Основными нормативными правовыми актами, определяющими полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, включая и полномочия в сфере регулирования этих отношений, являются Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6].
Одной из проблем является то, что в статутном законе отсутствует значительная часть предметов ведения местного самоуправления, установленных в отраслевом законодательстве. Недостаточно полно отражены полномочия населения. Отраслевое многообразие регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений без согласования применяемых правовых средств, в ряде случаев, приводит к юридическим коллизиям. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне [12,с.219]. Таким образом, разнообразие в подходах к толкованию взаимоотношений норм муниципального, земельного, градостроительного, гражданского и др. отраслей права, отсутствие эффективного механизма согласования применяемых правовых средств отрицательно сказывается на правоприменительной практике.
В настоящее время целевое назначение и категории установлены для всех земель Российской Федерации. В связи с тем, что полномочия по переводу земель из одной категории в другую предоставлены всем субъектам, обладающим правами государственной или муниципальной собственности на землю, ст. 8 Земельного кодекса РФ переводит регулирование порядка перевода земель на уровень федерального закона [3]. Такой закон в настоящее время принят. Он установил основные принципы перевода земель из одной категории в другую, основания для изменения целевого назначения, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области перевода земель из одной категории в другую, права граждан и юридических лиц при осуществлении процедуры изменения целевого назначения земельных участков [9].
Указанный круг вопросов регламентируется фрагментарно также некоторыми из федеральных законов РФ. Так, например, Лесной кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земельного лесного фонда (ст. 63) и порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (ст.64) [5]. Федеральный закон от 31 марта 1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает, что в постоянное пользование организации — собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта [7]. В основном регулирование рассматриваемых отношений пока осуществляется на уровне подзаконных актов, вплоть до ведомственных. Так, Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог устанавливает, что пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляются уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ (п. 5) [10]. Поскольку «категория» составляет основу правового режима любого земельного участка, в п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ уделено особое внимание тому, в каких документах категория земель должна быть зафиксирована.
Расширение полномочий органов местного самоуправления по вопросам земельных отношений должно осуществляться с соответствующим финансово-экономическим обоснованием и соблюдением принципа соразмерности полномочий органов местного самоуправления материально-финансовым ресурсам для недопущения дисбаланса между доходами и расходами органов местного самоуправления.
На практике данная проблема решается не в полном объеме. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления [8]. Но распоряжение участками возможно только при соблюдении условий формирования земельных участков, что требует значительных финансовых затрат на их подготовку. В результате в ряде регионов предоставление неразграниченных земельных участков фактически не ведется по причинам отсутствия достаточных бюджетных средств.
Полноценной реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений препятствует:
— непоследовательность регулирования вопросов взимания земельного налога. Так, налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается субъектом Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления вправе в пределах, установленных статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации, определить налоговую ставку земельного налога [4]. Таким образом, органы местного самоуправления оказались лишенными механизма регулирования налоговых поступлений в полной мере;
— непоследовательность регулирования вопросов переоформления права собственности или аренды на землю из права постоянного (бессрочного) пользования. Принятие соответствующих решений о переоформлении прав относится к полномочиям органов местного самоуправления (если земельные участки относятся к неразграниченным землям или являются муниципальной собственностью). При этом определение цены выкупа или права аренды в указанных случаях устанавливается федеральным и региональным законодательством (ст. 2, ст.3 и ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении используется различный подход к закреплению полномочий представительного органа местного самоуправления. Так, многие законы субъектов Российской Федерации просто воспроизводят соответствующие статьи Федерального закона. В то же время в ряде субъектов Федерации за представительными органами местного самоуправления закреплен более широкий круг вопросов.
Полномочия представительных органов местного самоуправления в сфере земельных отношений более детально определены в уставах муниципальных образований. Однако единого подхода к определению полномочий исполнительных органов местного самоуправления в сфере земельных отношений в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований нет.
Законы о местном самоуправлении значительной части субъектов Российской Федерации определяют полномочия исполнительных органов местного самоуправления в сфере земельных отношений в общем плане, путем выделения наиболее крупных направлений деятельности [11, с.13]. Как правило, это управление муниципальной собственностью в порядке, установленном представительным органом; разработка проектов местного бюджета и подготовка отчетов об исполнении местного бюджета; разработка планов и программ развития территории и поселений; обеспечение санитарного состояния территории и многие другие вопросы. Компетенция исполнительных органов выражена либо через полномочия, предоставляемые главе местного самоуправления (главе администрации), либо через полномочия местной администрации, как коллегиального органа местного самоуправления.
Подчеркнуто отсутствие единого унифицированного подхода к определению полномочий органов местного самоуправления в федеральных законах, законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований.
В условиях отсутствия законодательного единообразия, наличия пробелов в нем на муниципальном уровне правоприменитель зачастую вырабатывает небесспорные решения для выхода из сложившейся ситуации. Правовые коллизии оказывают негативное, ограничительное влияние на правовое регулирование земельных отношений на муниципальном уровне.
Реальные проблемы правотворческого, правореализационного и теоретического характера, возникшие на местном уровне управления в связи с реформированием системы местного самоуправления, разграничением государственной собственности на землю, формированием новых границ муниципальных образований, обуславливают потребность совершенствования конституционно-правового регулирования полномочий в сфере земельных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [13, с.27].
Реализация присущих органам местного самоуправления полномочий в данной сфере требует сбалансированного, целенаправленного функционирования субъектов самоуправления на основе познания и использования присущих данной системе объективных закономерностей в интересах ее совершенствования, реализации конституционных целей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление как важнейший принцип основ конституционного строя, признает его в качестве самостоятельной формы осуществления населением принадлежащей ему власти в муниципальных образованиях [2]. Ратифицированная Россией Европейская хартия местного самоуправления содержит положение о том, что предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными (ч. 4 ст. 4) [1].
Список литературы:
- Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). // Собрание законодательства РФ. -1998. — N 36. — Ст. 4466.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). //https://www.pravo.gov.ru.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). //https://www.pravo.gov.ru.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). //https://www.pravo.gov.ru.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). //Парламентская газета. 2006. — N 209. — 14.12.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. — .2003. — N 40. — Ст. 382.
- Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О газоснабжении в Российской Федерации». //https://www.pravo.gov.ru.
- Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ ((ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». //https://www.pravo.gov.ru.
- Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015)
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». //https://www.pravo.gov.ru. - Приказ МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848). //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. -N 33.
- Крассов О.И. Земельное право современной России.// Издательство Дело, 2003г., с.13.
- Кудрявцева Л.В. Проблемы правового регулирования государственной и муниципальной собственности на территории федерального курорта. //Инновационная наука. – 2015. – Т.1. — №3. – С.217-220.
- Чубуков Г.В. Земельное право России. Учебник для юридических вузов.-5-е издание — М. 2001г., с.27.[schema type=»book» name=»ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» description=»Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения — как обладающих, так и не обладающих земельными участками. » author=»Кудрявцева Лариса Владимировна, Афисов Владимир Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-26″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]