Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Последние несколько лет для гражданской авиации отпечатались черным пятном. Множество последних авиационных происшествий, с участием самолетов российских авиакомпаний, произошли от банальной халатности как организационных структур, обеспечивающих передвижение воздушных судов, так и непосредственных участников воздушного движения (летчиков, диспетчеров). Такие происшествия зачастую заканчиваются крайне трагично для пассажиров и экипажа самолета. Выявить нарушителя, преступника в данном случае бывает очень сложно, так как цепочка ответственных лиц за каждое действие уходит по различным функциональным иерархиям. Расследование авиационных происшествий сложный процесс, имеющий ряд особенностей, которые будут рассмотрены в настоящей статье.

Все авиационные происшествия делятся на три вида:

1). Самый сложный вид происшествия для последующего расследования — это авиакатастрофа, повлекшая гибель людей, разрушение или повреждение самолета.

2). Авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель людей и непосредственное разрушение самого воздушного судна;

3). Неисправности, преднамеренные поломки воздушного судна, которые были обнаружены на стоянке [1].

Также можно было бы выделить в отдельный вид, в связи с последними событиями, и организацию передвижения транспорта на взлетной полосе, которая по халатности сотрудников диспетчерской привела к негативным последствиям.

Итак, рассмотрим каждый вид происшествия по отдельности.

Авиакатастрофа, повлекшая гибель людей, разрушение или повреждение воздушного судна. Рассматриваемое авиационное происшествие включает в себя следующую группу происшествий: 1) столкновение воздушных суден при воздушном передвижении (полете) в сложных метеорологических условиях или ночью — установить данную причину не так сложно, так как всегда имеются конкретные данные специальных служб о погодных условиях на участке столкновения судов; 2) Разрушение воздушного судна при непосредственной и запланированной посадке, произошедшее в результате отказа (неисправности) взлетно-посадочных механических систем — в данном случае следствию необходимо установить, в результате чего произошел отказ механических систем, и имела ли место быть преднамеренная поломка деталей до отправления самолета в начальном пункте; 3) Схожие особенности с предыдущей группой при расследовании имеют обстоятельства падения воздушного судна в результате потери летчиками управления, а также отказа (критичной неисправности) в работе двигателя и иных механических устройств. Такие случаи классифицируют как причины конструктивных недостатков воздушного судна (флаттер и прочие); 4) Еще одна очень сложная для следствия группа это авиационные происшествия в случае взрыва воздушного судна или пожара, здесь следствие будет обращать к криминалистической взрывотехнике; 5) Столкновение воздушного судна с преградами при взлете и посадке. Данную группу на наш взгляд, следует отнести к отдельному виду авиационных происшествий, о котором мы упомянули ранее, так как здесь могут иметь место упущения при организации передвижения транспорта на взлетной полосе, которая по халатности сотрудников диспетчерской привела к негативным последствиям.

В первую очередь при расследовании авиакатастрофы должны быть проверены все версии о её механических (технических) причинах. Для этого следствию понадобятся высококлассные специалисты в рассматриваемой области. Ввиду актуальности вопроса остановимся на одной причине [2]:

— организация полетов с нарушением установленных правил, а также предварительная подготовка экипажа воздушного судна, не соответствующая установленным требования. Правила организации полетов, начиная с посадки летчиков за штурвал воздушного судна, заканчивая приземлением в конечном пункте,  не подлежат варьированию со стороны участников рассматриваемого процесса, так как малейшее отступление от правил грозит гибелью пассажиров. К неправильной организации можно отнести; неудовлетворительная подготовка авиатехники к полету; отсутствие специального освещения, сигнальных огней взлетной полосы, системы обеспечения слепой посадки; допуск к полетам с заболеваниями, переутомлением, без предварительной тренировки, нарушения предполетного режима; неисправности радиотехнической аппаратуры и др. Для следствия важно определить, какая причина стала роковой, вследствие чего появилась причина, кто был ответственен за совершение тех или иных организационных, технических действий, ненадлежащее выполнение которых повлияло на причину авиакатастрофы, повлекшей гибель людей, разрушение или повреждение воздушного судна.

Выясняется где и когда произошла авиационная катастрофа или авария, что конкретно наблюдали очевидцы в этот момент, не слышали ли взрывов или сильных хлопков во время полета и в момент удара самолета о землю, не наблюдали ли пламени или шлейфы дыма за самолетом, каковы были цвет и густота дыма, слышали ли шум работавших двигателей перед ударом самолета о землю, каковы были направление и угол снижения самолета, пикировал или планировал самолет до соприкосновения с землей.

К примеру, гибель главы компании  Total в аэропорту Внуково, вызвала широкий общественный резонанс. Таким образом, в рамках расследования уголовного дела был незамедлительно арестован водитель снегоуборочной машины, столкнувшейся с самолетом. Здесь и подтверждается приведенный нами выше аргумент о том, что выявить нарушителя, преступника в данном случае очень сложно, так как цепочка ответственных за каждое действие уходит по различным функциональным иерархиям. Исследовав все обстоятельства происшествия, следствие все таки докопалось дальше простого водителя, также были привлечены четыре сотрудника диспетчерской службы аэропорта, вина которых в авиакатастрофе имеет прямой характер. В рассматриваемом случае были нарушена правила организации передвижения транспорта на взлетной полосе, которая по халатности сотрудников диспетчерской привела к негативным последствиям [3].

Две следующих группы авиационных происшествий также имеют ряд особенностей, и сложностей при расследовании. Поломки самолета, которые были обнаружены на авиационной стоянке. Следует сразу сказать, что поломки в самолете могут появиться в трех случаях: случайно; в случае неосторожности обслуживающего персонала; умышленно.

Для проверки версий в неотложном порядке производятся осмотр поврежденного самолета, места его стоянки и прилегающей местности, площадки для регламентных работ, а также выемка и осмотр документов, относящихся к ремонту и техническому осмотру самолета. Проводится также допрос свидетелей из состава охраны, технического персонала и экипажа самолета, обыск в целях обнаружения орудий поломки, проведение технической и трасологической экспертиз, а также оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения орудий преступления и установления виновных. При обнаружении поломок, причина которых поначалу не ясна, данных для немедленного возбуждения уголовного дела бывает недостаточно. В первую очередь проверяются версии о причине поломки. Проверяются также версии о времени и орудиях поломки и ее виновнике путем осмотра самолета, места стоянки и прилегающий местности, осмотра документов, характеризующих техническое состояние самолета, допроса членов экипажа и лиц из обслуживающего технического состава, а также путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Если поломка, обнаруженная во время полета, не затрагивает органы управления и устойчивости самолета, взлетно-посадочных устройств, то расследование облегчается, поскольку имеются свидетели из состава экипажа и пассажиров, сохранились вещественные доказательства и запись радиообмена («черный ящик»). В плане расследования предусматривается проверка версий о причине вынужденной посадки, характере, причинах и времени поломки. В качестве первоочередных мероприятий для поверки версий проводится осмотр самолета, места вынужденной посадки, взлетно-посадочной полосы, выемка и осмотр технической и летной документации, в том числе магнитофонной ленты с записью радиообмена между экипажем и командно-диспетчерским пунктом, охраны и руководства полетами, судебно-техническая экспертиза, допрос подозреваемого.

Для проверки указанных версий необходимо в неотложном порядке организовать поиск и осмотр частей разрушенного самолета, места его падения и окружающей местности, осмотр трупов, выемку и осмотр технической и медицинской документации, назначить судебно-медицинскую и авиатехническую экспертизу, допросить свидетелей-очевидцев катастрофы. Объектами осмотра в зависимости от характера и последствий происшествия могут быть: место падения или вынужденной посадки самолета вне аэродрома и прилегающая местность, разрушенное воздушное судно (поврежденное) либо его отдельные части, взлетно-посадочные полосы и местность от аэродрома до ближней радиоприводной станции, а также трупы погибших членов экипажа и пассажиров. Необходимо дать указание опечатать ленту с записью радиопередач экипажа, журнал радиообмена командной радиостанции, а при необходимости и другие документы.

Начинать осмотр следует с объектов, которые раньше других могут подвергнуться изменениям в результате спасательных и восстановительных работ, и с объектов, результаты осмотра которых могут оказать влияние на эффективность осмотра других объектов.

Вопросы эксплуатации авиационной техники, организации, подготовки и обеспечения полетов, условий и режима полетов, нарушений правил пилотирования и другие вопросы работы авиации находят подробное отражение в многочисленных документах, которые ведутся различными авиационными службами.

Тщательное изучение этих документов позволяет получить ценную информацию об обстоятельствах авиационного происшествия. В зависимости от характера авиационного происшествия осмотру подлежат: полетный лист данного экипажа; журнал хронометража полетов диспетчера аэропорта; журнал радиообмена командной радиостанции: магнитофонная лента с записью радиообмена между командно-диспетчерским пунктом и экипажем самолета; и др. Кроме того, для следователя могут представлять интерес документы, отражающие состояние авиационной техники: технические формуляры на самолет и двигатель, паспорта на отдельные агрегаты и приборы, журналы учета поломок и отказов авиатехники.

По делам данной категории назначается несколько видов экспертиз. Авиатехническая экспертиза включает исследования в области авиационной техники, пилотирования, штурманской, радиотехнической и навигационной службы, аэродромно-технического обслуживания и др. Объектами судебно-медицинской экспертизы являются не только трупы и их части, но и живые лица, а также вещественные доказательства. Ряд судебно-медицинских вопросов, касающихся происхождения авиационной травмы и механизма ее образования, решает комплексная экспертиза в составе судебного медика и специалиста в области авиационной физиологии. Криминалистическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий находит применение главным образом в случаях необходимости трасологических исследований, определения целого по частям, исследования документов и идентификации личности погибших. При необходимости исследования магнитофонной записи радиообмена между экипажем и командно-диспетчерским пунктом используются возможности акустической экспертизы. Ценность магнитофонной ленты радиообмена заключается не только в том, что она позволяет дословно восстановить смысловое содержание докладов летчика и команд руководителя полетов и хронометрически установить точное время эволюции полета, но и в том, что по магнитофонной записи радиообмена представляется возможность изучить речевые особенности участников радиообмена и таким образом идентифицировать каждого из них, определить, кому принадлежит каждая команда, изучить изменения в характере речи каждого участника радиообмена. В отдельных случаях по магнитофонной записи можно приблизительно определить отдельные параметры пространственного положения самолета в воздухе. В зависимости от характера происшествия в качестве свидетелей допрашиваются очевидцы из числа летного и технического состава, диспетчерской службы, работники, осуществлявшие подготовку и обеспечение полетов, а также лица, оказавшиеся в районе вынужденной посадки или падения самолета, спасшиеся члены экипажа и пассажиры, работники авиаремонтных мастерских, групп регламентных работ.

Итак, расследование авиационных происшествий это сложный многогранный процесс, требующий применения множества следственных действий. Расследование авиационных происшествий всегда требует специальные знания, ориентированные на исследования различных технических составляющих.

 

Использованные источники.

  1. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
    в СССР и России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (дата обращения: 02.12.14.).
  2. Расследованиеавиакатастроф- National Geographic Channel — Россия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (дата обращения: 02.12.14.).
  3. Криминологический анализ преступлений по должности -Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации// — М.: Статут, 2012. – 406 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ » author=»Барушев Тимофей Павлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found