Особое место среди универсальных международных договоров, направленных на защиту несовершеннолетних, занимает Конвенция о правах ребенка ООН 1989 года (далее – Конвенция), которая является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, рассматривающим ребенка как субъекта права и определяющим права детей в различных областях их жизнедеятельности. В частности, «ратификация Конвенции заставила отечественных политиков и юристов по-новому взглянуть на проблему обеспечения прав детей в России» [1, с. 35] и привести внутригосударственное законодательство в соответствие с ее положениями.
В структуру Конвенции входит преамбула и три части.
Преамбула разъясняет принципы, на которых базируются все остальные положения Конвенции, со ссылкой на действующие международные нормативные акты по правам человека, и обращает внимание, что признание достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества, в том числе и несовершеннолетних, является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле. Кроме того, сделан акцент на необходимость обеспечения особой заботы и помощи детям, в особенности живущим в трудных условиях, семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия ее членов, а также поставлена задача по воспитанию ребенка в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. При этом признается, что односторонних усилий, предпринимаемых отдельными странами, недостаточно для достижения указанных целей – первостепенное значение имеет международное сотрудничество для улучшения жизни детей в каждом государстве.
Часть первая Конвенции (ст. ст. 1-41) провозглашает несовершеннолетнего самостоятельным субъектом международной правовой системы, закрепляя широкий спектр его прав и свобод и не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них. Объединяющими положениями являются, во-первых, определение ребенка как человека, не достигшего возраста восемнадцати лет, если по закону, применимому к нему, он не достигает совершеннолетия ранее, и, во-вторых, установление общих принципов соблюдения и защиты прав детей, таких как уважение и обеспечение их правового статуса без какой-либо дискриминации, наилучшее обеспечение интересов ребенка и обеспечение его выживания и здорового развития. При этом степень реализации указанных принципов отдельным государством-участником, по смыслу статьи 4, зависит от уровня политического и экономического благосостояния страны.
Проведем краткий постатейный анализ указанной части Конвенции.
Согласно ст. 6 каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Следует отметить, что в данном случае имеется в виду не только его биологическое существование, но и наличие соответствующих условий для роста и развития в благоприятной социальной среде, способствующей самореализации и формированию позитивных личностных качеств несовершеннолетнего. Для осуществления данной цели Конвенция дополнительно закрепляет следующие права ребенка:
1) право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации со стороны любого лица (ст. 19);
2) право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения и восстановления здоровья (ст. 24). В частности, государства-участники реализуют меры по снижению младенческой и детской смертности; по предоставлению медицинской помощи детям; по борьбе с болезнями и недоеданием; по предоставлению матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; по информационному обеспечению населения о здоровье и питании детей, преимуществах грудного вскармливания, гигиене, санитарии среды обитания ребенка; по осуществлению просветительской работы в области медицинской помощи и планирования размера семьи. Более того, признается недопустимым использование такой традиционной практики, которая отрицательно влияет на здоровье детей;
3) право пользования благами социального обеспечения и страхования (ст. 26);
4) право на необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития уровень жизни (ст. 27);
5) право на защиту от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36). Так, статья 32 запрещает экономическую эксплуатацию несовершеннолетнего индивида и выполнение им любой работы, которая представляет опасность для его здоровья, либо служит препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию, посредством установления государствами-участниками минимального возраста приема на работу и требований об условиях детского труда, а также санкционирования соответствующих видов наказания в случае нарушения названных правил. В свою очередь, статья 34 провозглашает защиту ребенка от сексуальной эксплуатации и совращения, категорически запрещая склонять или принуждать его к любой незаконной сексуальной деятельности, использовать детей в незаконной сексуальной практике (например, в проституции, порнографии и т. д.)
В заключение отметим, что в соответствии со ст. 33 государства-участники обязаны принимать все меры законодательного, административного, социального и образовательного порядка для защиты несовершеннолетних от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и не допускать использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.
Далее Конвенция, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, уделяет особое внимание закреплению прав детей как участников семейных правоотношений.
Вследствие этого, семья на международном уровне провозглашена основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия ее несовершеннолетних членов, в связи с чем установлен ее специальный статус и защита, а также принцип уважения прав, обязанностей и ответственности родителей и других законных представителей ребенка при осуществлении ими заботы и ухода за несовершеннолетним членом семьи на основе соблюдения его наилучших интересов.
В частности, страны-участницы признают общую и одинаковую ответственность обоих родителей за содержание, воспитание и развитие ребенка; оказывают необходимую материальную помощь нуждающимся семьям в плане обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27); способствуют развитию сети детских учреждений в целях осуществления присмотра за детьми, родители которых работают (ст. 18). Кроме того, государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями, за исключением случаев, когда совместное проживание с ними противоречит интересам несовершеннолетнего (жестокое обращение, отсутствие заботы и др.) и разлучение происходит на основании вступившего в законную силу судебного решения (ст. 9). Однако и в такой ситуации ребенок имеет право поддерживать на регулярной основе отношения с обоими родителями, даже если они проживают в разных странах.
Статус детей в семье характеризуется набором прав, который позволяет им должным образом жить и развиваться с момента рождения и до достижения совершеннолетия. Так, статья 7 Конвенции содержит положение о том, что ребенок регистрируется сразу после появления на свет и одновременно с этим получает право на имя, право на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу. При этом государства-участники обязуются уважать право малолетнего на сохранение индивидуальности (ст. 8), не допускать незаконного или произвольного вмешательства в его личную и семейную жизнь, а также защищать ребенка от противоправных посягательств на его честь и репутацию, жилище и корреспонденцию (ст. 16).
В свою очередь, ребенок как самостоятельный субъект ювенальных правоотношений вправе свободно выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его интересы (например, в ходе судебного или административного разбирательства), при условии наличия способности ясно их формулировать (ст.12); вправе свободно выражать свое мнение, в том числе искать, получать и передавать информацию в предусмотренной законом форме (ст. 13); имеет право на свободу мысли, совести и религии и право на свободу ассоциации и мирных собраний в рамках национального законодательства (ст. ст. 14, 15).
Государственная защита указанных прав осуществляется путем обеспечения доступа ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, которые в содержательном плане содействуют благополучию и здоровому развитию индивида (ст. 17). В данном процессе особенно важна сейчас роль средств массовой информации, поэтому государства-участники Конвенции специальным образом поощряют распространение полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях сведений, способствуют международному сотрудничеству в области подготовки и обмена различными источниками знаний, поддерживают выпуск и распространение детской литературы, а также уделяют особое внимание языковым потребностям несовершеннолетних, принадлежащих к определенным группам меньшинств или коренному населению, и защищают детей от негативно влияющей на их развитие информации.
Дальнейшее правовое регламентирование индивидуального развития детей ставит перед собой следующие цели: во-первых, способствовать развитию личности, талантов и способностей каждого ребенка; во-вторых, воспитать в нем уважение к правам и свободам человека, родителям, культуре, родине и цивилизациям, отличным от его собственной; в-третьих, подготовить индивида к сознательной жизни в обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; в-четвертых, воспитать в нем уважение к окружающей природе.
Главным средством достижения данных целей служит международное признание и предоставление ребенку права на образование (ст. 28) на основе соблюдения принципов уважения его человеческого достоинства и международного сотрудничества для ликвидации невежества и неграмотности во всем мире.
На первых этапах осуществления образовательного процесса государства-участники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и принимают все необходимые меры по содействию регулярному посещению несовершеннолетними школ, поощряют развитие различных форм среднего общего и профессионального образования, а также обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого. При этом все дети имеют право доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения, в том числе и необходимой для получения образования и профессиональной подготовки информации и материалам.
Дополнительно установлено, что в тех странах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства либо лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к ним, не может быть отказано в праве совместно с другими членами группы пользоваться своей культурой и родным языком, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды (ст. 30).
Вместе с тем, государства-участники соглашаются с тем, что дети в силу особенностей своего физического и психического развития нуждаются в установлении специального режима деятельности, поэтому наравне с правом на образование признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством и творчеством (ст. 31).
Помимо общего правового статуса несовершеннолетних, Конвенция особым образом трактует права детей, живущих в исключительно трудных условиях: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-беженцев и вынужденных переселенцев; детей, неполноценных в умственном или физическом отношении; детей-участников вооруженных конфликтов; детей, оказавшихся в конфликте с законом.
Так, в соответствии со ст. 20 ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь государства. Замена родительского внимания и ухода происходит путем передачи ребенка на воспитание, либо усыновления, либо помещения в соответствующие учреждения с учетом его этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности и родного языка.
В таких случаях государства-участники, руководствуясь приоритетом интересов несовершеннолетнего, обеспечивают его устройство в новую семью согласно действующему законодательству (наличие разрешения компетентных органов, соблюдение процессуальных норм, сбор достоверной информации по делу, согласие законных представителей ребенка и др.) и признают возможность усыновления ребенка в другой стране, если обеспечение ухода за ним на родине является невозможным. Наряду с этим, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы категорически запрещено (ст. 11).
Согласно ст. 22 страны-участницы принимают необходимые меры для обеспечения ребенку-беженцу надлежащей защиты и гуманитарной помощи в пользовании установленными Конвенцией и другими ювенальными актами правами. Детям, не сопровождаемым родителями, также оказывается содействие в поиске членов семьи и получении информации, необходимой для воссоединения с родными. Если родители и другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому, постоянно или временно лишенному своего семейного окружения.
Статья 23 устанавливает, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен жить в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Поэтому в отношении данной категории несовершеннолетних государства-участники проявляют особую заботу с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к образовательным услугам и профессиональной (трудовой) подготовке, медицинскому обслуживанию и средствам восстановления здоровья и отдыха. Кроме того, международное сотрудничество стран способствует обмену соответствующей теме информацией, с тем, чтобы улучшить навыки работы и расширить опыт деятельности в этой области. В итоге, предпринимаемые меры позволяют вовлекать неполноценных детей в активную социальную жизнь и достигать в максимально возможной степени их личностного, культурного и духовного развития.
Правовой статус детей-участников вооруженных конфликтов регламентируется нормами международного гуманитарного права и положениями ст. 38 Конвенции, согласно которым необходимо принимать все возможные меры по недопущению участия лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, в военных действиях, обеспечивать дополнительную защиту и специальный уход за ними. Также государства-участники должны воздерживаться от призыва указанной категории несовершеннолетних на службу в свои вооруженные силы. В то же время, гарантируется физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребенка, ставшего жертвой вооруженных конфликтов, любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток и других жестоких видов обращения и наказания (ст. 39).
Права ребенка, оказавшегося в конфликте с законом, закреплены в ст. ст. 37 и 40 Конвенции.
В частности, в ст. 37 установлены общие правила регулирования уголовно-правового статуса несовершеннолетних: 1) в отношении лица, не достигшего возраста восемнадцати лет, запрещено применять пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, а также смертную казнь и пожизненное заключение; 2) арестовать, задержать или поместить ребенка в тюрьму допустимо только на основании закона и только в качестве крайней кратковременной меры; 3) лишенный свободы ребенок имеет право на гуманное обращение и уважение его достоинства, включая учет возрастных особенностей, отдельное от взрослых содержание, предоставление возможности поддерживать связь с семьей, за исключением особых обстоятельств, право на немедленный доступ к правовой и иной помощи и право оспаривать законность предпринимаемых в отношении него действий государственных органов.
Статья 40 уточняет вышеперечисленные принципы следующим образом. Во-первых, обращение с ребенком, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, должно способствовать развитию его чувства достоинства и значимости, укреплять в нем уважение к правам и свободам других людей и вызывать желание быть полезным обществу. Во-вторых, ребенок не считается виновным в совершении преступления, не предусмотренного нормами международного или национального уголовного законодательства. В-третьих, установлены правовые гарантии защиты прав детей, оказавшихся в конфликте с законом (презумпция невиновности; право знать суть обвинений, включая доступ к свидетельским показаниям; безотлагательное принятие судебного решения в ходе справедливого слушания дела в соответствии с законом и в присутствии адвоката; право обжалования вынесенного судебного решения; право на бесплатную помощь переводчика; право на полное уважение личной жизни на всех стадиях разбирательства дела).
В свою очередь, государства-участники Конвенции должны содействовать принятию национального ювенального законодательства, в том числе соответствующих норм уголовного и уголовно-процессуального права, и созданию системы ювенальной юстиции на своей территории. Первостепенное значение в этой сфере государственной деятельности имеет установление минимального возраста уголовной ответственности и мер по обращению с детьми, подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека. Прежде всего, это осуществление мероприятий по воспитанию и уходу за такими детьми, установление необходимой опеки и надзора, назначение испытательного срока, разработка специальных программ обучения и профессиональной подготовки.
В заключение отметим, что страны-участницы обязуются информировать о принципах и положениях Конвенции всех заинтересованных лиц, используя все надлежащие и действенные средства, в целях полного и всестороннего соблюдения и реализации прав и свобод несовершеннолетних.
Часть вторая Конвенции (ст. ст. 42-45) регламентирует порядок учреждения и функционирования Комитета по правам ребенка как международного наблюдающего органа, который рассматривает результаты выполнения государствами-участниками обязательств, принятых в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка. В содержание докладов входит информация о закреплении в национальном законодательстве прав детей, установленных Конвенцией, о достигнутом прогрессе в их осуществлении, указываются факторы и затруднения, влияющие на степень выполнения соответствующих обязательств. Со своей стороны, члены Комитета по правам ребенка дают оценку представленным документам самостоятельно либо с привлечением экспертов из определенных областей знаний.
Часть третья Конвенции (ст. ст. 46-54) включает в себя переходные и заключительные положения.
Помимо этого, в рамках Конвенции в 2000 году были приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола.
Первый протокол касается участия детей в вооруженных конфликтах и призван обеспечить международно-правовую защиту несовершеннолетних от последствий их участия в боевых действиях, предотвратить призыв детей на военную службу или их мобилизацию, использование детей в международных и национальных вооруженных конфликтах. Так, в резолюции № 1612 2005 года Совет Безопасности ООН осудил вербовку и использование несовершеннолетних в качестве солдат и другие правонарушения и злоупотребления, которым подвергаются дети в ситуациях вооруженных конфликтов.
Второй протокол устанавливает, что государства-участники запрещают торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию, обеспечивают внесение соответствующих протоколу изменений в национальное уголовное законодательство и принимают все необходимые правовые меры по предупреждению и пресечению указанных преступлений, а также по защите детей-жертв, в том числе на международном уровне в рамках межгосударственного сотрудничества.
На основе данного протокола Экономический и социальный совет ООН в 2005 году принял резолюцию «Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений» в целях обеспечения всеобщего соблюдения прав этой категории несовершеннолетних (в частности, права на достойное обращение и сочувствие, права на защиту от дискриминации, права на получение информации, права быть заслушанным и выражать свои мнения и опасения, прав на эффективную помощь, права на личную жизнь, права на защиту в трудных ситуациях во время процесса отправления правосудия, права на безопасность, права на возмещение, права на специальные профилактические меры).
В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений, который предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребенка жалоб на грубые и систематические нарушения Конвенции и факультативных протоколов к ней странами-участницами. В содержание документа входят общие положения о компетенции и функциях Комитета, регламентация процедур сообщения об имеющих место нарушениях государством-участником прав несовершеннолетних и процедур проведения соответствующих расследований с определением последующих мер реагирования.
Таким образом, Конвенция о правах ребенка ООН 1989 года стала наиболее полным по своему содержанию международно-правовым документом, закрепляющим права и защиту несовершеннолетних и создающим благоприятные условия для их всестороннего и гармоничного развития. В отличие от всех предшествовавших ей международных ювенальных актов, Конвенция провозгласила ребенка субъектом права и ввела ряд новых положений, регламентирующих его правовой статус [2]. Также Конвенция определила роль государств-участников в защите прав детей и обязала их наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка при осуществлении деятельности всех государственных органов и должностных лиц. Примечательно, что большинство норм части первой Конвенции в дальнейшем стали основой для разработки и принятия узкоспециализированных международно-правовых договоров ювенальной направленности.
Список литературы:
- Бородина М. И. Место и роль ювенальной юстиции в демократизации российского общества//Философия социальных коммуникаций. – 2013. — № 2 (23). – С. 34-40.
- Виноградов В. В. Теоретические проблемы правового статуса личности: учеб.-методич.пособие. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 88 с.
- Справочник сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних/Новосельцева Е. А., Довнар О. В. – М.: Объединенная редакция МВД России, 2006 г. – 416 с.[schema type=»book» name=»МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАТУСА РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» author=»Бородина Марина Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]