Допрос — самое распространенное следственное действие, которое позволяет наиболее полно представить событие преступления, все элементы его состава, включая и такие трудно устанавливаемые, как мотив, цель и причины совершения преступного акта. В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несовершеннолетнего обвиняемого вдвойне. От того насколько грамотно следователь его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовному делу. В условиях роста преступности несовершеннолетних вопрос об особенностях тактики допроса несовершеннолетних становится особенно актуальным.
Современное российское судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права. С учетом психологических и возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей Генеральная Ассамблея установила «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» в 1985 г., известные как Пекинские правила. Они устанавливают, что лица, ведущие производство по этим делам и наделенные властными полномочиями, должны обладать соответствующей квалификацией. Указывается, что «любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская каких-либо ненужных задержек» [1, с. 5]. А также и то, что «право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации»[2, с. 5].
Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Производство по делам несовершеннолетних определяется как общими правилами УПК РФ, так и специальными, которые дополняют и развивают общие правила и содержат дополнительные гарантии прав несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ). Эти правила применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста.
Как с точки зрения физиологии, так и психологии несовершеннолетние — самая неустойчивая категория допрашиваемых в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, наконец, в самоконтроле. Поэтому допросу несовершеннолетнего обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка. «Подготовка к допросу заключается в определении предмета допроса, тщательном изучении материалов дела, определении лица, располагающего необходимой для установления истины информацией, в изучении личности несовершеннолетнего, выборе времени и создании нормальной обстановки допроса, отборе вещественных доказательств и иных материалов, которые могут быть использованы при допросе, в обеспечении в необходимых случаях участия в допросе переводчика, адвоката, педагога» [3, с. 26]. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого. Еще Г. Гросс отмечал, что «допрос несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом» [4, с. 55]. Для этого лицо, проводящее допрос, должно обладать определенными личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие несовершеннолетнего допрашиваемого.
Изучение личности несовершеннолетнего, обладание необходимой о нем информацией помогает определить особенности, которые имел процесс формирования его показаний, предположить, какова будет линия его поведения на допросе, насколько устойчив он в отношении возможного воздействия заинтересованных в исходе лиц и можно ли ожидать от него изменения показаний в результате такого воздействия. Личные качества несовершеннолетнего и предполагаемая осведомленность его об исследуемых фактах помогут определить возможное его поведение на допросе и тактические приемы получения полных и достоверных показаний.
Важное значение имеет участие при допросе специалиста в области детской и юношеской психологии. Это позволяет разобраться в особенностях психики данного подростка и учитывать их как при разработке тактики допроса, так и в ходе самого допроса – а также для установления психологического контакта и формулирования вопросов. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.
Одной из особенностей допроса несовершеннолетнего обвиняемого является согласно ст.49 УПК РФ обязательное участие защитника. Допрос производится только в присутствии защитника, и поэтому данное обстоятельство следует учитывать при планировании допросов и разработки их тактики. Если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве
Несовершеннолетний обвиняемый допрашивается в кабинете следователя. Если он не содержится под стражей в следственном изоляторе, то вызов его на допрос лучше произвести через родителей или других законных представителей. Обстановка кабинета, где производится допрос, должна вызывать у несовершеннолетнего сугубо деловые ассоциации и настроение, ничто не должно отвлекать его внимание.
Для получения от несовершеннолетнего правдивых показаний необходимо установить с ним психологический контакт, под которым понимается система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии, информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Установление психологического контакта с допрашиваемым – условие получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в период допроса, но и в последующий период работы с данным участником процесса. Установлению необходимого «контакта» способствует порой отвлеченная беседа на интересную для несовершеннолетнего тему (о книгах, спорте, любимых занятиях, друзьях). Допрос малолетнего свидетеля дошкольного возраста можно начать с любимой для него игры.
При выборе тактических приемов надо учитывать недостаточный уровень развития несовершеннолетнего, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазированию. Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допрашиваемого, как внушаемость и воображение. «Внушение — психическое воздействие одного человека на другого — имеет место в основном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие» [5, с. 12]. Элементы воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактеризовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы восприятия фантазированием. Учитывая это, лицо, производящее допрос, должно путем постановки контрольных вопросов выяснять источники осведомленности допрашиваемого, уточнять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изложил свое умозаключение.
Особенности эмоциональной возбудимости и общей подвижности человека должны учитываться и в момент воспроизведения факторов и явлений при допросе. С меланхоликом следует быть особенно терпеливым и настойчивым. Быстрая смена настроений у сангвиника позволяет избрать наиболее благоприятный момент для выяснения интересующих вопросов. Склонность к быстрым взрывам у людей с холерическим темпераментом обязывает допрашивающего быть внимательным и предупредительным. Немаловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера несовершеннолетнего (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.).
Допрос несовершеннолетнего обвиняемого начинается, по общему правилу, с выяснения его отношения к предъявленному обвинению. Однако, в связи со спецификой возраста обвиняемого, ему должно предшествовать разъяснение следователем совместно с защитником сущности и содержания предъявленного обвинения. Заслуживает внимания рекомендация профессора Л. Л. Каневского о возможности выяснения у обвиняемого признает ли он себя виновным, не в начале допроса, а в конце [6, с. 33]. Действительно, такой вопрос, заданный в самом начале допроса, может вызвать у подростка эмоциональное напряжение, которое будет мешать дальнейшему допросу.
Свободный рассказ несовершеннолетнего обвиняемого не рекомендуется прерывать, даже если подросток и отвлекается от изложения обстоятельств дела, так как связь между освящаемыми событиями может быть более сложной. Задача следователя заключается в том, чтобы, не сообщая допрашиваемому фактов, полученных из других источников, помочь несовершеннолетнему изложить свои показания в логической последовательности.
Немалую сложность в конфликтной ситуации допроса представляет предупреждение и разоблачение ложных показаний обвиняемых. Мотивами дачи ложных показаний обвиняемым могут быть: повышенная стыдливость; стремление прослыть утвердить себя во мнении окружающих; нежелание «выдать» своего товарища; боязнь физического наказания со стороны родителей за содеянное и др.
Допрашивая лгущего несовершеннолетнего, следователь не может избежать определенного психологического воздействия на него с целью получения правдивых показаний. В этом нет ничего противозаконного или аморального (если только это воздействие не содержит элементов обмана или насилия, т.е. является правомерным). Известны следующие методы правомерного психологического воздействия на личность допрашиваемого: метод убеждения, метод изобличения, метод правомерного внушения посредством требования, просьбы, предложения, совета, предостережения и предупреждения; метод эмоционального эксперимента.
В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. Более целесообразно в ходе допроса делать черновые записи показаний, которые не так заметны для допрашиваемого и не отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним.
Допрос несовершеннолетнего имеет существенные процессуальные, тактические и психологические особенности по сравнению с допросом взрослого. Особый порядок производства дел о несовершеннолетних, в том числе допросов несовершеннолетних, основывается на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав. В завершении следует отметить, что вопросы тактики допроса несовершеннолетнего обвиняемого представляют определенную сложность и требуют дальнейшего детального исследования.
Список литературы:
- «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» // Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для российских судей. М., 1999. С. 66-71.
- Там же.
- Борисов Н.Л. О некоторых тактических моментах допроса несовершеннолетнего обвиняемого // Сибирский Юридический Вестник. — 2001. — № 3. — С. 56-58.
- Лобусев Р.Н., Евсюкова Е.В. Допрос несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых // Закон и право. — 2007. — №10. — С. 24-25.
- Морев М.В. Состояние и динамика преступности несовершеннолетних // Проблемы развития территории. — 2011. — №2. — С. 36-37.
- Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. – Красноярск, 1991. – 250 с.[schema type=»book» name=»О НЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО» author=»Хомутова Яна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]