Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Г. КРАСНОДАРА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Г. КРАСНОДАРА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Архитектура. ; ():-.

Одним из главнейших инструментов архитектуры является пространство.

Задача градостроительства —  правильно его использовать при всем многообразии вариантов архитектурной формы и композиции.

Гармоничное соединение этих составляющих складывает каркас города, в котором  приятно и комфортно жить. Безусловно, это требует комплексного решения инженерных, организационных, экономических, функциональных, художественно-образных и экологических задач.

Но бурный рост городов, их хаотичная застройка жилыми районами, изменения социальной обстановки, смена архитектурных стилей, развитие и необходимость расширения транспортных сетей приводят к несоответствию городов современным требованиям градостроительства. Ряд крупных населенных пунктов имеет грубые ошибки планировки, что негативно сказывается на экологии, условиях жизни граждан и на облике города в целом.

Таким образом, дисциплины Градостроительство и Реконструкция чрезвычайно необходимы для создания оптимальной среды для человека, а также охраны природы от неблагоприятных воздействий.

Городская среда состоит из множества разнородных пространственных композиций, подобно покрывалу, собранному из пестрых лоскутков. Эти пространства отличаются по величине, степени развитости, функциям в жизни общества и имеют различную культурную и информационную значимость. Для того чтобы между градостроительными объектами не возникал «визуальный конфликт» необходимо согласовать фоновую застройку, зеленые насаждения и сооружения, отличающиеся своеобразной формой и архитектурной выразительностью.

Добиться определенной планировочной ясности помогает формирование направленных видовых перспектив. Примером линейного раскрытия композиции служитвымощенная аллея, протянувшаяся в центре улицы Красной, прогуливаясь по которой можно любоваться акцентами в виде памятников архитектуры, будто поочередно нанизанными на одну невидимую ось.

Композиционные доминанты резко выделяются на фоне окружающих зданий и сооружений,являясь своеобразными «маячками» для ориентации в окружающем пространстве, и в этом их основное предназначение. Архитектурный ансамбль «Аврора», составленный из необычной формы кинотеатра и статуи, расположен на возвышенности, что позволяет усилить его композиционную значимость и сделать доступным для восприятия с близких и удаленных точек прилегающей местности.

В градостроительной композиции широко применяются пластические и светоцветовые средства. Пластические средства применяются для разбиения застройки на отдельные части и взаимоувязывания с учетом их конфигурации. Светоцветовые– оперируют цветом, светом и тенью. Огромное влияние на восприятие человеком сооружения оказывает цветовая гамма, которая способна задать то или иное настроение архитектурному ансамблю. Вечерняя подсветка фасадов дает возможность несколько по-иному взглянуть на привычные здания и акцентировать наше внимание на их декоративные художественные элементы и тектонику.

Здание госбанка, выразительное и при свете дня, предстает во всей красев вечернее время и напоминает застывшее театральное действо, когда все пилястры, карнизы, барельефы и скульптуры подсвечены на фоне темного неба.

Уникальные здания и сооружения создаютиндивидуальность городского облика. Иногда достаточно одного выдающегося архитектурного или инженерного произведения, чтобы именно оно стало «визитной карточкой» города, как, к примеру, знаменитая Эйфелева башня для Парижа или же могучий Колизей для Рима. Но чаще всего в такой роли выступают несколько сооружений. В случае с Краснодаром это именно так, потому что на данный момент сложно выделить одно знаковое сооружение, которое бы ассоциировалось с нашим городом. Но хотелось бы верить, что со временем и у «Столицы Кубани» появится такая «изюминка».

         Также одной из важнейших задач градостроительства является сохранение исторических зданий и сооружений. Краснодар нередко именуют «маленьким Парижем» из-за классицизма, эклектики и модерна, которые просматриваются в застройке центра.

В нашем городе есть свои особенности жилой застройки. К примеру, так называемые «шанхайчики», которые можно встретить в историческом центре. Они, пережив десятилетия и сменив несколько хозяев, каждый из которых вероятно ощущал себя зодчим, подверглись множественным надстройкам, реконструкциям и перепланировкам, в результате чего появились двух- и даже трехэтажные строения с самодельными навесами, лестницами, балконами, входами, которые располагаются в «творческом беспорядке».

В центре,вдоль улицы Красной, выстроились исторические здания, которые необходимо сохранить и поддерживать. Конечно же высотная застройка исторического центра не допустима, но и реконструкция должна проводиться весьма деликатно, чтобы не потерять индивидуальность, сохранить самобытность старого города. Важно сберечь своеобразную ауру, которая живет в старых резных карнизах, ставнях, изящных балкончиках и рисунке кирпичной кладки. И тогда, жители и гости Краснодара смогут любоваться кварталами, которые удалось выхватить из лап разрушающего времени.

Немаловажное значение имеет сочетание цветового решения застройки и окружающей растительности: деревьев и кустарников района строительства. Для создания единого архитектурного облика города необходимы элементы благоустройства, выдержанные в одном стиле. В центре Краснодара размещены специально выбранные лавочки и урны с вензелем, которые являются индивидуальным штрихом города. По главным улицам установлены декоративные заборы, призванные закрыть разнобой, создаваемый ограждениями местных жителей. Но не во всех случаях подобная унификация идет на пользу внешнему виду города. При совмещении данного забора систорическими сооружениями, возникает сильнейший диссонанс, и это безусловно портит впечатление от композиции.

В наши дни экология и градостроительство тесно связаны, человек осознал необходимость сохранения природы и естественного ландшафта при осуществлении своих инженерных идей. Минимальное воздействие на природные массивы, анализ местности для выявления характерных точек рельефа, почвенно-климатических факторов, степени инсоляции, количества и качества водоемов – все это ключ к созданию комфортной среды для жизни и отдыха.

Идея присутствия природы в городской среде уже успешно воплощается в международной практике. Здания с живой зеленой крышей или эксплуатируемой кровлей с кадками растений и даже высаженными деревьями – больше не являются диковинкой. Современные мегаполисы стараются «оживить» увитыми зеленью оградами, газонами и парками.

В Краснодаре есть несколько «островков природы», одним из них является ботанический сад им. Косенко, значительную часть которого густо покрывают деревья и кустарники. На его территории также культивируются редкие представители флоры. Кроме того сад разлинован пешеходными дорожками и богат на живописные ракурсы и перспективы, находясь при этом в тесном соседстве с автомобильными дорогами.Подобные объектыобладают высокой декоративной и экологической ценностью, ослабляя воздействие выхлопных газов, шума и токсичных веществ.

Стоит отметить, что в 80-е годы Краснодар занимал одно из первых мест по озеленению в СССР. К сожалению, со временем этот высокий показатель был утрачен.И хотелось бы, чтобы сегодня зеленые насаждения занимали больший объём в структуре нашего города. Кроме того, по действующим нормам в городах необходимо предусматривать непрерывную ландшафтно-рекреационную зону, а доля озелененных территорий в пределах застройки должна равняться 40%. Не стоит также забывать о значимости присутствия открытых пространств в городе, которые обеспечивают необходимую аэрацию и инсоляцию, улучшают температурный режим и способствуют рассеянию вредных выбросов в атмосферном воздухе.

Расположение Краснодара вдоль реки Кубань также благоприятно и дает смягчение климата в период летних высокий температур. Но состояние реки  весьма печально: купание строго запрещено из-за несоответствия ее вод санитарно-гигиеническим требованиям, а на берегу зачастую можно увидеть бытовые отходы и даже строительный мусор, с чем постоянно борются специальные службы.И тем не менее такое удачное сосуществование города и реки возможно обыграть, развернув Краснодар лицом к Кубани, а значит обеспечить масштабную сопоставимость всех сооружений в этом районе, развить фронтальность зданий с видом на реку и обновить внешний облик существующих домов. Создание единой протяженной набережной с озелененной зоной продолговатой формы во многом поспособствовало бы улучшению облика города. В Краснодарском крае существует множество примеров благоустройства набережных, а набережная города Геленджика, обрамленная деревьями, разнообразными растениями, цветочными клумбами и скульптурами представляет собой образчик того, как должны сочетаться природа и городская среда. Но в столице Краснодарского края на данный момент этот компонент благоустройства остается незавершенным.

Градостроительные жилые образования Краснодара расположены на весьма спокойном рельефе с благоприятными природными условиями. Современные социально-экономические тенденции приводят к уплотнению существующей застройки и сокращению строительства на свободных территориях. Это неблагоприятно сказывается на среде жилых районов, так как комфортные и полноценные условия должны быть обеспечены для всех и для каждого.

При возведении новых высотных домов крайне важно их согласование с существующей застройкой и обеспечение для них развитой инфраструктуры.Строительство огромных жилых комплексов в центральных районах с ограниченнойтерриторией и узкими автодорогами, без возможности их расширения,только лишь провоцирует усугубление дорожно-транспортной ситуации, и без того напряженной в крупном городе, а также неудобства связанные с нехваткой парковочных мест. Такие обьекты зачастую затрудняют развитие отдельных узлов городской среды.Кроме того, чрезмерноезасилиецентра такими гигантами ведет к созданию замкнутых кварталов и улиц-коридоров.

Жилые образования кроме непосредственно жилой зонывключают в себя еще несколько зон: коммунально-складскую, общественного центра, озеленения и рекреационную. На территории жилых образований главенствующую роль играет размещение школ, детских дошкольных учреждений, спортивных объектов, парковок автомобилей, предприятий торговли, общественного питания, медицинского и бытового обслуживания населения, которые могут быть рассредоточены по территории или, наоборот, сфокусированы в отведенной зоне. Таким образом, самым важным показателем является многофункциональность и комплексность жилой среды.

В объёме жилых районов, микрорайонов и кварталов допустимо нахождение котельных, АТС, инженерно-технических и производственных объектов, для которых не требуется создания специальных санитарно-защитных зон, но строго воспрещается расположение объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, выделяя вещества, которые попадают в атмосферу, способствуют выпадению кислотных дождей, а также накапливаются в почве и водоемах. Стоит отметить, что шумовое и вибрационное воздействиеспособно не менее пагубно сказаться на самочувствии человека.

Однако, к примеру, Краснодарский нефтеперерабатывающий завод по адресу ул. Захарова 2, перерабатывающий  около 3,0 млн. тонн нефти в год, находится в тесном соседстве с жилыми домами, что самым негативным образом сказывается на экологическом микроклимате района.

Таким образом, промышленные предприятия с повышенным выделением вредностей, как правило относящиеся к I и II классам опасности, необходимо выносить за селитебную зону с учетом требуемой ширины санитарно-защитной зоны и проектировать на местности со спокойным рельефом, с подветренной стороны, во избежание распространения вредных выбросов на территории, предназначенные для заселения.

В основном в крупных и средних городах единицей жилой застройки является секционный многоквартирный дом высокой этажности. В зависимости от природно-климатических условий и направления преобладающих ветров возможны различные схемы блокировки жилых секций, формирующие замкнутое или полузамкнутое внутреннее пространство дворов. Возможно и протяженное расположение секций, которое особенно выигрышно для домов террасного типа, расположенных вдоль берега реки, моря или на местности с живописнымландшафтом.

Усадебная застройка имеет свои особенности организации. На территории Краснодара она представлена кварталами и тянется вдоль дорог или трамвайных путей. Однако более прогрессивным считается формирование частного сектора как системы, ядром которой являются зеленые насаждения, сад или парковый массив.

В последние десятилетия в современном градостроительстве очень остро стоит вопрос транспорта. Это закономерно, так как оценкой всей планировочной структуры города являются показатели затрат времени на передвижение к местам работы, к центру города, средней длины поездки, транспортной подвижности населения и т.д.Развитие транспортной сети особо необходимо для Краснодара, так как и без того интенсивное движение усиливается в летний период в связи с притоком туристов.

«Движение транспорта в городе во многом зависит от его планировочной структуры, определяющей улично-дорожную сеть, ее плотность, расстояния между пересечениями улиц и сложность транспортных узлов.»[1, с.45]Историческая планировка Екатеринодара, сложившаяся еще до ХХвека, с улицами и проездами незначительной ширины не отвечает новым требованиям развивающегося города. Реконструкция транспортной сети предполагает прокладку новых магистральных направлений, установку транспортных эстакад, расширение улиц за счет сноса или передвижения застройки с одной или обеих сторон улицы и т.д. Все эти меры эффективны, но имеют колоссальную капиталоемкость и, более того, они не всегда могут быть воплощены в жизнь.Возможно улучшить дорожно-транспортную обстановку в городе более щадящими способами. Особенно это актуально для исторических городов, где важно сохранить планировочную структуру и оставить нетронутыми памятники архитектуры.

«Для улучшения транспортных условий в исторически сложившихся районах выделяют основные магистральные улицы и на них сохраняют обычное движение транспорта. На второстепенных улицах организуется одностороннее движение. Что касается недостаточной ширины проезжей части , то в условиях сложившейся капитальной застройки следует идти по пути сокращения транспортной нагрузки и повышению эффективности использования проезжей части, для чего можно запретить стоянки у тротуаров, движение транзитного и грузового транспорта.»[1, с.46] Также предотвратить транспортный коллапс в нашем городе поможет развитие транспорта высокой провозной способности, устройство новых линий трамвая и строительство подземных и перехватывающих парковок.

Перехватывающие парковки располагаются, как правило, вблизиглавных магистральных дорог и транспортных узлов. Такие парковки размещаются около железнодорожных станций, станций метро, остановок общественного транспорта так, чтобы водитель, следующий из периферии в центр города,имел возможность оставить свой автомобиль на территории парковки и добраться до пункта назначения другим способом.Ниже представлена возможная схема расположения перехватывающих парковок в г. Краснодаре.Внедрение таких парковок позволило бы уменьшить нагрузку на автотранспортную систему Краснодара, освободив её от части личного автотранспорта.

Схема 1. Возможное расположение перехватывающих парковок в г.Краснодаре

Список литературы:

  • Реконструкция и обновление сложившейся застройки города. Учебное пособие для вузов./ Под общей ред. П.Г. Грабового и В.А. Харитонова – М.: Изд-ва «АСВ» и «Реалпроект» 2006. – С. – 624.[schema type=»book» name=»ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Г. КРАСНОДАРА» author=»Губенко Дарья Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found