Согласно статье 77 уголовно-процессуального кодекса Социалистической Республики Вьетнам (далее УПК СРВ) все данные, содержащиеся в протоколе задержания, являются доказательствами по уголовному делу. При этом точность и законность этих данных способствуют в дальнейшем доказыванию вины преступника, и в широком масштабе- укреплению законности и правопорядка. Поэтому фиксация хода и результатов задержания играет немаловажную роль в процессе доказывания.
Доказывание состоит из следующих этапов: собирания, проверки и оценки доказательств. Каждый этап включает в себя свои подсистемы. По нашему мнению, фиксация входит в этап собирания доказательства, в которое еще входят обнаружение, изъятие доказательства. И фиксация является обязательным этапом собрания доказательства. Поскольку цель этапа собирания доказательств не будет достигнута без их надлежащей фиксации. А наоборот, фиксацияотдельно от остальных элементов собирания доказательств не сможет в полной мере сыграть свою роль. Поэтому, мы не можем рассматривать фиксацию как самостоятельный этап доказывания.
Процесс фиксации задержания состоит из ряда действий по полному и точному отражению его хода и достигнутых результатов.Синтезируя процессуальную и криминалистическую стороны процесса фиксации, Р.С. Белкин, подчеркивалфиксацию, как «систему действий по запечатлению в установленных законом формах, фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, а так же условий, средств и способов их обнаружения и закрепления»[2, c.220.].
Отражение хода задержания и его достигнутых результатов осуществляется путем преобразования потенциально-доказательственной информации в реально-доказательственную. Как отмечал Е.Е. Подголин: «Поскольку, полученные в процессе познания данные должны передаваться адресату доказывания, они объективируются в предусмотренной законом материальной форме. Сведения о фактах объективируются посредством их кодирования с помощью условных знаков письменной и устной речи, стенографического письма и копируются путем изготовления слепков, оттисков, фотоснимков и других изображений» [3, c.5].
Фиксация задержания производится строго в установленном законом порядке. Поскольку самым важным требованием к процессу фиксации задержания является его законность. Все данные, полученные в процессе задержания, могут быть признаны доказательствами только когда, при его фиксации законные требования не были нарушены. По мнению В.Е. Шабалина, процессуальный порядок фиксации задержания это- «совокупность условий, установленных уголовно-процессуальным законом для совершения субъектами необходимых действий по отражению выявленных фактических данных в определенных процессуальных документах» [4, с.124-129].
С криминалистической точки зрения, в систему действий по фиксации доказательственной информации входят такие способы фиксации как:
- знаковая (протоколирование, звукозапись);
- наглядно-образная (фотографирование, видеосъемка);
- графическая (планы, схемы, рисунки);
- предметная (изъятие предмета в натуре, снятие оттисков, слепков).
Как отметил О.О. Анищик, «универсальность протокола служит объяснением его обязательности» [5, с.9]. Как на практике, так и в УВК (СРВ и РФ) протокол составляется при производстве всех следственных действий и задержания. Остальные способы применяются, как дополнительные и должны быть указаны в протоколе задержания либо следственных действий.
Разработке требований к протоколам уделяли внимание многие ученые и, изучая российские и вьетнамские криминалистические литературы, можем перечислять некоторые требования к составлению протокола задержания: законность, своевременность, полнота, точность и понятность, грамматическая и стилистическая правильность, всесторонность, уместность и экономичность. Бесспорно, отметим, что законность является самым важным требованием к протоколу задержанию. Кроме того, объективность также играет важную роль в составлении протокола задержания. Под объективностью следует понимать как непредубежденность, беспристрастность исследования обстоятельств дела и закрепление лишь тех фактов и явлений, которые существуют в действительности.
Согласно ч.1 ст.92 УПК РФ, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса. По мнению многих ученых, задержание включает в себя два этапа: фактического и юридического. Фактическое задержание состоит в непосредственном захвате лица, подозреваемого в совершении преступления и доставлении его в следственный орган. Юридическое задержание состоит в составлении протокола задержания. И составить протокол возможно только после возбуждения уголовного дела. Поэтому, в течение 3 часа после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, следователь либо дознаватель обязательны решить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении задержанного.
Однако в УПК СРВ отсутствует такое положение. В соответствии Статья 84 УПК СРВ:
- Лицо, выполнившее постановление о задержания должно составить протокол во всех случаях.
В протоколе указываются дата, время и место задержания, место составления протокола: все действия субъекта задержания и события, случившиеся в процессе задержания; изъятые вещи и документы; замечания задержанных лиц.
Протокол задержания должен быть прочитан следователем, дознавателем всем присутствующим. Задержанные лица, следователь, дознаватель и понятые должны подписать протокол задержания. В случае если задержанные лица либо понятые имеют замечание к протоколу, то они вправе вносить свое мнение впротокол.
Изъятие вещей и документов осуществляется в установленном настоящем кодексом порядке.
- При приеме задержанного лица необходимо составить протокол.
Можем отметить, что в данной статье рассматривает только обязательность составления протокола и данные, которые необходимо указать в нем. В данной статье не рассматривается какой промежуток время, в пределе которого следователь, дознаватель должны составить протокол задержания. Поэтому, по нашему мнению предлагается следующая редакция ч.1 ст.84 УПК СРВ:
- После доставления задержанного лица в следственный орган в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания.
Кроме того, правовые требования к протоколу задержания в несколько меньшем объеме, чем к протоколам других следственных действий.Согласно ст.92 УПК РФ в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания.
Из вышеперечисленных положений, может утвердить, что составление протокола задержания является обязательным. Однако с развитием науки и технологии, мы можем воспользоваться наиболее эффективными способами фиксации задержания как видеозапись, звукозапись. На наш взгляд, способ фиксации с использованием видеозапись более адекватный, объективный, чем составление протокола. Поскольку, человек не может воспринимать и запомнить все случившиеся и может забывать через несколько промежутка времени. А видеокамера может объективно записывать все случившиеся. И необходимость принятия законодательной базы, регламентирующей такой способ как самостоятельный способ фиксации не только задержания, а всех следственных действий бесспорна.
Список литературы:
- Bộ luật Tố tụng hình sự nước CHXHCN Việt Nam năm 2003. [Электронный ресурсы]URL:https://www.moj.gov.vn/vbpq/Lists/Vn%20bn%20php%20lut/View_Detail.aspx?ItemID=19431 (дата обращения: 06.06.2015).
- Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории.-М.: Юрид.лит., 1987.
- Подголин Е.Е. Теория и практика фиксации доказательств на предварительном следствии. Автореф. дисс. … к.ю.н./ Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер по предупреждению преступности.- М., 1970.
- Шабалин В.Е. Документальная фиксация и формирование доказательств// Теоретические проблемы криминалистической тактики: Свердловск. Свердловский юрид. ин-т, 1981.
- Анищик О.О. Средства закрепления хода и результатов следственных действий и их доказательственное значение. Автореф. дис. … к.ю.н./ Самарский гос. ун-т.- Самара, 2002.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ФИКСАЦИИ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ» description=»В статье рассматриваются способы фиксация задержания при расследовании преступлении по уголовно-процессуальному законодательству Социалистической Республики Вьетнам. Производится анализ проблемы фиксации задержания, отличия правовой регламентации в законе Социалистической Вьетнам и Российской Федерации, а также правовой основы фиксации задержания подозреваемого лица. Основным выводом исследования является выявление важнейшей роля составления протокола задержания в системе действий по фиксации задержания. На основе анализа правоприменительной практики следственных органов Министерства общественной безопасности Вьетнама даются предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства Социалистической Республики Вьетнам и рекомендации по повышению эффективности фиксации задержания.» author=»Выонг Тханг Лонг» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]