Как известно, Совет по правам человека Организации Объединенных Наций отвечает за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций.
Однако, в последнее время в деятельности Совета наблюдается усиление крена в работе Совета в сторону сведения политических счетов, безосновательного менторства, шельмования государств по политическим мотивам. Это в первую очередь связано с украинским кризисом.
Специалисты отмечают, что практически невозможно выделить четкий набор параметров эффективности деятельности по защите прав человека Совета по правам человека ООН. Разумнее было бы рассматривать тот или иной тип его правозащитной работы в широком диапазоне разноуровневых критериев — гражданских, политических, экономических, социо-культурных, которые в зависимости от внешних и внутренних факторов были бы максимально гибкими. Кроме того, результат правозащитной работы имеет свою специфику. В случае работы с ценностями, будь это демонстрация позиции в той или иной форме или целенаправленная просветительская работа, — результатом зачастую является сам процесс. Многие правозащитные организации работают сегодня ради процесса, в связи с чем эффект их деятельности невозможно измерять результативными характеристиками, к их активности необходимо применять характеристики процесса [4].
Россия не раз отмечала, что намерена добиваться устранения «двойных стандартов» в том числе и в работе Совета по правам человека ООН.
В сфере защиты прав человека и деполитизации решений, сказано на официальном сайте российского МИДа. В сообщении российского внешнеполитического ведомства говорится, что Россия «намерена приложить максимум усилий к тому, чтобы работа Совета ООН по правам человека была максимально деполитизирована, способствовала укреплению международного режима защиты прав человека, а также повышению эффективности данного направления деятельности ООН» [8].
Так, Совет по правам человека ООН неоднократно критиковал Израиль за нарушения, но при этом игнорировал или ограничивался скромным реагированием на сопоставимые или более серьезные ситуации. Например, в свое время небольшой группе государств, традиционно выступающих в поддержку прав человека, удалось добиться проведения спецсессии по Шри-Ланке, где правительственными войсками только что были убиты несколько тысяч жителей, насильственно удерживавшихся «тиграми», и еще 300000 были интернированы после завершения разгрома боевиков. Вместо того чтобы требовать независимого расследования военных преступлений с обеих сторон, Совет в целом поддержал правительство, закрыв глаза на нарушения с его стороны, и сосредоточившись на нарушениях со стороны ТОТИ [3].
Наглядным примером манипулирования, используемого для подавления независимых голосов, служит история с Кубой, даже, несмотря на обозначившийся в последнее время диалог с США, главный ориентир Гаваны — рассмотрение ситуации в стране в рамках механизма универсального периодического обзора. Поскольку само обсуждение проводится преимущественно представителями правительств, Куба сделала все возможное и невозможное, чтобы как можно больше дружественных ей государств высказались в ее поддержку, что в условиях ограниченного регламента, естественно, сузило возможности для критики. Когда подошло время неправительственных организаций, правительство постаралось нивелировать эффект, организовав высказывания в поддержку от десятков лояльных общественных объединений. Эти усилия позволили Гаване отрицать, хотя и не слишком убедительно, что в стране есть какие-то политзаключенные или ограничивается свобода слова [1].
Совет ООН по правам человека – это межправительственный орган и одним из его достоинств традиционно являются широкие возможности учета независимых голосов. Независимые эксперты и докладчики регулярно представляют свои доклады. Неправительственные организации добавляют свою позицию. Отдельное слово имеет Управление верховного комиссара ООН по правам человека. Все эти составляющие служат укреплению принципов независимости и беспристрастности при оценке Советом по правам человека нарушений в том или ином государстве.
Совет по правам человека должен проявлять беспристрастность и справедливость. Об этом заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун: «Совет не может быть местом, где царит предвзятость и проявляются особые интересы. Он не может быть местом, где предъявляют претензии к одним странам и игнорируют нарушения прав человека в других», — сказал Пан Ги Мун [7]. Он призывал членов Совета не повторять ошибок Комиссии по правам человека, в которой было усиленное политическое противостояние.
Совет по правам человека ООН как главный правозащитный орган должен уделять надлежащее внимание всему спектру прав человека — гражданским, политическим, культурным, экономическим и социальным, и должен решительно выступать против всех форм нарушений прав человека, в том числе, дискриминации, расизма, нетерпимости и сексуального насилия.
Таким образом, несмотря на очевидный прогресс в сфере защиты прав человека, правозащитные механизмы Совета по правам человека ООН нуждаются в корректировке. Права человека пока еще не стали абсолютным приоритетом в государственной политике и деятельности государственных органов всех стран мира. До сих пор во многих странах нет того необходимого уровня понимания и координации действий всех ветвей власти в обеспечении и защите прав и свобод человека. Предлагаемые Советом по правам человека ООН рекомендации и меры после рассмотрения универсальных периодических обзоров направлены, прежде всего, на совершенствование законодательных, институциональных и контрольных механизмов в сфере прав человека конкретного государства. Странам необходимо полнее использовать правозащитный потенциал Совета по правам человека ООН, институтов гражданского общества, обратить пристальное внимание на роль правового просвещения, формирование социально-активной личности, способной отстаивать свои права и требовать адекватного отношения к своим правам и обязанностям от других участников правоотношений, прежде всего от государственных органов и их должностных лиц.
Также можно предложить Совету по правам человека ООН отказаться от использования прав человека в политических целях. Тема прав и свобод человека нередко используется в ООН в политических целях, в качестве рычага давления в международных отношениях. В некоторых случаях под предлогом необходимости прекращения нарушений прав человека совершались еще более масштабные нарушения, как, например, при вторжении США в Ирак и Афганистан. Положение, при котором в одних случаях преувеличиваются проблемы с реализацией прав и свобод, а в других — преуменьшаются или замалчиваются, неизбежно оказывает негативное воздействие на эффективность международного сотрудничества в области прав человека, подрывает доверие к системе международного сотрудничества в области прав человека в целом.
Совет по правам человека ООН долен уделять пристальное внимание рассмотрению принципа уважения прав человека в контексте других принципов международного права, так как недопустимо противопоставление различных принципов международного права. С одной стороны, недопустимо, ссылаясь на принцип уважения прав человека, вмешиваться во внутренние дела других государств, с другой стороны — нельзя ссылками на принцип уважения государственного суверенитета прикрывать нарушение принципа уважения прав человека. Следует, однако, отметить, что соотношение данных принципов исторически подвижно и некоторые вопросы, которые ранее было принято считать входящими во внутреннюю компетенцию государств, в настоящее время могут быть предметом обсуждения на международном уровне [6].
Одной из главных проблем Совета по правам человека ООН является отсутствие универсальности. Сами договоры о правах человека универсального уровня пока что не стали в достаточной степени универсальными. Применительно к механизмам их имплементации универсальность еще меньше. В тех случаях, когда процедуры имплементации являются факультативными, государства часто не соглашаются на них. Поэтому одной из наиболее важных задач Совета по правам человека ООН в этом направлении является поощрение государств признать соответствующую компетенцию договорных органов по правам человека.
Другой проблемой является то, что контрольные органы нередко дублируют друг друга. В наибольшей степени это относится к процедуре представления и рассмотрения докладов в Совет по правам человека ООН. Большое число докладов в некоторых случаях осложняет задачу государств вовремя подготовить качественные доклады и снижает эффективность всей системы в целом. Например, многие права, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах закреплены более подробно в других международных документах. Поэтому представляется целесообразным в тех случаях, когда государства являются участниками нескольких международных договоров, закрепляющих одно и то же право, более подробно освещать вопрос, относящийся к этому праву, в докладе, представляемом на основании специального договора и лишь в общей форме описывать его в докладе, представляемом на основании международного договора общего характера.
Специальные процедуры — это общее название механизмов, учрежденных Советом по правам человека ООН, и которые занимаются какими-либо конкретными проблемами в области прав человека, либо ситуацией с правами человека в какой-либо стране. Совет по правам человека должен выполнять, анализировать и, при необходимости, совершенствовать и рационализировать все мандаты, процедуры, функции и обязанности Комиссии по правам человека для сохранения системы специальных процедур, экспертных консультаций и процедуры подачи жалоб.
В отличие от договорных органов ООН, специальные процедуры Совета по правам человека ООН могут использоваться вне зависимости от того, является ли государство участником тех или иных международных договоров по правам человека. Кроме того, специальные процедуры дают возможность обращать внимание на ситуацию уже во время совершения нарушений прав человека или даже до того с целью попытаться прекратить такие нарушения или не допустить их. С другой стороны, это оставляет возможность для использования специальных процедур в политических целях. Именно политизация работы Комиссии по правам человека, негативным образом сказывавшаяся на специальных процедурах, была одним из основных аргументов в пользу учреждения Совета по правам человека взамен Комиссии.
К недостаткам специальных процедур можно отнести также дублирование мандатов, причем по мере увеличения количества специальных процедур случаев дублирования становилось все больше. Поэтому необходимо установление более четких критериев использования специальных процедур и выбора экспертов Советом по правам человека ООН.
Для повышения эффективности международного сотрудничества Совету по правам человека ООН следует развивать сотрудничество между неправительственными организациями с одной стороны и международными межправительственными организациями и правительствами — с другой. Между тем, отношение правительств к неправительственным организациям нередко является противоречивым. Правительства, как правило, признают ту роль, которую играют неправительственные организации в поощрении и защите прав человека. Тем не менее, поскольку деятельность неправительственных организаций часто заключается в оказании давления на правительства, последние не всегда склонны сотрудничать с ними [9].
Практически всем странам необходимо укреплять систему обеспечения прав человека через совершенствование норм, институтов, юридических механизмов и правоприменительной практики, создавая благоприятствующие этому экономические условия, поскольку одного законодательства в этой области крайне недостаточно.
Формирование и утверждение таких норм как достоинство человека, свобода и равенство должно возлагаться на все общество, при этом Совет по правам человека ООН должен содействовать повышению уровня информированности. Так, по инициативе ООН во многих странах образование в области прав человека введено в программу школьного образования [2].
Ответственность за наличие правозащитных институтов возлагается на государство, а Совет по правам человека ООН должен оказывать помощь в укреплении этих институтов и в формировании их потенциала. В ряде стран по инициативе ООН, в том числе и в Российской Федерации, созданы независимые национальные комиссии по правам человека для наблюдения за эффективным исполнением законов и норм в области прав человека, институты омбудсмана для защиты людей от произвола государственных должностных лиц, специализированные парламентские органы в области прав человека.
Для обеспечения более широкого подхода к принципу демократии, Совету по правам человека ООН необходимо организовать мероприятия и внедрить правозащитные механизмы в государствах по следующим пяти направлениям.
- Учет интересов меньшинств. В рамках многих «демократических форм» проводятся многопартийные выборы, которые лишают меньшинства доступа ко многим аспектам политической жизни, например, к участию в работе законодательных органов и кабинета министров и службе в армии. Такая изоляция и неравенство стали причиной многих конфликтов.
- Разделение власти. Судебная система должна быть независима, иначе не будет гарантии справедливости правовой защиты при нарушении прав человека.
- Открытость гражданского общества и свобода и независимость средств массовой информации. Общественный контроль и отчетность государства играют важную роль, тем не менее, в 5% стран государство само осуществляет контроль за средствами массовой информации.
- Прозрачность (транспарентность) процесса разработки политики. Экономическая политика не должна разрабатываться за закрытыми дверями. Это нарушает право на политическое участие населения и ведет к формированию дестабилизирующей обстановки.
- Ограничение коррумпирующего воздействия крупных капиталов. Необходимо создать такие условия, чтобы голос народа и общественные интересы смогли бы перекрыть настойчивость лоббистов, ратующих за особые интересы корпоративных организаций [5].
Совет по правам человека ООН должен направить свои усилия на борьбу за ликвидацию нищеты — это не только одна из целей в области развития, но и одна из центральных задач в области прав человека в ХХI в. Искоренение нищеты и обеспечение средств к существованию, медико-санитарное обеспечение и образование являются важнейшим условием соблюдения прав человека, так как нищета в сущности есть нарушение этих прав. Государства должны реализовывать свои обязательства в области прав человека в интересах осуществления процессов, направленных на обеспечение социально-экономических и культурных прав самых бедных слоев населения, а также их участие в принятии решений. Право на жилье, медико-санитарное обеспечение и прочие требуют отнюдь не бесплатных услуг и государственных дотаций. Наоборот, необходимы социальные механизмы и политика, которые содействуют расширению доступа к этим правам через рынок (жилье), а также через государство (бесплатное начальное образование и гражданское и общественное просвещение и разработку и внедрение на практике законодательных актов по обеспечению равных возможностей). Таким образом, искоренение нищеты — главная задача Совета по правам человека ООН в области сбалансированного развития человека, а также одна из важнейших в ряду защиты и соблюдения экономических, социальных и культурных прав.
В заключение отметим, что все больше глобальных правил появляется во всех областях — от прав человека до окружающей среды и торговли. В то же время эти правила разрабатываются отдельно друг от друга, что чревато потенциальным конфликтом. Обязательства в области прав человека должны быть отражены в единых правилах, которые может разработать Совет по правам человека, поскольку именно они сегодня оказывают определяющее воздействие на национальную политику.
Совет по правам человека ООН представляет собой новый этап сотрудничества в области прав человека. Обладая более продолжительными и частыми сессиями, возможностью (обязанностью) докладывать непосредственно Генеральной Ассамблее, обязанностью проводить обзор соблюдения всеми государствами (а не выборочно) их обязанностей и обязательств в области прав человека, он может превратиться в более сильный и эффективный механизм, чем Комиссия по правам человека. С другой стороны, нельзя забывать, что полномочия и функции, которыми он наделен, отражают лишь часть реформы. Главная ответственность ложится на сами государства, которые должны выразить свое желание «реально» наделить Совет полномочиями в соответствии с его мандатом. Особо стоит подчеркнуть, что международные институты не вправе каким-либо образом подменять государства в лице их органов, осуществляющих деятельность в области прав человека, а могут лишь содействовать государствам в улучшении состояния в области прав человека.
Список источников
- Доклад Amnesty International 2013 «Права человека в современном мире» [Электронный ресурс]. – Информационный портал Российский бизнес/ https://www.rb.ru
- Зябкин А.И. Организация Объединенных Наций (ООН) — универсальная международная организация общей компетенции. Монография. – М.: Знание, 2008. С. 274-278.
- Кеннет Рос. Эскалация нападок на правозащитные институты, организации и активистов [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Совета по правам человека ООН /www.hrw.org/es
- Козлов С.Г. Деятельность международных организаций: правозащитные аспекты // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. – Орел: ОРАГС, 2009. С. 273-274.
- Моисеенко К.А. К вопросу о возможных направлениях совершенствования международной правозащитной системы // Российское право на современном этапе: материалы IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 17 апреля 2009 года. – Ростов н/Д: РИНХ, 2009. С. 43-44.
- Осавелюк А.М. Проблема защиты прав человека современным международным правом // Закон и право. 2010. № 5. С. 5-6.
- Совет по правам человека не может быть местом, где царит предвзятость. 25.01.2011 г. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Организации Объединенных наций /un.org
- Участие Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе сегмента высокого уровня 16-й сессии Совета ООН по правам человека, Женева, 28 февраля 2011 года [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации/www.mid.ru
- Шульга Р.Ю. Защита прав человека неправительственными правозащитными организациями: теоретические и практические аспекты. Монография. — М.: Юрист, 2009. С. 58-65.[schema type=»book» name=»Об эффективности правозащитной деятельности Совета по правам человека ООН» description=»В данной статье анализируются проблемы правозащитной деятельности Совета, по правам человека ООН; представлен авторский взгляд на эффективность международного сотрудничества Совета по правам человека ООН; обосновывается необходимость корректировок правозащитных механизмов Совета по правам человека ООН; вносятся предложения для обеспечения более широкого подхода к реализации принципа демократии.» author=»Кокоева Луиза Темболатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]