По данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации за период с января по октябрь 2014 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 1835,4 тыс. преступлений, из них каждое 21 было совершено несовершеннолетними или при их участии, что составляет 4, 8 %. Количество совершенных преступлений на 1, 7 % ниже чем за аналогичный период прошлого года (за январь – октябрь 2013 г. – 1867, 4 тыс. преступлений), несколько ниже (на о,1 %) и участие несовершеннолетних в преступных деяниях (за январь – октябрь 2013 г. – каждое 20 преступление совершено несовершеннолетними или при их участии (4,9 %). Так, Федеральная служба государственной статистики предоставляет следующие данный: за период с января по октября 2013 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии составляет 51503; за аналогичный период 2014 г. – 47486 преступлений.
Несмотря на то, что показатели совершения преступлений рассматриваемой категорией лиц несколько ниже, чем это имело место год назад, проблема противоправности поведения субъектов, не достигших совершеннолетия, остается неразрешенной. Вопрос о причинах такого поведения был обсужден членами Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года. Таковыми причинами были названы: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних; плохая организация общественной работы с несовершеннолетними; отсутствие воспитательной функции в системе обучения; недостаточная организация системы безопасности учебных заведений; проблема межведомственного взаимодействия; излишняя мягкая ответственность за совершение преступлений; отсутствие системы пробации. Не будем подробно останавливаться на причинах, а перейдем непосредственно к рассматриваемой проблематике.
Законодатель, принимая Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ), уделил внимание вопросу выделения особого порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий дел, в частности предусмотрев главу 50, регулирующую производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Также в ст. 191 УПК РФ предусмотрены особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Наибольший интерес вызывает проведений следственных действий, направленных на получение сведений об обстоятельствах совершенного преступления от несовершеннолетних, предполагаемо выступающих субъектами данного противоправного деяния. Этот вопрос мы и обозначим в качестве предмета настоящей статьи.
Столь повышенное внимание к данной категории лиц вызвано рядом обстоятельств, как социального, так и психологического характера (возраст, уровень развития, тип психики и т.д.), и в первую очередь необходимостью максимальной защиты их прав и интересов, в силу чего законодательством предусмотрен расширенный перечень уголовно – процессуальных гарантий, предоставленных несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Однако, задача восстановления справедливости и изобличения виновных в совершенном преступлении для органов предварительного следствия и суда остается и требует своего разрешения. На досудебных стадиях уголовного процесса следователю надлежит выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела, произведя необходимые процессуальные и следственные действия, содержание ряда из которых потребует установления контакта с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым. Одним из таких следственных действий выступает допрос, целью которого выступает получение устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела [1, с. 244-245]. Однако, то, какую именно информацию получит следователь от допрашиваемого в плане её соотношения с реально произошедшими событиями, зависит не только и не столько от правовых средств, а от способности допрашивающего использовать и правильно применять психологические, педагогические и другие познания, при этом максимально соблюдая права и законные интересы несовершеннолетнего.
Так, особенности психики несовершеннолетнего связаны с некоторой ограниченностью по сравнению с взрослыми объема знаний, жизненного опыта, что нередко приводит к неправильному восприятию произошедшего и последующей невозможности надлежащего воспроизведения принятой информации с использованием соответствующей терминологии, а также влияет на отсутствие способности выделить главное в массе ненужных мелочей. Физическое, половое созревание, расширение социальных связей – всё это так же существенным образом влияет на подростка, порождая нервную возбудимость, нетерпимость, что обуславливает и слабую способность к сосредоточению внимания, эмоциональную экспрессивность, что отражается на суждениях и действиях, потребность в самоутверждении, что нередко характеризуется как подражаемостью тем или иным лицам, так и желанием выделиться, совершить то, на что не у каждого хватит сил, терпения, воли. Более того, тяга к подражанию зачастую характеризуется стремлением подростка говорить так, как говорят «звезды», старшеклассники, родители, накладывает отпечаток на речь ребенка, что не всегда благоприятно влияет на должное восприятие информации следователем, так как заученные формулировки зачастую говорят о заученности текста не по воле несовершеннолетнего, а по воле заинтересованных в исходе дела лиц, и как следствие о самооговоре.
Несовершеннолетние характеризуются повышенной внушаемостью, способностью принимать воображаемое за действительное, кратковременной памятью, в особенности тех событий, которые ничем примечательным не запомнились.
Но для установления истины, подростки обладают такими важными качествами, как повышенная ориентировочно – исследовательская деятельность, обострение внимания к отдельным деталям события, искренность, правдивость, совестливость, неспособность быстро и в непротиворечивой форме выстроить легенду произошедшего, в последующем не запутавшись в показаниях.
Для того чтобы допрос несовершеннолетнего был наиболее благоприятен для следствия, необходимо наличие ряда надлежащих условий: отличное знание следователем всего собранного по делу доказательственного материала и вспомогательной информации и безупречное владение ими; обладание в нужных пределах знаниями в области жизни и практики, к которой относится расследуемое событие; наличие сведений об индивидуально – психологических особенностях допрашиваемого подростка; умение следователя правильно организовать допрос и грамотно «выстроить цепочку» интересующих вопросов в ходе допроса [2, с. 140].
Рассмотрим третье условие. Для того чтобы получить информацию о личности подростка следователю необходимо допросить родителей, сверстников, коллег (если подросток работает), соседей, знакомых, запросить письменные характеристики. Необходимо не только узнать потребности, интересы несовершеннолетнего, но и положительные и отрицательные качества, а также время и обстоятельства возникновения последних. Большое значение имеет информация, полученная от самого допрашиваемого на подготовительной стадии допроса. В особенности надлежит выяснить у несовершеннолетнего сведения об организаторе преступлений, совершенных подростком, убедив его в необходимости дачи правдивых показаний, от которых зависит дальнейшее развитие событий и в возможности следствия обеспечить безопасность его самого и его близких.
Не менее важным условием надлежащего допроса выступает его правильная организация следователем. Во – первых, необходимо решить вопрос о месте его проведения. Кабинет следователя, в данном случае не всегда может положительно отразиться на результате данного следственного действия, так как чрезмерная официальность, посторонние разговоры, а зачастую грубая форма разговора с использованием ненормативной лексики либо шуточки и издевки между сотрудниками могут отвлекать подростка от процесса воспоминания произошедших событий или привести к его замкнутости и нежеланию вступать в диалог [3, с. 446]. Целесообразнее производить допрос по месту жительства подростка либо по месту совершения преступления, в особенности в бесконфликтной ситуации.
Необходимо определить день и время допроса, учитывая возможность запамятования обстоятельств произошедшего и влияния на формирование ответов подростка со стороны заинтересованных лиц. В УПК РФ установлено, что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Однако, по данным современных экспериментальных исследований психологической науки о времени, в течение которого подростки способны удерживать внимание, установлено, что это время не может превышать 40 – 45 минут. Поэтому целесообразнее внести изменения в ч. 1 ст. 425 УПК РФ и сократить время для непрерывного допроса, что благоприятнее скажется на правильности полученной информации [2, с. 142].
Следователю надлежит определить круг участников допроса. Так, родители, иные законные представители не всегда могут благоприятно влиять на несовершеннолетнего в силу стеснения последних раскрывать определённые, ранее неизвестные первым обстоятельства, чувства страха перед ними либо плохих взаимоотношений. Также родители могут жестикулировать, подавать соответствующие знаки, от которых и будет зависеть построение ответа подростка. УПК РФ указывает на обязательность участия в допросе несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, педагога или психолога. Однако законом не установлено их процессуальное положение, не решен вопрос о том, необходимо ли данному лицу знать допрашиваемого или это не обязательно. В литературе высказывалось мнения, что факт знакомства педагога или психолога до совершения лицом преступления должен иметь место [4, с. 13]. Более того, педагог или психолог должны пользоваться авторитетом у подростка. Педагог или психолог должен быть того же пола, что и допрашиваемый в особенности при совершении половых преступлений. Немаловажно побеседовать с участниками допроса (кроме допрашиваемого) до производства данного следственного действия для разъяснения их роли, уточнения отдельных элементов психики несовершеннолетнего. Также, следует помнить, что участие защитника в данном случае является обязательным.
Следователь должен составить план допроса, четко и понятно сформулировать вопросы, обозначив круг необходимых к выяснению обстоятельств произошедшего.
Допрос включает в себя три стадии: подготовительную, стадию свободного рассказа, вопросно – ответную стадию. Выделяют также стадию фиксации хода и результатов следственного действия.
Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (неформальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу.
Свободному рассказу предшествует вопрос о том, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. Свободный рассказ, по существу, и начинается с ответа на этот вопрос. Однако, в том случае, если от несовершеннолетнего последует положительный ответ на этот вопрос, фиксировать его в протоколе сразу же не следует, потому как зачастую, реальность оказывается совершенно противоположной.
Стадия свободного рассказа предоставляет возможность допрашиваемому изложить ранее воспринятые им обстоятельства произошедшего события, а следователю понять форму изложения информации, наличие противоречий, самооговора. Не рекомендуется перебивать несовершеннолетнего, даже в том случае, если он лжет, насмехаться, ухмыляться, проявлять незаинтересованность в его рассказе, вульгарность, развязность. Однако, задавать уточняющие вопросы допрашиваемому необходимо для того, чтобы правильно выстроить картину событий. Не нужно фиксировать внимание на тех обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию. Следует пресекать жаргонизмы, нецензурные выражения. Вопросно – ответная стадия должна иметь место в том случае, если следователь не смог получить всю необходимую информацию от допрашиваемого. Содержание и направленность вопросов зависят от характера полученных показаний. В том случае, если несовершеннолетний дал правдивые показания, однако, какие – либо важные моменты упустил, необходимо задать уточняющие вопросы, которые должны быть четкими и понятными. Не следует забывать, что подростки запоминают информацию выборочно и не всегда удастся устранить пробелы в их показаниях, а чрезмерная настойчивость следователя может только усугубить ситуацию и привести к отказу допрашиваемого от дальнейшего проведения следственного действия. Если же несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний, дает заведомо ложные показания (например, используя заученные формулировки) важно выяснить причины этого (чувство ложного товарищества, стыда, страха, возникшего в результате угрозы и запугивания заинтересованного лица, неприязнь к следователю, советы близких). Наряду с воздействием на мотивационную сферу подростка следователь использует и допустимые приемы психического воздействия — демонстрацию своей информационной осведомленности, предъявление доказательств, развенчание соучастников и т. п. Зачастую, целесообразно использовать такой тактический прием, как опора на положительные свойства личности: решительность, честность, совестливость, стыдливость и т.д.
Определенными особенностями обладает протоколирование показаний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Подростки нередко употребляют слова и выражения, не являющиеся общепринятыми, но активно используемые в кругу несовершеннолетних. В такой ситуации рекомендуется в протоколе допроса разъяснять, что понимает подросток под тем или иным словом. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц. Следует также обратить внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (медицинские, юридические и т.п.), которые понятны несовершеннолетнему, дающему показания [5, с. 31].
Допрос несовершеннолетнего – достаточно сложное следственное действие, требующее надлежащую подготовку, наличие не только правовых, но и психологических, педагогических познаний у следователя. Важно учитывать все особенности тактики допроса несовершеннолетнего с целью получения правдивых показаний по расследуемому уголовному делу.
[1] Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. – С. 718.
[2] Мищенко Е.В. Процессуальные и психологические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых // Вестник ОГУ. 2005. № 3. – С. 139 – 142.
[3] Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. 2 – е изд., испр., доп. И перераб. – М.: Контракт, ИНФРА – М, 2010. С. 784.
[4] Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – С. 93.
[5] Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. – С. 30 – 31.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОЛУЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СУЩЕСТВЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА, С УЧАСТИЕМ ЛИЦ, НЕ ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА» author=»Компанцева Юлия Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]