К современному моменту развития человеческое сообщество признало необходимость и первоочередность установления, реализации и защиты прав детей, поскольку именно они являются особо важной категорией населения как преемники ныне живущих, как будущее поколение продолжателей жизни на Земле. И то, какое будущее ждет людей – мирное сосуществование или же эпоха войн, прогресс науки и искусства или же интеллектуальный и духовный декаданс, добро или зло, — прежде всего, зависит от условий жизни, воспитания, образования и развития современных несовершеннолетних.
Поэтому и на международном уровне, и в рамках национального законодательства Российской Федерации признается важным обеспечить не только демографическую преемственность поколений, но и их позитивную качественную характеристику: для того, чтобы наши дети — будущие взрослые — стали полноправными и активными участниками общественной жизни, истинными патриотами и гражданами своего государства, целесообразно с малых лет воспитывать их в духе общепринятых правил морали и нравственности, поощрять и развивать их творческие способности, обеспечивать достойные условия их жизни и деятельности, по крайней мере, в период несовершеннолетия [5].
Для достижения указанной цели демократические страны современного мира создают правовые, экономические и социальные условия для осуществления и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних посредством закрепления и реализации соответствующих государственных гарантий, ориентируясь в своей ювенальной политике на общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права.
Россия не является исключением из этого правила и объявляет государственную политику в интересах детей приоритетной, основывающейся на следующих принципах: во-первых, принцип законодательного обеспечения прав ребенка имеет своей целью сформировать правовые основы гарантий прав ребенка и обеспечить их реализацию на основе недискриминации; во-вторых, принцип ответственности физических, юридических и должностных лиц за нарушение прав ребенка и причинение ему вреда действует с целью установления эффективного механизма защиты и восстановления целостности правового статуса несовершеннолетнего в случае его незаконной деформации; в-третьих, принцип государственной поддержки семьи призван содействовать всестороннему развитию ребенка, его воспитанию в духе патриотизма и гражданственности на основе традиций народов России и ценностей российской и мировой культуры; в-четвертых, принцип поддержки общественных организаций, осуществляющих деятельность по защите законных интересов ребенка, позволяет объединить усилия государства и общества в деле защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Примечательно, что к числу субъектов, ответственных за реализацию государственной ювенальной политики России и содействие ребенку в осуществлении и защите его прав и законных интересов, законодатель относит не только соответствующие федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, но и родителей ребенка (лиц, их заменяющих), специалистов по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию детей, а также некоммерческие организации, занимающиеся подготовкой ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей, тем самым еще раз подчеркивая важность и приоритетность непосредственного осуществления и защиты прав несовершеннолетних.
Статья 1 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон) называет ребенком лицо до достижения им возраста 18 лет, то есть совершеннолетия [2]; Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека и гарантирует каждому ребенку с момента его рождения права и свободы человека и гражданина, закрепленные в актах международного гуманитарного права, Конституции РФ 1993 г. и национальном законодательстве.
Рассмотрим основные направления государственного обеспечения прав несовершеннолетних россиян.
Первое направление — защита прав ребенка при получении им образования – обеспечивается установлением следующих гарантий (ст. 9 Закона): недискриминация и соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего в ходе образовательного процесса; право обучающихся в возрасте старше восьми лет создавать общественные объединения, за исключением политико-ориентированных и религиозных, и обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (согласно п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» таковыми являются обучающиеся, родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность) [1].
Второе направление — охрана здоровья детей – характеризуется гарантированным оказанием несовершеннолетним бесплатной медицинской помощи в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, включая оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение несовершеннолетних (ст. 10 Закона).
Третье направление – защита прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости — осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, которые проводят соответствующие мероприятия в отношении детей старше 14 лет. Кроме того, несовершеннолетним работникам, достигших возраста 15 лет, гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время и отпуск, предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства и расторжении трудового договора (ст. 11 Закона).
Четвертое направление – защиту прав детей на отдых и оздоровление — обеспечивают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. 12 Закона). В частности, указанные лица проводят мероприятия по развитию творческого потенциала детей, охране и укреплению их здоровья, мероприятия по профилактике заболеваний у несовершеннолетних, занятию их физической культурой, спортом и туризмом, мероприятия по формированию у детей навыков здорового образа жизни, соблюдению ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде, а также содействуют сохранению и развитию учреждений, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Пятое направление – это защита прав ребенка при формировании детской социальной инфраструктуры как совокупности объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей и оказания им соответствующих социальных услуг по удовлетворению насущных потребностей (к таким объектам относятся земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование и иное имущество, предназначенное для образования, развития, отдыха и оздоровления несовершеннолетних, оказания им медицинской помощи и профилактики заболеваний, социальной защиты и обслуживания). Так, Правительство РФ устанавливает нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, которые в обязательном порядке учитываются исполнительными органами власти при принятии решений, связанных с социально-экономическим развитием соответствующих территорий. Примечательно, что согласно п. 3 ст. 13 Закона имущество, находящееся в составе детской социальной инфраструктуры и являющееся государственной собственностью, может использоваться исключительно по своему прямому назначению.
Шестое направление — защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 Закона). Поясним, что запрещен доступ ребенка к информации, содержательно наполненной идеями национальной, классовой или социальной нетерпимости, рекламой алкогольных и табачных изделий, пропагандой социального, расового, национального и религиозного неравенства, порнографического характера; также недопустима реализация в среде несовершеннолетних печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию и антиобщественное поведение [2].
Дополнительно пункт 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к запрещенной для распространения среди несовершеннолетних информации относит информацию, которая: а) побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью; б) вызывает желание участвовать в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством либо попрошайничеством; в) отрицает семейные ценности и формирует неуважительное отношение к членам семьи; г) содержит нецензурную брань [3].
В целях обеспечения вышеизложенных положений Российская Федерация устанавливает определенные требования к распространению информации среди детей. В частности, разработана специальная классификация информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних различных возрастных категорий (до шести лет, от шести до двенадцати лет, от двенадцати до шестнадцати лет, от шестнадцати до восемнадцати лет). Кроме того, предусмотрено проведение экспертизы указанной информации аккредитованными специалистами из числа лиц, имеющих высшее образование и обладающих знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии, и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением федерального законодательства, регулирующего вопросы данной темы.
В заключение отметим, что в дополнение к вышеупомянутым мерам и в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и нравственности ребенка в настоящее время проводится комплексная экспертиза настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Седьмое направление – государственное содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних – реализуется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления посредством создания необходимых условий функционирования физкультурно-спортивных организаций, учреждений культуры и объектов социальной инфраструктуры для детей, включая места их доступа к сети Интернет; органы власти также оказывают содействие лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних, при исполнении ими обязанностей по всестороннему развитию ребенка [2].
С другой стороны, в рамках собственного регионального законодательства каждый субъект РФ вправе устанавливать перечень мест, запрещенных для нахождения в них детей, поскольку это может навредить их здоровью и нормальному развитию (как правило, к таким местам относятся объекты по продаже товаров сексуального характера, алкогольной продукции и т. п.) Помимо этого, не допускается пребывание несовершеннолетних в ночное время (с 22 до 6 часов местного времени) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах, равно как и в заведениях, предназначенных для отдыха, досуга и обеспечения доступа к сети «Интернет», в магазинах и организациях общественного питания.
В случае нарушения установленных требований виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Восьмое направление — противодействие торговле несовершеннолетними и их эксплуатации – регламентируется статьей 14.2 Закона. Под торговлей детьми понимается купля-продажа и иные сделки, совершенные в отношении несовершеннолетнего в целях его вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получении. В понятие «эксплуатация детей» входят любые формы сексуального использования ребенка, его рабский труд или подневольное состояние, незаконное изъятие органов и (или) тканей, а также незаконное усыновление (удочерение) из корыстных побуждений.
Обязанность по принятию мер, противодействующих торговле детьми и их эксплуатации, возложена на федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые также ответственны за своевременное оказание педагогической, психологической, медицинской и юридической помощи несовершеннолетним, ставшим жертвами подобного рода преступных деяний, и их родителям (лицам, их заменяющим). Одновременно за совершение правонарушений, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей, предусмотрена уголовно-правовая, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность [2].
К сожалению, должного развития и более детального законодательного регламентирования рассматриваемое направление государственной ювенальной политики до сих пор не получило, что является одним из серьезнейших пробелов действующего права России.
Особым образом законодатель регулирует девятое направление государственного обеспечения прав несовершеннолетних россиян — защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — которую в рамках своих полномочий осуществляют федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также соответствующие общественные объединения и некоммерческие организации.
Согласно ст. 1 Закона к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным поведением и нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения с использованием специальных педагогических подходов; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [2].
При этом следует обратить внимание на установление дополнительной государственной защиты прав несовершеннолетних нарушителей. В частности, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного гуманитарного права национальное законодательство гарантирует детям, оказавшимся в конфликте с законом, гуманное обращение, предоставление квалифицированной юридической помощи, обеспечение приоритета личного и социального благополучия, а также индивидуализацию правоприменительных процедур с учетом возрастных особенностей и общественного положения каждого ребенка [4]. Более того, суд, принимая решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности, вправе назначить проведение мероприятий по его социальной реабилитации, направленные на восстановление утраченных связей и функций ребенка с обществом, восполнение среды жизнеобеспечения и усиление заботы о нем.
Таким образом, спектр направлений деятельности Российской Федерации в отношении установления и реализации государственных гарантий правового статуса несовершеннолетних охватывает практически все основополагающие аспекты их должного развития и взросления вплоть до достижения совершеннолетия. Ответственность за обеспечение непосредственного осуществления и защиту гарантированных государством прав ребенка в России возложена, прежде всего, на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, которые действуют в рамках своей компетенции и финансируются за счет средств федерального и (или) регионального бюджета, а также внебюджетных средств.
В свою очередь, в целях обеспечения органов власти объективной аналитической информацией о положении детей в России Правительство РФ ежегодно представляет соответствующий теме государственный доклад Федеральному Собранию РФ и одновременно размещает его в сети «Интернет» для всеобщего ознакомления и обсуждения.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации»//СПС «Консультант-Плюс».
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//СПС «Консультант-Плюс».
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»//СПС «Консультант-Плюс».
- Бородина М. И. Статус несовершеннолетних правонарушителей в международном праве. – Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Санкт-петербург, 2015. – С. 111-114.
- Виноградов В. В. Теоретические проблемы правового статуса личности: учеб.-методич.пособие. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 88 с.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ» description=»Статья посвящена рассмотрению установленных положениями Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гарантий прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ 1993 г., в целях создания правовых и социально-экономических условий для всестороннего и полноценного развития несовершеннолетних жителей России.» author=»Бородина Марина Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-26″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]