Парламент, осуществляющий представительство от имени нации и облаченный законодательной функцией, является краеугольным камнем политического устройства большинства демократических государств, и британцы не без оснований гордятся тем, что именно древнейший в Европе английский парламент стал «праматерью» подобных учреждений не только наэтом континенте, но и за пределами его: в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии, непосредственно заимствовавших опыт прежней метрополии — Британской монархии. [8]
История английского парламентаризма – это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира.
Интерес в изучении самого раннего периода существования английского парламента объясняется рядом причин.
Во-первых, тем, что это был период становления парламента, когда, с одной стороны, еще очень рельефно выступала его живая связь с социальными конфликтами, вызвавшими его к жизни, с другой – уже складывались основные характерные черты средневекового парламента как специфического и вполне самостоятельного учреждения.
Во-вторых, этот период в истории английского парламента является менее изученным.
Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда — суда пэров (равных). Во второй половине XII в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы (» старшие и меньшие бароны «).
Во второй четверти XIII в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов магнатов усилилось.
Новое политическое учреждение — парламент, который формировался в процессе ряда последовательных политических соглашений, заключавшихся между различными группами господствующего класса, и отразил в своей структуре и организации процесс оформления в английском феодальном обществе сословных групп — баронства, рыцарства, горожан, зародилось в социальных и политических конфликтах XIII в.
22 июня 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт — «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. В новый созванный де Монфором парламент — в январе 1256г. — были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.
Складывание парламента происходило постепенно, в течение 30-40 лет, последовавших за концом гражданской войны. Только в конце 90-х гг. XIII в., он оформился как самостоятельное постоянно действующее учреждение. Тогда же за ним и закрепилось название «парламент» (parliamentum). До этого же времени в документах и хрониках XIII в. «парламентами» назывались собрания различного типа: заседания узкого королевского совета, совета магнатов и лишь наряду с ними сословно-представительные собрания.
В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV века они заседали вместе.
Та часть парламента, которая состояла из прелатов, эрлов и баронов, получивших личные приглашения от короля, и впоследствии превратилась в палату лордов, вела свое происхождение от совета магнатов, регулярно собиравшихся уже в первой половине XII в. На всем протяжении правления Эдуарда I совет магнатов все еще сохранял самостоятельное существование, не сливаясь полностью с парламентом и деля с ним общее название «parlamentum».
В отличие от представителей общин, которые вызывались через шерифов, светские и духовные магнаты всегда получали личные специальные приглашения.
Прелаты, эрлы и бароны составляли только одну часть парламента. Кроме них, в нем также участвовали также выборные представители графств и городов, которые с начала XIV в. получили собирательное название «представители общин».
Хотя участие выборных от «общин» в парламенте стало регулярным только в последние годы XIII в., собрания такого типа были довольно обычным явлением уже с начала правления Эдуарда I.
Представители графств и городов в первые десятилетия существования парламента далеко не составляли в нем единого целого и даже организованно не были еще объединены, как это было позднее, в палате общин. Они не только занимали в парламенте различное положение и по отдельности давали разрешения на субсидии, но и не всегда одновременно присутствовали на парламенте.
Члены нижней палаты — в отличие от лордов — получали денежное довольствие: рыцари графств — по четыре шиллинга, горожане — по два шиллинга за каждый день сессии. К началу XV в. эти выплаты стали традиционными.
Разделение парламента на две палаты — верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин сложилось только к середине XIV в. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в XVI в.
С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще — до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство.
Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363 г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке.
Для того чтобы решить вопрос о социальном назначении парламента в жизни феодальной Англии, необходимо выяснить круг дел, подлежавших ведению парламента, его взаимоотношение с другими органами феодального государства и с королем. Вопрос этот был и остается предметом споров.
Стеббс особенно подчеркивал большую роль представителей общин в деле налогообложения и выдвинул эту функцию парламента на первый план его деятельности.[5, с. 236, 239]
Уже в это время, по мнению Стеббса, парламент осуществлял своеобразную гармонию между «народом» и королем Эдуардом I, который строил свою политику в отношении парламента с учетом «обычаев, пожеланий и силы нации, обычаи, желания и силу которой он научился понимать».[5, с. 293] Схожей позиции по данному вопросу придерживался и ряд других авторов: Р. Гнейст [9, с.441] , Уилкинсон[6, с.23; 7, 503], Кларк[1, с. 316],Д. М. Петрушевский[10, с. 217].
Противоположной точки зрения на политическую роль парламента придерживались историки «критического направления». Регулярной и наиболее важной функцие парламента они считали принятие им петиций, их разбор и консультации по этим петициям. Для этой цели, по мнению этих историков, король и созывал парламент, который тем самым как бы «помогал» королю наилучшим образом осуществлять его административные и судебные функции в интересах его подданных.[4, с. 4-8; 2, с. 71]
Макильвейн же главной функцией парламента в ранний период его существования считает судебную функцию, отождествляя парламент с » судом пэров», и тем самым совершенно отрицая за ним какую-либо особую общеполитическую роль. По его мнению, делом парламента в этот период было не творить, но только интерпретировать и разъяснять законы. [3, с. 24,25,109,110,119, 257-327]
Круг вопросов, ставившихся на сессиях парламента в период с 1272 по 1307 г., был чрезвычайно разнообразен и обширен: сбор очередных налогов на недвижимость, о повышении таможенных пошлин на шерсть и кожу, дважды парламент решал вопрос об объявлении войны. В 1283 г., он санкционировал карательную экспедицию против восставшего Уэльса, а на парламенте 1298 г. был решен поход в Шотландию. Один раз- в сентябре 1283 г.- парламент в полном составе собрался в качестве верховного судебного трибунала для суда над Давидом Уэльским. Четыре раза парламент с представительством от общин принимал непосредственное участие в издании новых законов (1275, 1297, 1300 и 1307 гг.)
Особенно важен вопрос участия парламента в деле разрешения налогов для общей оценки политической роли парламента. Степень и характер участия парламента в решении этого важнейшего вопроса политической жизни XIII в. определяла и в значительной мере и степень его влияния на всю политику феодального государства.
Финансовые функции парламента практически мало ограничивали фискальную политику короны даже в отношении налогов на движимость, которые обычно собирались с разрешения парламента. Ограничительная роль парламента в этом вопросе, в конечном итоге, сводилась к некоторому упорядочению и систематизации этих налогов, а также к возможности политического нажима на корону с целью издания тех или иных постановлений. При этом следует иметь в виду, что парламент мог контролировать далеко не все доходы короны. В период с 1272 по 1307 г. он мог контролировать путем разрешений налогов на движимость всего 26% общей суммы государственных налогов.
В отличие от большинства других функций парламента, функция разрешения налогов была присуща только ему и не дублировалась другими органами центрального государственного аппарата.
Вопрос об участии парламента в подаче петиции имеет две стороны, каждая из которых требует самостоятельного рассмотрения. С сессиями парламента связаны были два различных вида петиций. С одной стороны, во время парламентских сессий на имя короля и его совета обычно подавалось большое количество частных петиций, индивидуальных и коллективных, которые имели целью разрешение частных, обычно местных, вопросов, помощь в судебном деле, устранение отдельных злоупотреблений, дарование какой-либо новой привилегии общине или частному лицу.
Наряду с такими петициями с конца XIII в. в практику входит новый вид петиций, непосредственно связанных с парламентом,- петиций, подававшихся королю от имени всего парламента или отдельных групп его членов. Эти петиции, являвшиеся выражением какой-либо коллективной акции членов парламента, обычно касались важных вопросов общей государственной политики, и ответом на них должны были быть какие-то общегосударственные мероприятия («парламентские» петиции).[4, с. 71]
Частные петиции имели к парламенту только то отношение, что они обычно подавались во время сессий или перед ними. Это обстоятельство в некоторой степени способствовало воспитанию общественного мнения в духе уважения к парламенту, что в свою очередь повышало его политическое влияние. Однако оно не мешало королю по-прежнему самолично выносить решения по частным петициям, без какого-либо участия парламента как учреждения.
Иначе обстояло дело с «парламентскими» петициями, практика подачи которых родилась вместе с появлением парламента и развивалась и укреплялась по мере того, как он становился регулярно действующим учреждением.
Утверждение практики подачи коллективных «парламентских» петиций, которая оформилась в процессе упорных столкновений с короной, было вторым успехом парламента, если первым считать утверждение его права разрешать основные виды налогов, которого он добился с 1297 г.
Со временем подача таких «парламентских» петиций превратилась в одну из важнейших функций парламента.
Помимо разрешения налогов и обсуждения и подачи коллективных петиций, парламент уже в конце XIII в. нередко привлекался к выполнению и других политических функции: время от времени он давал санкцию на издание нового закона, или выступал в качестве высшего, наделенного особыми полномочиями суда; иногда ему предлагалось решить тот или иной вопрос внешней политики или во всяком случае высказать свое мнение по этому вопросу. Однако все эти функции в XIII-XIV вв. еще не превратились в специфические функции парламента как сословного представительства. Наряду с парламентом они выполнялись другими органами феодального государства. Кроме разрешения налогов и подачи коллективных петиций, парламент в конце XIII и начале XIV в. дублировал деятельность совета магнатов, узкого королевского совета, различных королевских судов, казначейства, что в равной степени подчеркивает, с одной стороны, неустановленность и неопределенность границ компетенции парламента в данный период, с другой стороны, его тесную и органическую связь со всем аппаратом феодального государства.
С возникновение парламента изменилась политическая форма английского феодального государства. Рядом с королевской властью и созданными ею в предшествующий период центральными правительственными учреждениями появился новый политический орган-парламент, с самого начала обладавший специфическими политическими функциями, несвойственными другим государственным учреждениям Англии того времени. Эти изменения в политической структуре феодального государства отражали экономические и социальные сдвиги, происходившие в XII-XIII вв. в английском обществе, и то новое соотношение сил, которое сложилось в нем к концу этого периода.
Парламент возник в ходе длительной политической борьбы между отдельными группировками господствующего класса феодалов, в которой в качестве союзников борющихся партий выступали также горожане и верхушка свободного крестьянства.
Изменения, внесенные парламентом в политическую жизнь Англии, привели к окончательному оформлению феодального государства нового типа- относительно централизованной феодальной монархии с сословным представительством
Список литературы:
- Clarke M. V. Medieval Representation and consent. London, 1936.
- Maitland F. W. Memoranda de parliamento. London, 1893
- McIlwain M. H. The high court of parliament. New Haven, 1910
- Riess L.Geschichte des Wahlrechts. Leipzig, 1886
- Stebbs W. The constitutional history of England, vol. II. London, 1875
- Wilkinson B. Studies in the Constitutional history of the 13 and 14 centuries. Manchester, Univ, Press;
- Wilkinson B. The political revolution of the thirteenth and fourteenth centuries in England. «Speculum», oct., 1949.
- ДмитриеваО.В. У истоков английского парламентаризма // Британия и Россия. — М.,1997
- Гнейст Р. История государственных учреждений Англии / Гнейст Р.; Пер. с немецкого под ред.: Венгеров С.А. – М.: К.Т. Солдатенков, 1885. – 876 с.
- Петрушевский Д. М.. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937[schema type=»book» name=»ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ В XIII-XIV вв.» description=»Статья посвящена исследованию вопросов формирования и развития английского парламента. Автор приводит различные точки зрения на значение, функционирование, и роль парламента в политической и экономической жизни Англии.» author=»Власова Ольга Олеговна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]