В условиях колоссальных и повсеместных изменений в современном мире опасность новых угроз, как внешних так и внутренних возрастает. Именно государство является основным субъектом обеспечения национальной безопасности. А государственным средствам противодействия угрозам разного характера и степени опасности отводится особое место. В мае 2015 г. Государственным советом КНР была выработана и опубликована очередная Белая книга «Военная стратегия Китая» [1]. Настоящий документ содержит следующие разделы: обстановка в сфере национальной безопасности; задачи и стратегические миссии армии; стратегия активной обороны; формирование и развитие военных сил; военная подготовка; сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности. Настоящий документ является основным документом
стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты КНР, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности КНР и обеспечение устойчивого развития страны.
Основным нормативным правовым актом по данному вопросу является закон КНР «О национальной безопасности» [2], который регламентирует основные принципы и содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности, полномочия и функции органов государственной власти, а также содержание системы обеспечения национальной безопасности. Предметом регулирования закона «О национальной безопасности» является безопасность как целом, так и национальная безопасность в частности; исходя из содержания данного понятия, ее недопустимо отождествлять с понятием «безопасность». Безусловно, это является положительным моментом. Основываясь на современных китайских научных исследованиях [3] и положениях, действующих нормативных правовых актов, можно считать понятие «безопасность» более широким, чем «национальная безопасность».
В соответствии со статьей 2 Закона КНР «О национальной безопасности» под последней понимается состояние относительного отсутствия внешних и внутренних угроз государственной власти, суверенитету, единству и территориальной целостности, благосостоянию народа, устойчивому социально-экономическому развитию и другим важнейшим государственным интересам, а также способность обеспечивать устойчивое состояние безопасности.
Анализ терминов «безопасность» и «национальная безопасность» демонстрирует их единую сущность – состояние защищенности государства, в условиях которого гарантируются развитие личности, общества и государства и защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз.
Ряд китайских авторов рассматривают национальную безопасность в ключе безопасности нации, прежде всего безопасности личности (права и законные интересы), общества (благосостояние народа), государства (суверенитет, единство и территориальная целостность) [4, с. 12].
Формулируя дефиницию национальной безопасности, следует отметить, что различные авторы дают отличающиеся в некоторой степени определения. Ученые трактуют национальную безопасность как основные направления деятельности государства, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе, в которых находит свое отражение его сущность и социальное назначение [5, с. 21].
В свою очередь, Син Вэнпин предлагает понимать под национальной безопасностью — состояние государства и народа, которое характеризуется закрепленной на законодательном уровне защищенностью от внешних и внутренних угроз, а также возможностью их совместного устойчивого развития, социалистической модернизации, реализации великого возрождения китайской нации [6, с. 31].
Не вступая в дискуссию, согласимся с мнением Син Вэйпина, который рассматривает национальную безопасность как состояние защищенности от различных угроз [6, с. 32]. В целом можно сделать вывод о том, что безопасность – это дело всего народа, общегосударственная задача, ориентированная на охрану политической системы демократической диктатуры народа и социалистической системы с китайской спецификой, охраны основных интересов народа, национальных интересов страны. Достигается она проведением единой государственной политики, поддержанной всем народом, а также разумной и согласованной системой мер, адекватных опасностям и угрозам жизненно важным интересам общества и государства.
Резюмируя, отметим, что категория «национальная безопасность» является универсальной и может использоваться в различных областях и употребляться применительно ко многим процессам. В дефиниции
данного понятия в подавляющем большинстве случаев присутствуют
слова «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, прав граждан, населения».
Руководствуясь всем вышеизложенным под национальной безопасностью в современных условиях можно понимать государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в различных сферах (военной, политической, общественной, в том числе миграционной, пограничной, продовольственной, экономической, экологической, информационной.
Литература:
- 中国的军事战略(2015年5月). 中华人民共和国国务院新闻办公室. URL: . Военная стратегия Китая (май, 2015): Информационное бюро Государственного совета КНР / пер. А.Ю. Манцурова.
- 中华人民共和国国家安全法(2015年7月1日第十二届全国人民代表大会常务委员会第十五次会议通过中华人民共和国主席令第二十九号公布) // URL: . О национальной безопасности: Закон КНР (принят на 15-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 1 июля 2015 г., обнародован Указом Председателя КНР от 1 июля 2015 г. № 29) / пер. А.Ю. Манцурова.
- 国家安全理论研究 / 徐则阳. – 贵阳.: 贵州大学出版社. 2015. 347页 / Исследовании теории национальной безопасности КНР: монография / Сю Дзэян. – Гуйян.: Университет Гуйджоу. 2015. 347 с.
- 国家安全立法研究 / 李竹. — 北京.:北京大学出版社. 2010. 251页/ Исследование правового регулирования национальной безопасности КНР: монография / Ли Джу. – Пекин.: Пекинский университет. 2010. 251 с. / пер. Манцуров А.Ю.
- 国家安全法通论 / 边和平, 潘盘甫编著. -青岛.:中国海洋大学出版社. 2011. 239页 / Общие положения закона о национальной безопасности / Бень Хэпин, Пань Панфу. – Циндао.: Университет Хайян. 2011. 239 с.
- 硕士学位论文 «新安全观视野下的中国国家安全». — 邢文萍.: 山东师范大学 . 2008. 46 с. / автореферат на соискание ученой степени докт.юрид.наук «Новая концепция безопасности Китая с точки зрения национальной безопасности». — Син Вэнпин.: Шаньтунский педагогический университет. 2008. 46 с. / пер. Манцуров А.Ю.[schema type=»book» name=»Об определении понятия «национальная безопасность» (на примере Китайской Народной Республики)» description=»Предметом исследования являются нормативные правовые акты КНР, а также научные труды Китая по рассматриваемой теме. Объектом исследования являются закономерности и тенденции развития общественных отношений, складывающиеся в КНР в процессе обеспечения национальной безопасности. Автор подробно рассматривает некоторые положения Закона КНР «О национальной безопасности», а также точки зрения китайских ученых-административистов. Подробно рассматриваются основные точки зрения ученых на определение понятия «национальная безопасность».» author=»Манцуров Александр Юрьевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]