Вопросы юридической формализации фундаментальных правовых ценностей свободы, равенства и справедливости в конституционном регулировании приобретают все большую актуальность в современной правовой действительности России.
Законодатель проводит работу по закреплению форм выявления и сочетания личных, коллективных и общественных интересов, обеспечению принципа социальной справедливости, ведь цель права заключается в уравновешении интересов в обществе, в нахождении компромисса между ними.
Степень соответствия норм права представлениям о социальной справедливости зависит от того, насколько законодатель руководствуется в своей деятельности сформировавшимися в общественном сознании критериями справедливости.
Именно эти критерии справедливости, по мнению автора, являются для законодателя теми требованиями, которые он в целях обеспечения социальной справедливости в общественных отношениях должен учитывать в правотворческой деятельности.
С юридической точки зрения это означает необходимость объективной оценки содержания и эффективности тех правовых норм, которые призваны правовыми способами обеспечивать реализацию принципа социальной справедливости.
Анализ законодательства позволил выявить некоторые правовые формы достижения социальной справедливости: выявление мнения населения при использовании таких форм, как публичные слушания, опросы и др. закреплены источниками различных отраслей российской правовой системы.
Так, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6] предусматривает, что по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об его исполнении проводятся публичные слушания. Таким образом, в рамках названного ФЗ публичные слушания могут быть расценены как необходимая процедура, форма деятельности представительного органа субъекта федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8] закрепляет публичные слушания как способ обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования и предусматривает перечь подлежащих обязательному рассмотрению на публичных слушаниях проектов актов и вопросов (ст. 28). В рамках названного ФЗ публичные слушания могут быть расценены как обязательная форма деятельности представительного органа муниципального образования.
Федеральным законом от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [12] закрепляет публичные слушания как форму общественного контроля и как форму взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления.
Формой деятельности общественной наблюдательной комиссии, согласно Федерального закона от 10.06.2008 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» является проведение общественных обсуждений, слушаний и иных мероприятий по вопросам своей деятельности [10].
Одной из форм выявления и, в некоторой степени, учета мнения населения при решении вопросов в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, стремлении к достижению социальной справедливости законодателем, с точки зрения автора, является внедрение в правовую действительность демократических институтов даже там, где они, казалось бы, не применимы.
Так, требующая специальных знаний сфера защиты, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров предусматривает возможность проведения публичных слушаний (ст. 27) [9]. На основании ходатайства в любого из участников расследования Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [13] — орган, проводящий расследования (Расследование проводится в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики), обеспечивает проведение публичных слушаний. В этом случает можно расценить публичные слушания как форму деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
При защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг возможно использование публичных слушаний (ст. 10) [7]. Банк России, налоговые и правоохранительные органы вправе проводить публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Указанные слушания проводятся по инициативе Банка России, налоговых и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников. Следовательно, можно расценить публичные слушания как форму деятельности Банка России, налоговых и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников.
При государственных закупках, согласно действующего законодательства, введена обязательная процедура — демократический институт общественных обсуждений [11]. Согласно ФЗ, Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок – следовательно, это одна из процедур деятельности Правительства РФ (в соответствующих случаях – исполнительной власти субъектов федерации).
В Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей [15] предусмотрено обеспечение возможности размещения субъектами естественных монополий, органами исполнительной власти, осуществляющими функции по согласованию и утверждению инвестиционных программ, информации об инвестиционных программах для целей общественного обсуждения в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в общедоступных форматах, а также на иных информационных ресурсах, определенных Правительством Российской Федерации.
В Основы законодательства Российской Федерации о культуре [3] Федеральным законом от 22.04.2013 N 63-ФЗ введена норма о том, что ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который представляется информация о состоянии культуры, и подлежит опубликованию и общественному обсуждению (ст. 40.1.).
Порядок подготовки и распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации [14].
Публичные слушания предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004г.: публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (ст. 28), о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки (ст. 30) и др. [5]
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний [4].
В субъектах Российской Федерации законодатели привлекают жителей субъектов к государственно-общественному управлению. Так, Законом Архангельской области от 18.03.2013 г. «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан» [16] формами государственно-общественного управления названы:
общественное обсуждение, публичные дискуссии по вопросам охраны здоровья; наравне с мониторингом и последующим информированием общественности о ситуации в сфере охраны здоровья; осуществлении независимого контроля качества деятельности в сфере охраны здоровья; участием общественности в решении вопросов ресурсного обеспечения в сфере охраны здоровья, включая вопросы благотворительности и попечительства.
Для достижения социальной справедливости законодатель сегодня пошел по пути использования форм прямой демократии. Привлечение населения к решению касающихся их вопросов, выявления мнения — без сомнения, идея работающая на достижение социальной справедливости. Однако идея без правового механизма ее реализации, без поддержки населением идея не воплотится в жизнь.
Рассматривая упомянутые законодательные новеллы с точки зрения их реализации, реальности, жизнестойкости, видны некоторые недостатки как в правовом закреплении, так и в механизмах реализации.
Бросается в глаза отсутствие системности и терминологического единства. Так, Федеральный закон от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляет общественные (публичные) слушания, тогда как Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют публичные слушания.
Письмом Правительства РФ от 02.08.2012 N АД-П13-4450 «О применении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей» на втором этапе предусмотрены публичные слушания, тогда как Федеральный закон от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – общественное обсуждение государственных закупок.
Отсутствие единых механизмов (сроков, субъектов, инициаторов) так же не способствуют широте использования этих форм обратной связи по инициативе населения. Не решенным остается вопрос об институциональной принадлежности используемых в различных отраслях российской правовой системы форм прямой демократии.
Можно ли расценивать публичные слушания, как практику государственного и муниципального управления [1. с. 33], фактически форму работы органов исполнительной власти? Автор склонен рассматривать их как форму прямой демократии [2. с.19], используемую для демократизации работы органов публичной власти, как способ выявления мнения населения и достижения компромисса между частными и публичными интересами.
- Зенин С.С. Публичные слушания в истории развития форм участия населения в управлении общественными и государственными делами // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 3. С. 32 — 36.
- Комарова В.В. Институт публичных слушаний — форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 9. С. 18 — 21.
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.11.1992, N 46, ст. 2615.2014, N 30 (Часть I), ст. 4217.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015) // СЗ РФ. 2001, N 44, ст. 4147, «Российская газета», N 299, 31.12.2014.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2005, N 1 (часть 1), ст. 16, «Российская газета», N 1, 12.01.2015.
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999, N 42, ст. 5005; 2014, N 45, ст. 6138.
- Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1999, N 10, ст. 1163; 2013, N 30 (Часть I), ст. 4084.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗРФ. 2003, N 40, ст. 3822; 2014, N 30 (Часть I), ст. 4235.
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 2003, N 50, ст. 4851; 2014, N 23, ст. 2928.
- Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 21.12.2013, с изм. от 01.12.2014) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008, N 24, ст. 2789; 2013, N 51, ст. 6698.
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // СЗ РФ. 2013, N 14, ст. 1652, 2014, N 48, ст. 6637.
- Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (ред. от 27.12.2014) «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008, N 24, ст. 2868. Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 08.01.2015
- Постановление Правительства РФ от 07.10.2013 N 888 «О подготовке и распространении, в том числе опубликовании, ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации» (вместе с «Положением о подготовке и распространении, в том числе опубликовании, ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации») // СЗ РФ. 2013, N 41, ст. 5201.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2013 N 1689-р Об утверждении Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и Плана мероприятий («дорожной карты») // СЗ РФ. 2013, N 39, ст. 5002.
- Закон Архангельской области от 18.03.2013 N 629-38-ОЗ (ред. от 02.07.2013) «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 12.03.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва», N 38, 2013.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» author=»Комарова Валентина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]