Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА В КУРСОВОМ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТЕ КАК ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА В КУРСОВОМ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТЕ КАК ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Архитектура. ; ():-.

Обучение приемам архитектурной графики начинается с первого курса на кафедре Основ архитектурного проектирования и продолжается на протяжении первого и второго курса. Но если еще десять-двадцать лет назад студентов учили держать в руках кисточку, рейсфедер, ручку с перышком, то сегодня задача усложняется тем, что появились новые графические возможности современных художественных компьютерных программ, которые позволяют имитировать ручную графику, а, порой, и усовершенствовать результат. На сегодня, к сожалению, еще не существует устоявшегося взгляда на систему обучения студентов современным графическим методам. Кто-то считает, что изначально нужно научить студента ручной графике, полностью исключив обучение графике компьютерной и только потом…. Рациональное зерно этой точки зрения в том, что человек, не умеющий рисовать карандашом, не сможет рисовать и на компьютере. Но изучение художественно-графических методик «последовательно» может неоправданно удлинить процесс обучения. Если же мы отбросим старые методики графического обучения совсем и будем обучать студентов только компьютерной графике, то мы рискуем получить молодых архитекторов, не умеющих рисовать, не владеющих техникой эскизирования и архитектурного рисунка. Что неизбежно скажется на качестве их работы. Скорее всего здесь как всегда нужна «золотая середина» параллельного обучения: нужно в процессе обучения показать возможности и ручной и компьютерной графики, дать студенту задание, позволяющее сравнить одну технологию с другой и понять сильные и слабые их стороны при выполнении различных этапов архитектурного проекта.

В идеале конечно обучать студентов архитектурной графике должны именно архитекторы, причем это касается и ручной и компьютерной графики. Что не всегда происходит на практике: ручной графике могут учить художники, а обучение компьютерной графике оказывается в руках математиков.

К концу второго курса студенты уже способны выполнять несложные объемные проекты с использованием полученных графических навыков.  На практике эти проекты еще редко выполняются в компьютерной графике.

На третьем курсе на кафедре Архитектурного проектирования студенты переходят к функциональному проектированию, когда предполагается, что графические навыки они способны использовать уже достаточно свободно, а основной акцент в обучении ставится на создании функциональной структуры проектируемого объекта. В реальности, к сожалению, все происходит несколько иначе. Уровень графической подготовки студентов третьего курса, как правило, сильно неоднороден. И если в области ручной графики эта неоднородность определяется естественным различием природных способностей разных студентов, то в области графики компьютерной — это следствие изъянов системы обучения. К третьему курсу студенты практически не получают необходимых минимальных знаний по компьютерной графике, не существует заложенного в систему обучения оптимального пакета компьютерных графических программ, позволяющих без особых затруднений создать экспозиционный материал по своему архитектурному проекту. Поэтому возникает довольно большая разница в уровнях графического оформления проектов в пределах одной группы и курса в целом.

Другая сложность в обучении профессиональному графическому языку заключается в том, что с третьего курса студентов начинают обучать и стандартам, принятым для изложения графического проектного материала. Без знания этих стандартов невозможно профессиональное общение архитекторов между собой, поскольку архитектура, как область человеческого знания, является дисциплиной не только художественной, но и одновременно технической.

Курсовое проектирование тематики АЖОЗ по новому государственному стандарту обучения включает ряд проектных тем от простых («Малое общественное здание» и «Жилой дом смешанной структуры») до более сложных («Крупное общественное здание» и «Многоэтажный жилой дом»).

Задание на проектирование включает содержание курсового проекта, перечень необходимой нормативной литературы и календарный график выполнения проекта.

Требования к графическому оформлению курсового проекта в задании жестко регламентируют только размер экспозиционного поля и общие характеристики представленной экспозиции. Оставляя на усмотрение автора вопросы творческие – компоновка материала в пределах экспозиционного поля, архитектурная графика оформления чертежей, цветовое решение.

Основной экспозиционный материал в курсовых проектах 3 и 4 курсов должен содержать необходимое и достаточное количество информации по предложенной тематике, чтобы получить наиболее полное представление о проектируемом объекте.

Проекты по общественной и жилищной тематике имеют в своем составе:

—    градостроительную часть (ситуационная схема, схема плана застройки участка);

— архитектурно-планировочное решение (фасады, планы, разрезы, перспектива или аксонометрия);

—    решение внутреннего пространства (интерьер).

  1. В градостроительной части проекта должна быть представлена ситуационная схема размещения участка для проектируемого объекта в системе населенного пункта. Этот чертеж называется «Ситуационная схема расположения застраиваемого участка на территории города Н-ска». Схема выполняется без масштаба.

В этом же разделе проекта выполняется «Схема застройки земельного участка» или «Схема благоустройства территории проектируемого объекта». Она отражает размещение проектируемого здания на выбранной территории с учетом контекста.

В планировочном решении застраиваемой территории должны быть проработаны подъезды и подходы посетителей и обслуживающего персонала к проектируемому зданию и определено местоположение главного входа в здание. На этой же схеме нужно проработать решение благоустройства территории, прилегающей к проектируемому зданию (озеленение, элементы планировки рельефа, малые архитектурные формы). Этот чертеж обеспечивает студенту понимание важности контекста в общей задаче проектирования здания: характеристики участка для проектирования диктует и форму проектируемого здания, и его объемную композицию, и набор архитектурно-композиционных средств, для данного контекста. Этот чертеж называется «Схема планировочного решения застройки территории здания» или «Схема благоустройства участка» (рис.1 — (бакалавриат, автор Слепухина Юлия, руководители — профессор Акчурина Н.С., доцент Луговая Л.Н.).).

Рис.1. Схема благоустройства участка здания

Эти схемы разрабатываются в масштабе 1:1000 или 1:500. Но в экспозиции этот чертеж может быть представлен в линейном масштабе в зависимости от компоновочного решения, принятого автором.

Все планировочные схемы располагаются так, чтобы север был вверху.

  1. Архитектурно-планировочное и конструктивное решение. В этом разделе необходимо показать планы, разрезы и фасады проектируемого здания.

В планах должна быть четко представлена функциональная схема и конструкции здания (наружные ограждения, несущая основа – колонны или стеновые конструкции). На чертеже должны быть нанесены все проемы (оконные, дверные и прочие), перегородки, внутренние несущие стены и колонны, лестничные клетки, лифтовые шахты и пр. – все, что обеспечивает конструктивную основу и функциональную работу здания.

Зонирование планов крупных общественных зданий желательно дополнить цветовым решением – тонировкой разных функциональных зон с ясно читаемым различием по тону. Возможна и  тонировка в 2-3 цвета, но она должна быть хорошо сгармонизированной по сочетанию используемых цветов, неяркой и сочетающейся с общей колористической концепцией экспозиции (рис.2 — «Молодежный многофункциональный досуговый центр в Екатеринбурге» (бакалавриат, автор Слепухина Юлия, руководители — профессор Акчурина Н.С., доцент Луговая Л.Н.).

Рис.2. Планы этажей общественного здания.

Планы здания должны быть детально проработаны. На чертеже должна присутствовать: расстановка мебели в помещениях, необходимое оборудование в санузлах и других технических помещениях, открывание дверных полотен, мебель и оборудование в рекреационных холлах и игровых зонах, озеленение в рекреациях и атриумах. В проектах по жилищной тематике должны присутствовать планы этажей дома (1-й, типовой и неповторяющиеся этажи) и план квартиры с расстановкой мебели (рис.3).

Рис.3. План типового этажа и план квартиры жилого дома

Для показа здания в разрезе выбирается 1 или 2 характерных и наиболее показательных разреза, которые должны отражать конструктивную схему здания, основные высотные отметки, состав перекрытий и покрытия, их толщину, а также показывать подземную часть здания (в случае, если она запроектирована) и глубину заложения фундаментов (желательно).  Линии разрезов и их обозначения должны быть нанесены на планах, чтобы можно было оценить правильность их выполнения.

Для крупного общественного здания с помещениями большого объема (зрительные залы, фойе, атриумы) в разрезе можно тонкой линией или тонировкой изобразить часть интерьера – это делает чертеж более выразительным, наглядным и архитектурным (рис.4 — » Торгово-развлекательный центр » (бакалавриат, автор Климцева Евгения, руководители  профессор Акчурина Н.С., доцент Луговая Л.Н.).

Масштаб для разработки чертежей планов и разрезов – 1:100 или 1:200. При значительных размерах здания для экспозиции применяют линейный масштаб, позволяющий определиться с размерами чертежа, исходя из общего композиционного замысла по величине экспозиционной площади.

Названия чертежей: План 1 (2, 3 и т.д.) этажа или  План на отм.0.000 и т.д. или  План типового этажа, Разрез 1-1 (2-2) или А-А.

Рис.4. Разрез общественного здания

В экспозицию необходимо включить 1 или 2 фасада проектируемого здания в ортогональной проекции. Этот чертеж относится к группе основных необходимых чертежей.

Фасады должны быть хорошо проработаны по архитектурной деталировке: каждый элемент фасада должен быть функциональным и вполне обоснованным конструктивно. На чертежах фасадов должен присутствовать антураж (деревья, автомобили, люди, городской или природный фон) – как вспомогательное средство для прочтения масштаба здания.

Значение этого чертежа в общей экспозиции может быть различным: он может быть главным композиционным элементом экспозиции, а может играть вспомогательную роль, уступая главенство перспективному изображению здания, которое желательно выполнять с высоты человеческого роста (рис.5 — «Молодежный многофункциональный досуговый центр в Екатеринбурге», автор Слепухина Юлия, руководители — профессор Акчурина Н.С., доцент Луговая Л.Н.).

Разрабатываются фасады в масштабе 1:100 или 1:200 в зависимости от величины проектируемого здания. В экспозиции фасад присутствует, как правило, в линейном масштабе согласно тому значению и месту, которое ему предназначено в общем композиционном замысле.

Названия для этих чертежей приняты следующие:

— Фасад северный (западный, южный, восточный);

   или – Фасад со стороны набережной;

   или – Фасад по ул.Ткачей и т.п.

Названия «Главный фасад» или «Дворовой фасад» не применяют.

       

Рис.5. Фасад крупного общественного комплекса

  1. Решение внутреннего пространства — интерьер. Решение внутреннего пространства здания – очень важная и совершенно необходимая задача для проектировщика. В экспозиции интерьер должен быть показан в виде перспективы сложного пространства, а не отдельного фрагмента или уголка. Проектируя общественное или жилое здание, студент должен представлять не только размещение здания во внешнем пространстве городского контекста и композиционное решение объема здания в целом, но и решение внутреннего пространства этого объема или отдельных его помещений в соответствии с его функциональным назначением. Удобство, функциональность, безопасность и красота – необходимые требования к организации архитектурного пространства как среды жизнедеятельности и отдыха людей.

 

 Рис.6. Интерьер молодежного досугового центра.

 

Проект интерьера должен отражать идею самого сооружения: его функционального и конструктивного решения, а также колористической концепции и отделки. Задача архитектора – не украсить или расставить мебель и элементы декора в помещении, а сформировать и организовать внутреннее пространство здания для оптимального решения функциональных и эстетических задач (рис.6 — «Молодежный многофункциональный досуговый центр в Екатеринбурге», автор Слепухина Юлия, руководители — профессор Акчурина Н.С., доцент Луговая Л.Н.).

Выпускная квалификационная работа по жилищной и общественной тематике (бакалавриат)  (рис.7 — «Тематический выставочный павильон ЭКСПО-2025 в Екатеринбурге» автор Егоркина Мария, руководители профессор Акчурина Н.С., доцент Луговая Л.Н.) выполняется на трех планшетах 700х1000мм. Общая площадь экспозиции – 1000х2100мм.

 

Рис.7. Выпускная квалификационная работа. Материалы для конкурса.

Ее содержание и оформление должно наиболее полно раскрывать тему выпускной квалификационной работы и демонстрировать всю необходимую для выпускника сумму знаний и навыков, полученных за 4,5 года обучения в вузе.

Очень важно отразить в композиции графического материала решение комплексной задачи проектирования архитектурного объекта: корректно разместить его в контексте существующей городской среды, либо в контексте самостоятельно запроектированной среды (градостроительного комплекса), правильно определить подходы и подъезды к зданию и местоположение

главного входа, наиболее эффектно показать достоинства объемного решения и отразить в чертежах всю необходимую информацию по конструктивному решению.

Отличительной чертой ВКР является то, что градостроительная часть проекта и объемно-планировочная имеют одинаковую значимость. Обе эти части дополняются  аналитическим разделом: анализом градостроительного решения (схема транспортно-пешеходных связей, схема озеленения, схема обслуживания и пр.), функциональными аналитическими схемами, композиционными поисковыми набросками. Допускается включение в состав аналитической части аналогов и эскизных вариантов. Также в градостроительную часть входит развертка, дающая представление о том, как вписывается проектируемое здание в городскую застройку, насколько оно масштабно контексту окружения.

Как правило, градостроительная составляющая занимает от 1\4 до 1\3 всей экспозиционной площади. Композиционно градостроительная составляющая в общей экспозиции может размещаться вертикально, горизонтально и по смешанной схеме. Смешанный вариант – самый сложный, интересный и перспективный в композиционном отношении. Он требует от автора хорошей композиционной подготовки, логики, чувства гармонии, вкуса и знакомства с современными приемами архитектурной графики.

В обучении молодых архитекторов сегодня задача воспитания грамотных творческих специалистов, способных правильно интегрировать в общество свои прогрессивные идеи, является одной из важнейших. В систему обучения необходимо заложить не только задачу изучения технических вопросов и воспитания художественных навыков, но и умение правильно и доходчиво изложить свои мысли на общепринятом профессиональном языке.  И именно хорошее знакомство с современными графическими возможностями и знание нормативных требований и  ограничений призваны научить студента этому профессиональному архитектурному языку, который даст возможность молодому специалисту на равных общаться  с коллегами в профессиональной среде.

Список использованных источников и литературы.

  1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования — М.:Стройиздат,1982.
  2. Луговая Л.Н., Голубева Е.А. Рабочее проектирование в архитектурном вузе;
  3. Учеб.пособие: В 2 ч. Ч.1.- Екатеринбург: Архитектон, 2011.-95с.[schema type=»book» name=»АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА В КУРСОВОМ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТЕ КАК ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ » author=»Акчурина Наталия Сергеевна, Луговая Лидия Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found