интерьер общественных зданий : Художественные проблемы / Е. Б. Новикова. – М. : Стройиздат, 1991. – 368 с. : ил.
- Черняев, А. Ф. Духовные основы науки / А. Ф. Черняев. – М. : Принтер, 2003. — 107 с. : ил.[schema type=»book» name=»СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА» author=»Горшкова Галина Федоровна» ebook=»yes» ]