В настоящее время значение паспортной системы возрастает не только в сфере укрепления социально-экономических основ государственного управления, но и в обеспечении общественой безопасности и борьбе с преступностью. ХХI век настойчиво требует поиска новых подходов для обеспечения стабильности государств, выработки новых моделей безопасности, ибо серьезные проблемы, связанные с угрозами терроризма и религиозного экстремизма до сегоднашнего дня не нашли своего полного разрешения.
Деятельность по обеспечению паспортной системы, являясь одним из основных направлений административно-правового контроля, имеет важное значение в предупреждении террористическо-диверсионных действий, разоблачении лиц, осуществляющих приготовление к их совершению, пресечении их деятельности, а также в обеспечении защиты общества от иных преступных посягательств.
До сегодняшнего дня ни в теории права, ни в законодательстве не существует единого определения данного вида контроля. Это в свою очередь становится предметом споров среди ученых юристов. Вопросы определения сущности, состава и рамок контролирующих действий паспортной системы остаются актуальными. В связи с этим раскрытие сущности анализируемого понятия и его законодательного применения является неотложной задачей.
В теории административного права мнения ученых о сущности паспортной системы можно разделить на следующие три основные группы: а) совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, обмена, лишения паспорта, а также порядок регистрации населения; б) совокупность юридических методов и средств, необходимых для действия паспортной системы; в) совокупность общественных отношений, регламентирующих паспортную систему посредством правовых норм.
Одно из первых определений паспортной системы в теории административного права, сформулированных учеными первой группы, принадлежит С.С. Студеникину [17, с.236], который определил паспортную систему как порядок, предусматривающий учет передвижения населения, обязательность получения гражданами паспорта, обязательность прописки, а также наличие административной или уголовной отвественности за нарушение правил прописки.
В определении указывается на необходимость восприятия паспортной системы в качестве установленного порядка владения паспортом и прописки. Вместе с тем, данное определение не содержит никаких положений о ее возможностях и функциях. Кроме того, оно содержит указание на наличие присущей тому времени уголовной ответственности за нарушение порядка прописки.
Ю.С. Рябов [14, с.12], Ю.М. Козлов [11, с.35], Н.И. Буденко [5, с.8], Ф.Р Самигжонов и Г.Т. Хакимов [15, с.166] указывают на необходимость рассмотрения паспортной системы (паспортно-регистрационной системы) в качестве совокупности правовых норм, определяющих порядок выдачи, обмена, лишения паспорта, а также порядка регистрации населения. М.И. Еропкин [6, с.100] указывает также на необходимость включения в число названных и адресно-справочную деятельность.
В.Ф. Корзан [12], С.Т. Ахмедова [7, с.246], А.А. Кармолицкий [1, c.638] и Э.Т. Хожиев [18, с.320] к числу задач паспортной системы кроме вышеназванного порядка относят содействие гражданам в осуществлении конституционных прав и обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, борьбу с преступностью. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов [4, с.156] особое внимание уделяют функции предупреждения отдельных видов правонарушений и розыска лиц.
А.П. Коренев [2, с.171] рассматривает паспортную систему в качестве одной из разновидностей деятельности органов внутренних дел, тем самым ограничивая круг субъектов, обеспечивающих ее реализацию. В.Д. Куприянов [9, с.4] и И.Б. Кардашова [8, с.69] наряду с указанными признаками расценивают паспортную систему в качестве разновидности деятельности, обеспечиваемой органами государственного управления, чем опровергают мнение А.П. Коренева. Мы считаем, что данные подходы являются наиболее верными. Однако не являются достаточными для полного раскрытия сущности паспортной системы. Поскольку, в них необходимо также учитывать и необходимые для эффективной реализации паспортной системы силы (организационные основы – уполномоченные структуры) и средства (не только правовые, но и организационные, технические средства).
Общее мнение ученых, относящихся ко второй группе, сводится к рассмотрению паспортной системы в качестве организацонно-правовых средств ее составляющих. А.Б. Ахматов [3, с.47] в своих исследованиях определяет «паспортно-регистрационный режим» как совокупность административно-правовых средств, направленных на регулирование отношений в сфере регистрации населения по месту жительства; создание условий для принятия единого документа, дающего возможность удостоверить личность и причасность к гражданству, свободной реализации гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом; регистрацию населения в целях разрешения различных вопросов, связанных с государственным управлением.
Совокупность правовых средств в рамках паспортной системы направлено на обеспечение граждан документами, удостоверяющими личность, а также регулирование общественных отношений в сфере их регистрации и упорядочения действий участников этих отношений. В связи с тем, что в теории права конкретно не указаны пределы действий, подлежащих регламентации в рамках паспортной системы, в юридической литературе по этому поводу существуют различные мнения. По нашему мнению, следует конкретизировать объем действий, подлежащих контролю со стороны паспортной системы.
И.В. Кузурманова [10, с.30], системно подходя к анализируемому понятию, помимо правовых норм относит к элементам паспортной системы принципы, функциональную среду, целевые задачи, совокупность отношений между личностью и государственной властью, технические средства и материальные носители. Конечно, данный подход значительно шире, однако не является достаточным для полного раскрытия сущности паспортной системы, ибо не отражает его цели и задачи.
Представители третьей группы – И.В. Черепанова [19, с.10] и Ю.Н. Сосновская [16, с.71] воспринимают паспортно-регистрационную систему в качестве совокупности общественных отношений, регламентирующих паспортную систему посредством правовых норм, определяющих порядок выдачи, обмена или лишения паспортов и иных документов, удостоверяющих личность, прописки граждан по месту жительства в целях реализации их конституционных прав и свобод, выполнения обязанностей, а также обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.
По мнению О.В. Панковой [13, с.17], современная паспортно-регистрационная система представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих между органами внутренних дел (Федеральная миграционная служба) и гражданами по поводу выдачи, обмена, использования и изъятия паспорта гражданина Российской Федерации и других удостоверяющих личность документов; устанавливающих порядок реализации конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими своих обязательств; направленных на поддержание общественного порядка и обеспечение государственной и общественной безопасности.
Приведенная оценка паспортной системы в качестве общественных отношений, возникающих между личностью и государственными органами, свидетельствует о значительной широте данного понятия. Однако расмотрение паспортной системы в качестве общественных отношений, возникающих между личностью и только органами внутренних дел, вызывает значительные возражения. Поскольку существует много разновидностей государственных органов, обеспечивающих паспортную систему в пределах своих полномочий, и в разных государствах эти функции выполняют различные органы.
По нашему мнению, полностью разделить вышеприведенные суждения не представляется возможным по следующим основаниям:
– сторонники первой группы ученых, определяя паспортную систему, ограничиваются лишь порядком, установленным правовыми нормами, и почему то не уделяют внимания ее содержанию, особенностям, целям и задачам;
– представители второй группы, вкладывая относительно более широкое понимание, расценивают паспортную систему в качестве совокупности юридических (а также организационных и др.) методов и средств, необходимых для ее реализации, и не указывают на ее возможности;
– ученые третьей группы рассматривают паспортную систему в качестве совокупности общественных отношений, обеспечиваемых посредством правовых норм, а также организационных методов и средств.
На наш взгляд, среди приведенных определений более полное раскрытие сущности паспортной системы достигнуто предлствителями третьей группы. Исходя из этого, паспортную систему можно определить как, «совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами по документированию лиц, регистрации и снятию лиц с учёта в целях реализации целей и задач паспортной системы, установливающих порядок ответственности за нарушение этих правил, а также уполномоченные субъекты, методы и средства, обеспечивающие деятельность в данной сфере».
Здесь под деятельностью по документированию целесообразно понимать оформление, выдачу, использование, признание незаконными, изъятие, хранение и уничтожение в установленном порядке уполномоченными органами документов, удостоверяющих личность.
Думается, что сформулированное выше определение паспортной системы будет воспринято теорией права и законодательной практикой и послужит его единому и правильному пониманию, а также применению.
Список литературы:
- Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Б.М. Административное право Российской Федерация: Учебник. – М., 1997.
- Административная деятельность органов внутренних дел. «Часть Особенная»: Учебник / Под ред. проф. А.П. Коренева. — М., 1999.
- Ахматов А.Б. Паспортно-регистрационный режим Кыргизской Республики: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2011.
- Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. – М., 2007.
- Буденко Н.И. Обеспечение паспортной системы в СССР. – М., 1985.
- Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. – М., 1965.
- Ички ишлар органларининг маъмурий фаолияти: Дарслик. – Т., 1996.
- Кардашова И.Б. Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 1996.
- Куприянов В.Д. Советская паспортная система и ее роль в борьбе с преступностью. – Киев, 1958.
- Кузурманова И.В. Паспортная система Российской Федерации и её использование в деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2004.
- Козлов Ю.М. Управление в области административно-политической деятельности советского государства. – М., 1961. – С. 35.
- Корзан В.Ф. Паспортная система и органы внутренних дел. – Минск, 1981.
- Панкова О.В. Административно-правовое регулирование регистрации граждан Российской Федерации по мусту пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006.
- Рябов Ю.С. Советская паспортная система. – М., 1978.
- Самиғжонов Ф.Р., Хакимов Ғ.Т. Маъмурий ҳуқуқ: Ўқув қўлланма. –Т., 2009.
- Сосновская Ю.Н. Административно-правовое регулирование паспортно-регистрационной системы РФ: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2003.
- Студеникин С.С. Советское административное право. – М., 1950.
- Xojiyev E.T. Ma’muriy huquq. Darslik. – T., 2006.
- Черепанова И.В. Регистрация граждан по документам, удостоверяющим личность (теоретический анализ и практика применения): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1999.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ» description=»В статье на основе анализа научных позиций относительно понятия и сущности паспортной системы, ее структурных элементов дается авторская дефиниция рассматриваемой сферы.» author=»Юлдашев Джахангир Хайитович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]