Наиболее важными признаками государства являются территория, население, суверенитет и власть. Суверенитет означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности.
Зарождение понятия государственного суверенитета относится к концу XVI века. Именно тогда французский философ Жан Боден установил, что «суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства». И уже тогда подчеркивал, что наличие суверенитета является непременным условием существования государства как такового. Из определения Ж. Бодена вытекают два основных признака суверенитета: постоянство государственной власти и ее абсолютный характер, которые несмотря на видоизменения в различные эпохи сохраняются по сей день, и легли в основу современного толкования суверенитета государства в международном праве. Ж. Боден впервые отметил, что наделение признаками суверенности субъектов федерации противоречит сущности государства и утверждал, что в условиях федерации суверенитетом обладает союз в целом, а не отдельные его части.
Дальнейшее развитие учение о суверенитете получило в трудах Руссо, Гоббса, Гегеля. Именно у Гегеля впервые появляется разделение суверенитета на внутреннее государственное право (в пределах территории государства) и внешнее государственное право (в отношениях с иностранными государствами).[13, с.186]
Разработанная философами концепция государственного суверенитета, именуемая ныне классической, нашла отображение в разработанных в XX веке и действующих ныне принципах международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций и иных международных актах. Она нашла выражение в важнейших принципах международных отношений: суверенного равенства государств, целостности и независимости государственных границ, невмешательства во внутренние и внешние дела других стран. Ф. Лист писал: «Территориальное верховенство исключает вторжение иностранной государственной власти, всякое непосредственное осуществление иностранных прав на чужой территории» [12, с.95], что обосновывает такое положение государственного суверенитета, как верховенство в пределах своих границ.
По мнению Воловой Л.И. строгое выполнение обязательств, налагаемых принципом целостности и неприкосновенности государства, способствует «сохранению мира и обеспечению безопасности государств, создает условия для отстаивания и укрепления ими своей независимости, помогает противостоять нажиму сил империализма, колониализма, реакции» [8, с.10,11]
Д.И. Бараташвили отмечает, что « обязанность уважать суверенитет народов и государств и не нарушать территориальную целостность является одной из фундаментальных основ современного международного права». [11, с.62]
Однако сейчас не приходится говорить о сохранении и действии традиционного понимания суверенитета государства, так как появление «сложных» государств (федерации); надгосударственных организаций, перенявших себе часть суверенных полномочий государств, и ограничивающих таким образом верховенство прав конкретного государства (ЕС, ООН, СНГ и др.); глобализация мировых отношений, отнесение некоторых отраслей к внегосударственной компетенции (вопросы прав человека) способствуют размыванию понятия «суверенитет» в его первоначальном смысле и к повсеместному нарушению его сущностных признаков, что влечет несоблюдение уважения суверенитета государств как основополагающего принципа международного сотрудничества в его действующей трактовке.
Анализ признаков понятия «государственный суверенитет» в наибольшей степени способствует уяснению его сущности. Российская правовая наука традиционно выявляет триаду признаков суверенитета: самостоятельность, независимость и верховенство власти государства. Однако, нам наиболее полной представляется система признаков, предложенная Горюновым В.В.:
- Верховенство власти государства на всей его территории. В значительной степени верховенство заключается в том, что именно в руках государства концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения.
- Производность суверенитета государства от суверенитета народа. В основе суверенитета государства находится власть народа. Государственный суверенитет есть форма проявления народного суверенитета; он ограничен (обусловлен) последним.
- Независимость власти государства от власти других государств и иных субъектов международного общения. Государство независимо и свободно постольку, поскольку реализует суверенную волю своего народа. Когда же оно служит интересам других государств, народов, то о его независимости говорить не приходится. Нельзя не учитывать, то обязательный для суверенного государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило, в отношении которого на то имеется его прямое согласие. В условиях глобализации остро стоит вопрос об установлении в законодательстве суверенного государства мер, обеспечивающих надлежащий контроль за деятельностью иностранных субъектов на его территории.
- Неделимость суверенитета. поскольку суверенитет есть качественная, а не количественная категория, то нельзя говорить о его неделимости. Делиться, делегироваться могут государственные полномочия, но не суверенитет. Если суверенитет и можно передать, то только полностью, но не частично. Например, в случае вхождения одного государства в состав другого (даже в качестве субъекта федерации) оно полностью теряет свой суверенитет, то есть уступает свое право на него.
- Исключительность суверенитета государства на всей его территории. Данный признак означает, что на территории единого государства осуществляется принципиально один суверенитет – самого этого государства.
- Неисчерпаемость суверенных прав. Выполнение разнообразных внутренних и внешних функций государства требует наличия у него широкого круга правовых возможностей (суверенных прав), при реализации которых главным образом и проявляются суверенные качества государственной власти. Этих прав у государства должно быть столько, сколько позволяло бы ему действительно пользоваться независимостью в отношениях с другими странами и верховенством на всей своей территории.[9, с.11-12]
Юридическая сущность суверенитета заключается в монопольном праве верховной власти принимать окончательное решение в вопросах, связанных с наиболее важными сферами жизни государства и общества. Такие права именуются суверенными и представляют собой фундамент правовой конструкции суверенитета. Эрмялиева Н.А. к суверенным правам государства относит следующие: установление и изменение конституционного порядка или его приостановление; объявление войны и заключение мира; вопросы обороны и безопасности государства; заключение международных договоров и их расторжение; организация аппарата власти; определение статуса региональных единиц государства; установление налоговой и финансовой системы; принятие бюджета и денежная эмиссия; определение целей, средств и способов принуждения и наказания. Исходя из того, каким органам государства принадлежат эти правомочия, определяется его форма правления, зависящая от порядка образования, системы, правового положения высших органов государственной власти характера их отношений между собой.[14, с.21]
Конвенция Монтевидео «О правах и обязанностях государств» 1933 года в ст. 1 называет признаки, которыми должно обладать государство как субъект международного права: постоянное население, определенная территория, правительство и способность вступать в отношения с другими государствами. В статье 2 устанавливается положение, согласно которому федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом.
Глобализация, являясь определяющим фактором для развития современных государств, приводит к изменениям в характере и содержании их деятельности. Современные государства все больше занимаются проблемами, имеющими глобальное значение (преступность, изменение климата, эпидемии, бедность, рациональное использование природных ресурсов), что приводит к необходимости объединения усилий всех государств, совместных действий, основанных на многостороннем сотрудничестве, а также взаимодействия с международной системой,[10, с.19-20, 23] вследствие чего появляется все больше межгосударственных и надгосударственных организаций и союзов, призванных решать глобальные проблемы. На данном этапе исторического развития огромное значения для проведения политики государством и его международно-правового положения и признания имеют решения Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, а также других международных организаций, через которые более сильные и влиятельные государства имеют возможность оказывать давление на проведение независимой политики других независимых государств, несмотря на доктринальное равенство всех на международной арене и при решении внутренних вопросов.
И с ростом этой тенденции многие ученые начали говорить о том, что глобализация ослабляет суверенитет национального государства, ведет к его «размыванию».
Такое состояние современной международно-правовой системы некоторые ученые называют кризисом института государственного суверенитета.
Отсутствие универсального подхода к пониманию суверенитета в политико-правовой теории и практике международных отношений породило существование ряда «полугосударств», в том числе так называемых «непризнанных республик», которые формально находятся в пределах и под властью определенного государства, а реально выстроили свою независимую государственность.
Классическая концепция государственного суверенитета, провозглашавшая, что верховная власть есть единственный уровень принятия общегосударственных решений, была поставлена под сомнение с появлением в XVIII-XIX вв. федеративных государств, после возникновения которых эта концепция стала подвергаться различным корректировкам. Проанализируем применимость классической концепции на примере РФ.
Федерализм в России не имеет исторических корней, так как Российское государство всегда существовало в достаточно централизованном, унитарном виде. Процесс федерализации российского политико-правового пространства начался в 1990 году, когда практически все автономные республики РСФСР приняли декларации о собственном государственном суверенитете. После подписания 31 марта 1992 года Федеративного Договора Россия де-юре стала федеративным государством. Данный Договор закрепил, что края, области, города федерального значения, автономии и республики, которые признавались суверенными, стали субъектами Российской Федерации. По существу, этот Договор закрепил делимость суверенитета между федеральным центром и республиками. Стабилизационным актом стала принятая в 1993 году Конституция РФ.
В ней из наименования республик исключили термин «суверенные» и закрепили единство государственного суверенитета, провозгласив, что он принадлежит Федерации в целом и рассматривается как единство, верховенство и независимость федеральной власти как внутри страны, так и в международных отношениях.
Данное положение Конституции, выражается в том, что: а) субъекты Федерации не обладают суверенитетом; б) не имеют права на отделение; в) организация их власти вторична по отношению к власти Центра и противоречит этническому принципу организации республик, которые в согласно ч.2 ст.5 Конституции признавались государствами. В конституциях большинства республик в противовес Конституции РФ провозглашался собственный суверенитет, обладание всей полнотой государственной власти, международная правосубъектность, добровольность вхождения и выхода из состава РФ, делегирование собственных суверенных правомочий федеральной власти. Все республики РФ, кроме республик Алтай, Калмыкия и Хакасия провозгласили себя государствами.
После принятия Конституции РФ на протяжении 1994-1998 годов заключались двусторонние договоры между РФ и субъектами. Так, в ряде важных совместных документов РФ и республик, принятых уже после вступления в силу Конституции РФ, эти республики прямо называются суверенными государствами в составе РФ (например, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между РФ и Башкортостаном в августе 1994 г.). В Конституции Северной Осетии сказано, что Республика Северная Осетия — Алания имеет свое гражданство (ст.5), что противоречит ч. 1 ст. 6 Конституции России, устанавливающей, что гражданство Российской Федерации является единым, т.е. гражданства субъекта федерации не может существовать.
Принятая в ноябре 1992 г. Конституция Татарстана не только провозгласила, что «Республика Татарстан — суверенное демократическое государство» и что «государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан» (ст. 1), но и провозглашает: а) Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (здесь следует отметить, что Татарстан, как и Чечня, не подписал Федеративный договор 1992 г., но в феврале 1994 г. подписал указанный выше Договор о разграничении полномочий между ним и РФ); б) Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права (ст.6).
С этим и рядом других положений категорически нельзя согласиться. И вовсе не потому, что признается суверенность Татарстана, а вследствие того, как этот суверенитет понимается, толкуется и излагается.
Поэтому не случайно, что приведенные положения перечисленных Конституций субъектов РФ вступают в явное противоречие с общепризнанными устоями и принципами современного федерализма, его мировым опытом и с Конституцией РФ.
Все данные факты свидетельствуют о том, что классическая концепция государственного суверенитета не применима к существующим международным отношениям и нуждается в своей корректировке. Нарастающие темпы глобализации международных отношений, делегирования государствами части своих суверенных прав надгосударственным органам, необходимость учета мнения международного сообщества при проведении государством своей политики ставят вопрос о необходимости пересмотра основных положений данной концепции.
В современных условиях суверенитет государства сохраняется, но независимость государств при проведении своей внутренней и внешней политики перестала быть абсолютной. Теперь государство должно руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, международными стандартами, своими внешними обязательствами, основываться на верховенстве прав и свобод человека и гражданина.
Необходимо реконструировать данную концепцию, разработать новые критерии независимости государства, ограничения их абсолютной независимости и в ее рамках определить правила использования государствами своих полномочий, применяя не только теоретическое обоснование, но с учетом политического влияния на него.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. https://www.consultant.ru/popular/cons/
- Конвенция Монтевидео «О правах и обязанностях государств» от 26 декабря 1933года. https://www.cfr.org/sovereignty/montevideo-convention-rights-duties-states/p15897
- Федеративный договор Российской Федерации от 31 марта 1992г. https://constitution.garant.ru/act/federative/170280/
- Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994г. https://www.referent.ru/1/6301
- Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994г. https://www.referent.ru/1/37684
- Конституция Республики Северная Осетия — Алания: принята Верховным советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994г. https://region15.ru/docs/osseta-konstit/
- Конституция Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) https://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/
- Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве/ Отв. ред. Собакин В.К. – Ростов: Изд-во ун-та, 1981. – 192с. С.10, 11.
- Горюнов В.В. Суверенитет РФ: сущность, содержание, гарантии: автореферат диссертации к.ю.н. Горюнова В.В./ УрГЮА – Екатеринбург, 2007; — 25с. С. 11-12
- Каламанова С.В. Суверенитет государства в условиях глобализации: автореф. дис. канд.юрид.наук Каламановой С.В.; Российский университет дружбы народов. –М., 2011. – 24 с. Стр. 19-20, 23.
- Левин Д.Б. История международного права. М., 1962, С.62.
- Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев, 1917. С.95
- Рассолов М.М. История политических и правовых учений: Учебник, 2010. – 431с. С. 186.
- Эрмялиева Н.А. Суверенитет федеративного государства: проблемы конституционного закрепления и регулирования: автореф. диссерт. канд.юрид.наук Эрмялиевой Н.А. / Волгоградский институт экономики, социологии и права. – Волгоград, 2007. – 30с. С.21[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА» author=»Шарафутдинова Юлия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]