Категория государственных служащих появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилыми людьми считались дворяне, которые находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу вместо денежного жалованья земельный надел с крестьянами — поместье.
Правовое положение служащих впервые документально закреплено в уставе гражданской службы от 1720 года «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют» 1720 г., который действовал в России в XVIII—XIX вв.
В советские времена не существовало официального понятия «государственный служащий», и лишь в Конституции Российской Федерации, в отличие от Конституций советского периода, в которых государственная служба считалась одной из многих разновидностей обычной трудовой деятельности, определено право граждан на равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч.4)[2]. С принятием Конституции РФ интенсивно начала формироваться самостоятельная нормативно – правовая база, регулирующая государственно-служебные отношения. В Конституции Российской Федерации очерчены определенные границы, ориентиры деятельности для государственных служащих.
Конституция РФ закрепляет принципы построения и функционирования системы государственной службы, например принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 10), продублированный в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих служебные отношения.
Основополагающая роль Конституции РФ в системе актов, регулирующих государственную службу в РФ, заключается и в том, что она устанавливает основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Правовые отношения государственной гражданской службы в настоящее время регулируются Законами № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[13] и № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[14], которые устанавливают правовые, организационные и финансово – экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Действует ряд подзаконных актов, например, Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»[9], Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»[10], Указ Президента Российской Федерации от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[11], Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37[6].
В Российской Федерации действуют ведомственные правовые акты о государственной службе.
В качестве примера приведем Письмо ФТС России от 26 октября 2010 г. № 01-11/51938, «О соблюдении принципов служебного поведения», которое обязывает должностных лиц таможенных органов соблюдать общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденное Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885[12], Приказ Минсельхоза России от 01.10.2013 № 368 «Об утверждении Положения о дополнительных выплатах, премировании и поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации»[7] и некоторые другие.
Локальные нормативно – правовые акты находят свое выражение в виде положений по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, кодексов этики и служебного поведения государственных гражданских служащих в различных департаментах, министерствах.
На государственную службу Российской Федерации оказывают влияние международно-правовые нормы, закрепленные в международных нормативно-правовых актах. Следует отметить международные соглашения, определяющие общий принцип уважения и соблюдения прав человека, а также посвященные принципу равенства и не дискриминации. К примеру, в ч. 2 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право каждого человека на равный доступ к государственной службе в своей стране[1]. В соответствии с п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе[5] (и др.).
Отдельные вопросы прохождения государственной службы регламентируют международные договоры, например, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[3], вопросы, посвященные борьбе с коррупцией, например, Конвенция ООН против коррупции[4], Соглашение между Правительством РФ и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области борьбы с преступностью[8] и др.
Но все эти нормативно правовые акты не решают одну из важных проблем — регулирование дисциплинарно – правовых отношений государственных служащих. Государственной Думой была предпринята попытка разработки и принятия единого нормативно-правового акта Кодекса служебного поведения государственных служащих, задача которого была кодифицировать ответственность государственных служащих, но возникла раздвоенность представлений об ответственности государственных служащих, то как об институте трудового, то как об институте административного или даже служебного права.
Таким образом, законодательство о государственной службе представлено многочисленными и разноречивыми нормативно – правовыми актами, что затрудняет пользование законодательством, приводит к разночтениям в правоприменительной практике и, следовательно, к возникновению проблем с соблюдением законов государственными гражданскими служащими.
Литература:
- Всеобщая Декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. — с. 460-464.
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//Российская газета от 21 января 2009 г. № 4831.
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. — с. 319-325.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. — с. 5-11.
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» //Российская газета от 23 августа 1998. №59.
- Приказ Минсельхоза России от 01.10.2013 № 368 «Об утверждении Положения о дополнительных выплатах, премировании и поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» // Российская газета от 11 декабря 2013 г. № 6255.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области борьбы с преступностью от 10 сентября 2007 г. // Бюллетень международных договоров. 2008. № 10. — с. 69-73.
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»//Российская газета от 3 февраля 2005 г. №3689.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» //Российская газета от 3 февраля 2005 г. №3689.
- Указ Президента Российской Федерации от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»// Российская газета от 18 февраля 2005 г. № 3703.
- Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом» // Российская газета от 17 июля 2009 г. № 4955.
- Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ [Текст]: принят Государственной Думой ФС РФ 25 апреля 2003 г.: в ред. от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2003. № 22.
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ [Текст]: принят Государственной Думой ФС РФ 7июля 2004 г.: в ред. от 6 декабря 2012 г. № 31-П//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. №31.[schema type=»book» name=»Система правовых актов о государственной службе Российской Федерации» author=»Королева Е.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]