Функции государства, как обусловленные его целевым назначением виды деятельности, осуществляются в определенных формах. В юридической литературе не сложилось единообразного понимания феномена формы осуществления функций государства. Зачастую исследователи подразумевают под этим термином различные явления.
Здесь, представляется, следует поддержать подход, сторонники которого предлагают исходить из общефилософской трактовки соотношения парных категорий «формы» и «содержания». Соответственно, форму осуществления функции государства логично рассматривать как внешнее выражение практической реализации ее содержания. Следует согласиться с В.Н. Жимировым в том, что формами реализации функций государства являются основные виды государственной деятельности, ибо «любая социальная функция реализуется в форме деятельности [5, с. 272].
Одними из первых в отечественной науке решение вопроса о формах осуществления функций предложили С.А. Голунский и М.С. Строгович. Они видели три таких формы: а) законодательство, заключающееся в установлении высшей государственной властью общеобязательных правовых норм (издание законов); б) управление (административная деятельность), состоящее в том, что органы государства разрешают различные вопросы, возникающие в связи с осуществлением государством его функций, обеспечивают исполнение законов и т.д.; в) правосудие, когда особый государственный орган – суд – разрешает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела [3, с. 54].
Сегодня подход к формам осуществления функций государства в целом можно признать устоявшимся, однако предлагаемые классификации имеют некоторые отличия. Ряд авторов, интерпретируя формы осуществления функций государства как деятельность основных звеньев механизма государства, выделяют законодательную, управленческую, судебную и контрольно-надзорную формы [7, с. 209]. Другие ученые называют правоустановительную (правотворчество), правоисполнительную и правоохранительную формы [9, с. 96]. Такая классификация определяется правовой природой субъекта государственной власти и его компетенцией в области государственно-властных полномочий.
В научной литературе получила широкое распространение классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Согласно ей, в работе всех звеньев государственного механизма различается деятельность правовая (связанная с изданием правовых актов) и чисто фактическая. Впервые такой взгляд был сформулирован Н.Г. Александровым, который подразделял первую форму на нормотворческую, управленческую и юрисдикционную (правоохранительную) [1, с. 109]. Позднее М.И. Байтин предложил называть вторую форму организационной, указывая на целесообразность данной терминологии [2, с. 223, 267-268].
Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные, подчеркнем, не означает умаления или отрицания первостепенной организующей роли права. Организационные и правовые формы деятельности органически связаны друг с другом, различаются же они по характеру выражения и по своему объему.
Связь организационной деятельности и ее правовой формы предстает как диалектическая связь формы и содержания. Организационная деятельность – это содержание, а правовая деятельность представляет собой юридическое опосредование организационной деятельности. Правовые формы всегда являются организационными, но не все организационные формы – правовые. К последним относятся лишь те из них, которые связаны с изданием правовых актов и влекут юридические последствия.
Наиболее удачное по нашему мнению решение вопроса о правовых и чисто фактических (организационных) формах осуществления функций государства предложил И.С. Самощенко. «Под правовыми формами, — пишет он, — понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность органов государства по руководству обществом путем издания правовых актов» [8, с. 23].
Во взглядах сторонников выделения правовых форм осуществления функций государства имеются некоторые особенности. Некоторые авторы рассматривают в качестве правовых форм осуществления функций государства правотворческую и правоприменительную деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную. Такая позиция аргументируется тем, что выделение в качестве особой правовой формы правоприменительной деятельности органов государства имеет определенный научно-практический смысл: тем самым подчеркивается не только особенное, но и то общее, что объединяет оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельность как две основные формы правоприменительной деятельности. Представляется, при применении такого подхода происходит смешение различных форм и утрачивается смысл критерия классификации.
Более справедливой выглядит позиция ряда ученых, выделяющих в качестве правовых форм осуществления государственных функции правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Правотворческая (эту форму иногда называют законодательной [6, с. 11]) – это правовая форма осуществления функций государства, включающая в себя деятельность субъектов государственной власти по созданию или санкционированию правовых норм, а также изменению и отмене действующих норм права. Правоисполнительная – деятельность государственных органов, реализующаяся в принятии мер по реализации предписаний правовых норм. Правоохранительная форма подразумевает государственную деятельность, выражающуюся в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм, а также в применении к нарушителям принудительных мер.
В.Е. Чиркин к правовым формам относит законодательствование, государственное управление, правосудие и государственный контроль [11, с. 205 – 207], что по существу не противоречит обозначенному выше подходу, поскольку правоохранительная деятельность может быть подразделена на судебную и контрольно-надзорную.
По мнению Дембицкого А.А., к числу правовых форм осуществления функций государства не следует относить государственный контроль и государственное управление: «очевидно, что в названных формах функционирования государства по самой их природе нет ничего правового» [4, с. 51]. Такой подход представляется не вполне обоснованным, ибо и государственное управление, и государственный контроль детально регламентированы правовыми нормами.
В отличие от правовой, организационная деятельность представляет собой однородную по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущую за собой правовых последствий. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции государственных органов. Выполнение организационных действий – это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки.
Традиционным является подход, в соответствии с которым формами организационной деятельности государственных органов по осуществлению функций государства называются организационно-регламентируюшая (оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма); организационно-хозяйственная (оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа — экономическое обоснование, финансирование, кредитование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистический учет, маркетинг и т.п. — по материальному обеспечению различных государственных функций) и организационно-идеологическая (повседневная оперативно-разъяснительная воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства — разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).
Заслуживает внимания, на наш взгляд, предложение отдельных авторов дополнить классификацию правовых форм реализации функций государства, выделяя — наряду с правотворческой, правоприменительной, правоохранительной — договорную форму. Во-первых, современное демократическое государство отдает предпочтение диспозитивным методам и договорные средства используются при регулировании общественных отношений наравне с императивными. Во-вторых, следует помнить, что при осуществлении внешних функций государства договорная форма их реализации имеет ключевое значение [10, с. 27].
Таким образом, форму осуществления функций государства можно рассматривать как внешнее выражение практической реализации их содержания, проявляющееся в определенном виде государственной деятельности. Среди правовых форм осуществления функций государства сегодня значительную роль выполняет договорная форма, что обусловлено расширением сферы диспозитивного регулирования и значимостью нормативного договора в системе источников современного права.
Список литературы:
- Теория государства и права / под ред. Александрова Н.Г. М.: Юридическая литература, 1974.
- Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства //Ученые записки СЮИ. Вып. 18. Саратов, 1969. — С. 223-269.
- Голунский С.А., Строгонович М.С. Теория государства и права. М.: Юриздат, 1940.
- Дембицкий А.А. Критерии дифференциации правовых и неправовых функций государства // История государства и права. 2014. N 9. — С. 50 — 54.
- Жимиров В.Н. Юридический функционализм (теоретико-методологический анализ). Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. — 334 с.
- Марченко Ю.В. Правовые формы осуществления государственных функций. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. – 25 с.
- Общая теория права и государства. Академический курс: В 2-х т. Т.1. /Отв. ред. М.Н. Марченко М.: Зерцало, 1998. – 662 с.
- Самощенко И.С. Правовые формы осуществления функций советского государства //Труды ВЮЗИ. Т. 56. М., 1978. – С. 89-90.
- Теория права и государства./ Под ред. Лазарев В.В., Липень С. В. М.: Юрайт, 2015. – 521 с.
- Туманов С.Н. Формы, методы и способы осуществления внешних функций Российского государства: проблема понятия и соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. — С. 25 — 28.
- Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001. – 416 с.[schema type=»book» name=»О ФОРМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА» description=»В статье анализируется понятие «формы осуществления функций государства». Автор исследует подходы к классификации форм осуществления функций государства и их содержание.» author=»Мишина Наталья Николаевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]