Медицинские или фармацевтические услуги, предлагаемые населению, зачастую носят нелегальный характер, поскольку производятся лицами, не имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности либо вовсе не имеющими образования соответствующего профиля. Последствия от деятельности указанных лиц могут быть крайне разнообразными: начиная от вреда здоровью человека различной степени тяжести, заканчивая летальным исходом.
Примечательно, что причины обращения граждан к сомнительным специалистам могут заключаться как в недоверии официальной медицине, так и в росте популярности телепередач об оказании помощи представителями нетрадиционной медицины. Причины оказания нелегальных медицинских или фармацевтических услуг населению сводятся, как правило, к корыстной заинтересованности лиц, их осуществляющих либо основываются на психологических факторах (например, желание лица приобрести репутацию универсального специалиста, «гения» во всех областях медицинской деятельности).
Полученная нами из Главного информационно-аналитического Центра МВД России статистика зарегистрированных случаев незаконного занятия медицинской или фармацевтической деятельностью за последние пять лет не полностью, с нашей точки зрения, отражает реальную динамику преступлений в данной сфере в силу их повышенной латентности. Однако даже представленные цифры вызывают тревогу и требуют принятия эффективных мер по уменьшению уровня преступности в данной сфере. Одной из таких мер выступает разработка четко сконструированных уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нелегальное занятие медицинской или фармацевтической деятельностью. Вместе с тем, имеющаяся на сегодняшний день ст. 235 УК РФ, предусматривающая ответственность за такие деяния, не совершенна и нуждается в корректировке. Теоретические разработки по заявленной теме исследования также весьма малочисленны. В диссертационных исследованиях таких ученых как Илона Олеговна Никитина, Виталий Владимирович Татаркин и Мариет Магометовна Малахова имеются поверхностные подходы к исследованию признаков рассматриваемого преступления и несовершенству законодательной техники построения статьи 235 УК РФ.
Все вышесказанное обусловливает актуальность заявленной темы исследования и требует ее детальной проработки в целях выявления теоретических и практических проблем применения ст. 235 УК РФ и поиска путей их решения.
Первый правовой просчет законодателя видится в его необоснованном подходе к месту расположения нормы, предусматривающей ответственность за незаконное занятие медицинской (фармацевтической) деятельностью.
В настоящее время указанная норма расположена в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» [9, с.297]. Однако, учитывая, что основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является здоровье человека, то в целях соблюдения порядка построения уголовно-правовых норм, следует переместить указанную норму в логически более подходящую в данном случае главу – Главу 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья» [9, с.114], где содержатся однородные по объекту преступления. На необходимость таких изменений указывают и некоторые юристы-правоведы, в частности, И.О. Никитина [4, с.10].
Следующая проблема видится в том, что вне зависимости от вида состава данного преступления (является материальным, то есть для квалификации данного преступления по статье 235 УК РФ и привлечения виновного к уголовной ответственности необходимо наступление общественно опасных последствий в виде причинения вреда здоровью человека или смерти) ответственность в зависимости от причинения вреда различной степени тяжести (на легкий, средней тяжести и тяжкий) [7, с.2] в диспозиции статьи не дифференцирована, что влечет за собой несоблюдение принципа справедливости (одного из базовых в российском законодательстве), поскольку различные по степени общественной опасности последствия влекут одинаковое наказание.
Также, отсутствие квалифицирующего признака в ст. 235 УК РФ, выделяющего в качестве последствий причинение по неосторожности смерти двум и более лицам, по-нашему мнению, совершенно не оправдано. Существенный перепад в уровне общественной опасности, в случаях, когда по неосторожности смерть причиняется не одному, а двум и более лицам, дает основание для конструирования особо квалифицированного состава преступления, предусмотренного ст. 235 УК РФ.
Как мы видим, диспозиция нормы, закрепленной в ст. 235 УК РФ с учетом современных реалий, уже не соответствует необходимому объему объективных потребностей охраны жизни и здоровья пациента в сфере здравоохранения.
Кроме того, за рамками ст. 235 УК РФ осталась деятельность так называемых «народных целителей» (знахарей, врачевателей, колдунов, экстрасенсов и пр.). Их деятельность сложно назвать медицинской ввиду того, что согласно п.10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью является исключительно профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях [6, с.2].
Эти факторы влекут за собой возникновение определенных проблем для правоприменителя в части квалификации содеянного по статьям Особенной части УК РФ. На практике такие преступления квалифицируют по статьям главы 16 УК РФ (то есть по ст.111 или др.).
Так, Амурская городская прокуратура предъявила обвинение Александру Маркову в умышленном причинении смерти гр-ну Д. (ч. 1 ст. 105 УК). Следствием было установлено, что Марков, считая себя народным целителем, не имея специального образования, взялся избавлять людей от алкоголизма настоями трав. В сбор растений, на основе которых изготавливалось снадобье, входили и ядовитые растения. За каждый прием брал плату с граждан в размере 600 руб. Гражданин Д., употребив раствор «знахаря», скончался. За аналогичное преступление Марков привлекался к уголовной ответственности в 2001 г. [1, с.1]
В Омске в течение последних лет было возбуждено несколько уголовных дел. Обстоятельства наиболее интересного из них: задержан трижды судимый «народный целитель» Анатолий Пашков. Специального образования — медицинского или фармакологического, у 37-летнего «целителя» не было. Лечил он от всех недугов одним и тем же «лекарством» — водкой «Довгань», которую больные приносили с собой. Пашков настаивал на водке свои травы и поил настойкой пациентов. За лекарство брал от 100 до 1500 руб. в зависимости от тяжести заболевания. Впоследствии экспертиза показала, что в этих настойках было повышенное содержание сурьмы и мышьяка. Пашков лечил жителей Омска и его окрестностей почти два года, пока им не заинтересовалась налоговая полиция. Лицензии у «целителя» не было, и со своих заработков он не платил налогов. Пашкова задержали и возбудили уголовное дело по двум статьям: незаконное занятие частной медицинской практикой (ст. 235 УК) и незаконное предпринимательство (ст. 171) [2, с.1].
Считаем, что подобная квалификация преступлений является недопустимой для правоприменителя.
Кроме того, запрет на незаконное занятие народной медициной (целительством), по нашему мнению, необходимо закрепить в самостоятельной статье УК РФ. Основанием для такого разделения является существенное различие в способах и методах профилактики и лечения заболеваний, применяемых в народной медицине и в медицинской деятельности профессиональными врачами. Вместе с тем, закрепление ответственности за незаконное занятие народной медициной в отдельной статье имеет не только уголовно-правовое, но и криминологическое обоснование, поскольку это даст возможность дифференцировать ответственность народных целителей — шарлатанов и позволит более существенно предупреждать данный вид преступного посягательства.
Обобщив вышесказанное, мы пришли к выводу о целесообразности и логичности изложения статей, предусматривающих ответственность за незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности и народной медицины (целительства), с учетом их предлагаемого положения в структуре Уголовного Кодекса РФ в следующей редакции:
Статья 124.1. Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности
- Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается…
- Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказываются…
- Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются…
- Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются…»
Статья 124.2. Незаконное занятие народной медициной (целительством)
- Занятие народной медициной (целительством) лицом, не имеющим диплома целителя, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается…
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,— наказывается…
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается…
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается…»
Список библиографии:
- Генеральная Прокуратура Российской Федерации. Народный целитель привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение смерти человеку [Электронный ресурс] //
- Епифанова Е.В. Общественная опасность как критерий криминализации деяний представителей альтернативной (неконвенциальной) медицины (целителей) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2012. – № 5. [Электронный ресурс] //
- Малахова М.М. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью: автореф. дисс., канд.юрид.наук. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Никитина И.О. Преступления в сфере здравоохранения (законодательство: юридический анализ, квалификация, причины и меры предупреждения): автореф. дисс., канд.юрид.наук. – Нижний Новгород, 2007.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ: принят Гос.Думой Федер. Собр. Рос. Федерации04.2011: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27.04.2011 // Российская газета. – 2011. – 6 мая.
- Об основах здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ: принят Гос.Думой Федер. Собр. Рос. Федерации11.2009: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 09.11.2011 // Российская газета. – 2011. – 23 ноября.
- Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 № 194н // Российская газета. – 2008. – 5 сентября.
- Татаркин В.В. Преступления медицинских работников против жизни и здоровья: автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2007.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации05.1996: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05.06.1996 // Российская газета. – 1996. – 25 июня.[schema type=»book» name=»НЕЗАКОННОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИЛИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ» author=»Кадомцева Елена Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]