Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ В КИТАЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ В КИТАЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

В начале восьмидесятых годов XX века в Китае начались реформы, которые значительно изменили китайское общество. Главные усилия правительство страны направило на формирование новой экономической системы – социалистической рыночной экономики.  Так называемая «китайская модель» подразумевала ускоренный экономический рост, сопровождаемый политикой открытости, вхождением страны в современную цивилизацию, усилением взаимосвязей с внешним миром [1. с. 203].

Эти явления, однако, не отразились на сфере регулирования средств массовой информации, которые по-прежнему функционируют в условиях жесткого контроля со стороны государства и Коммунистической партии Китая.  В стране до сих пор нет отдельного закона о СМИ, хотя работа над его созданием ведется с начала периода реформ (80-е гг. 20 в.).

Современное китайское законодательство отличается от законодательства стран Романо-германской правовой семьи, так как не включает в себя прямые законы, ориентированные на регулирование деятельности средств массовой информации. В Китае действует Конституция и ряд соответствующих постановлений, актов, административно-правовых норм, имеющих законодательную силу в отношении регулирования деятельности СМИ. Рассмотрим основные законодательные положения, влияющие на медиа отрасль КНР: конституционные основы свободы слова, доступ к государственной информации,  защиту от клеветы.

О свободе слова

Согласно Конституции Китайской Народной Республики 1954 г., для СМИ имеют значение следующие конституционные положения, которые в основном касаются свободы слова.

Статья 35. Граждане Китайской Народной Республики пользуются свободой слова, печати, собраний, объединений, процессий и демонстраций.

Статья 41. Граждане Китайской Народной Республики имеют право на критику и внесение предложений относительно деятельности любого государственного органа или официального лица.

Хотя здесь нет прямого указания на средства массовой информации, Конституция КНР действительно предоставляет основания  прав для СМИ на свободу выражать мнения, публиковать, освещать, и контролировать. Реализация данного права, однако, оговаривается запретом на публикацию материалов, наносящих ущерб «единству, территориальной целостности и суверенитету КНР», идущих в разрез с «базовыми принципами конституции КНР» (приверженность социалистическому пути, руководящей роли Коммунистической партии Китая). [1. с.203]

О доступе к государственной информации.

Положение «О раскрытии правительственной информации» утверждает возможность доступа СМИ к государственной информации. Согласно данному положению, граждане и  организации имеют право получить правительственную информацию, а также вправе обращаться с запросами для получения соответствующей правительственной информации при необходимости данной информации в хозяйственной деятельности, для жизни, в научно-исследовательской работе и другой особой необходимости. Ответу на запрос отводится 15 дней.

В Статье 15  установлены механизмы раскрытия государственной информации: «Правительственная информация, которую органы государственного управления обязаны раскрывать самостоятельно (по собственной инициативе), раскрывается посредством публикации в правительственных бюллетенях, на правительственных веб-сайтах, оглашения на пресс-конференциях, а также с использованием печатных изданий, радио, телевидения и других способов, удобных для информирования широкой общественности».

Конечно, законы не только предоставляют права СМИ, но и определяют их обязанности. В виду особенности освещения СМИ и их безграничного влияния, стало очень важным ограничить их поведение в рамках закона и целесообразности, чтобы не ущемлять интересы граждан и общества.

О защите государственной тайны

Согласно Статье 53 Конституции, граждане Китайской Народной Республики обязаны хранить государственную тайну. Об этом, написано и в прямом законе «О защите государственной тайны КНР» в Статье 3.

В Статье 27 также даётся разъяснение по поводу СМИ: «При редактировании, публикации, издании и распространении газет, журналов, книг, аудио и видеозаписей и электронных публикаций, при производстве и трансляции аудио программ, телевизионных программ и фильмов, при редактировании и публикации информации через Интернет, сети мобильной связи или любые иные общественные информационные сети или средства, следует соблюдать соответствующие меры, касающиеся безопасности, с тем, чтобы не допустить утечки государственной тайны».

О защите от клеветы

Клевета по китайскому законодательству является одновременно и гражданским правонарушением и уголовным преступлением в соответствии с законами «Общие положения гражданского права КНР» и «Уголовный кодекс КНР».

«Общие положения гражданского права КНР» гарантирует: «Граждане обладают правом на изображение. Не допускается использование изображения гражданина в целях извлечения дохода без его согласия» (Статья 100); «Граждане и юридические лица обладают правом на честь и достоинство. Запрещается порочить честь и достоинство граждан и юридических лиц путем оскорблений, клеветы и т. д.» (Статья 101).

Как отмечают китайские исследователи, в настоящий момент намечается отход от командно-административных методов в сфере информационной политики республики. Тем не менее, медиапорядок в КНР пока что сводится к подчинению всех СМИ партийно-государственному идеологическому контролю при значительной независимости редакций в политически нейтральных вопросах, наличию централизованной (нерыночной) медиаэкономики, где коммерческая реклама играет большую роль.[ 2. с. 12]

Очевидно, что в 21 веке Китаю необходим  закон о СМИ для того, чтобы обеспечить правовой статус журналистам, а гражданам более эффективно гарантировать  информационные права, право выражение общественного мнения средствами массовой коммуникации, содействовать СМИ уместно и законно освещать, контролировать и критиковать и в то же время предотвращать злоупотребления свободой  и нанесение вреда  общественным интересам.

Литература

  1. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: аспект Пресс. 2013.
  2. Чжан Жун СМИ и власть в Китае: проблемы взаимодействия. // Автореф. дисс. канд. филол. н. – Москва. 2011.[schema type=»book» name=»ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ В КИТАЕ» description=»В статье рассмотрены основные законодательные положения, регулирующие деятельность средств массовой информации в Китае. Отсутствие отдельного закона о СМИ, по мнению авторов, существенно препятствует развитию отрасли. » author=»Капустина Анна Георгиевна, Цзян СыШи» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found