Экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения исследует различные объекты биологического происхождения. Особенность следов биологической природы заключается в том, что они малозаметны и с течением времени могут менять свои свойства. При взаимодействии с внешней средой они претерпевают гнилостные и другие деструктивные изменения, утрачивают ряд индивидуализирующих признаков. Кроме того, нередки попытки преступников уничтожить следы на месте происшествия.
Обычно все исследования биоследов проводились в рамках производства судебно-биологических или судебно-медицинских экспертных исследований, при этом в большинстве случаев в силу природных ограничений в ходе экспертных исследований удавалось более или менее приблизиться к решению главной экспертной задачи – доказательственному позитивному установлению преступника в ряду подозреваемых лиц. В последнее время ситуация резко изменилась. Стремительное развитие методов молекулярной биологии и генной инженерии произвело революцию в изучении молекулярных основ наследственности и открыло принципиально новые возможности в биологии и генетике, а также в ряде сопряженных с биологией сфер деятельности, в частности, в судебно-экспертном анализе биологических следов человека. При этом судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биопроисхождения имеет ряд специфических особенностей.
Объекты биологического происхождения при расследовании убийств и изнасилований обнаруживаются практически всегда. Большое разнообразие биологических объектов, а также широкий круг вопросов, которые решаются экспертами-биологами, требуют от них совершенного владения современными серологическими, цитологическими, иммунологическими, генетическими и иными методами исследования.
В настоящее время наиболее распространенным методом экспертного исследования при производстве судебно-медицинских экспертиз является серология (от лат. serum – сыворотка). Полученные в ходе такого исследования результаты способствуют установлению истины по делам об убийствах и изнасилованиях. Однако производство судебно-медицинской экспертизы с применением серологического метода исследования при расследовании уголовных дел зачастую носит проблемный характер.
Главной проблемой такого метода можно назвать ограниченность исследований. Недостатки применяемых методик связаны с малой чувствительностью, не специфичностью либо влиянием предмета-носителя сыворотки, в результате чего антигенная принадлежность выделений не может быть достоверна установлена. Кроме того, в последнее время встречаются случаи не обнаружения антигенов системы АВО даже в свежих образцах крови, выделений, волос. В литературе имеются, указания, что при патологических состояниях групповая принадлежность не определяется даже в образцах. Максимум что может дать данная экспертиза крови и биовыделений – это установить групповую принадлежность источника происхождения.
Судебно-медицинская экспертиза крови всегда проводится по делам об убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, криминальных абортах, дорожно-транспортных происшествиях и в других случаях. Кровь при этом может находиться на теле потерпевших, их одежде, орудиях травмы и окружающих предметах. Кровь потерпевшего может оказаться также на теле и одежде преступника.
Вопрос об установлении наличия крови на вещественных доказательствах является первым и ключевым этапом проведения экспертизы следов крови, поскольку только доказав наличие крови возможно приступить к разрешению других вопросов, поставленных перед экспертом. Не обнаружив следов крови на вещественных доказательствах, эксперт, естественно, не может рассматривать и другие поставленные следствием вопросы, например, о видовой или групповой принадлежности крови.
При подготовке постановления о назначении судебно-медицинской экспертизе целесообразно на разрешение эксперту ставить следующие вопросы:
1) Имеется ли кровь на вещественном доказательстве?
2) Какова видовая принадлежность крови?
3) Какова групповая принадлежность крови?
4) Какова групповая принадлежность крови потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого) и кому из них могла принадлежать кровь на вещественном доказательстве?
При этом необходимо предоставление образцов крови лиц, проходящих по делу.
Судебно-медицинская экспертиза спермы включает те же этапы, что и исследование следов крови: выявление следов спермы на месте происшествия, их изъятие, упаковка и направление в судебно-биологическую лабораторию; непосредственное исследование в судебно-биологической лаборатории и оформление соответствующей документации по результатам исследования.
Исследованию подлежат различного рода объекты, прежде всего, одежда потерпевших и обвиняемых, мазки и тампоны, предметы с места происшествия.
При судебно-медицинском исследовании спермы эксперту необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1) Имеется ли сперма на представленных для исследования объектах?
2) Какова групповая принадлежность спермы?
3) Могла ли сперма принадлежать данному конкретному лицу?
Значительно реже следов крови или спермы возникает необходимость исследовать следы других выделений человека или части его мягких и костных тканей.
Следы слюны могут обнаруживаться на кляпах, окурках, почтовых марках, конвертах, в области повреждений на одежде пострадавших, остатках пищи и т.д. В ультрафиолетовых лучах слюна дает слабую беловато-голубоватую флюоресценцию. Для изучения так называемых потожировых отпечатков пальцев рук и ног их изымают целиком, если такие отпечатки находятся на гладких массивных предметах путем смыва, выпиливания. Если отпечатки находятся на каких-либо частях тела трупа, их изымают в резиновых перчатках на липкую ленту с маркировкой участка, с которого изъят отпечаток. Выделения женских половых органов могут быть на одежде или теле подозреваемого. Части мягких или костных тканей обнаруживаются в случаях расчленения трупов или получения повреждений, сопровождающихся отделением частей тела (пальцы, кисти, стопы). Исследованием следов указанных выделений устанавливается их наличие, определяется видовая принадлежность, обнаруживается групповая характеристика. При исследовании частей тела (хрящи, кожа, кости и др.) может определяться их половая принадлежность.
Наличие следов выделений устанавливается двумя основными методами: морфологическим исследованием и биохимическими цветными реакциями, такими как: на амилазу — для слюны, на креатинин — для мочи, на аминокислоты — для пота.
Таким образом, при производстве процессуальных действий, например, осмотр места происшествия, по делам об убийствах, изнасилованиях, криминальном аборте, причинении тяжких телесных повреждений необходимо в обязательном порядке привлечение специалиста, в частности судебного медика. Поскольку практика показывает, что следователи не в полной мере владеют навыками работы со следами биологического происхождения, что, в последствии, вызывает множество вопросов при подготовке дела к судебному разбирательству.
Список литературы
- Горбулинская, И.Н. Особенности назначения и производства судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств биологического происхождения при расследовании серийных убийств. Журнал «Государство и право» № 2/2007 — С. 39-40.
- Дергай, Г.Б. Современные возможности судебных экспертиз: учеб. пособие. Акад. МВД Республики Беларусь, 2000 – 75 с.
- Дергай, Г.Б., Исютин-Федотков Д.В. Современные возможности судебных экспертиз и тактика получения образцов для сравнительного исследования: Учеб. пособие. – Мн: Академия МВД Республики Беларусь, 2005 – 171 с.[schema type=»book» name=»СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ » description=»Биологические следы человека как конкретное отражение индивидуальных свойств организма в процессе взаимодействия индивидуума со средой всегда привлекали особое внимание криминалистов. Целью таких исследований являлось выявление комплекса индивидуализирующих признаков, достаточных для установления индивидуального конкретного тождества биологических следов с образцами биологических жидкостей участников происшествия.» author=»Конон Артем Васильевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]