Актуальность проблем, затрагиваемых в настоящей работе, обусловлена политическими процессами, которые сегодня происходят на территории Северного Кавказа. Как известно, в январе 2010 года в России появился новый федеральный округ – Северо-Кавказский. Соответствующий указ подписал Президент РФ Дмитрий Медведев. Полпредом Президента в округе был назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, ставший одновременно заместителем Председателя Правительства России. Подобное назначение является ярким примером проводимой высшим руководством страны государственно-правовой политики. Само создание СКФО также находится в русле правовой политики современного Российского государства. И потому, что здесь имеются проблемы во многих сферах жизни местного многонационального населения, и потому, что решение этих проблем осуществляется правовыми средствами: путем издания соответствующего указа Президента и внесением изменений в закон о Правительстве.
В соответствии с упомянутым указом Президента РФ в состав округа вошли Ставропольский край, Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Республика Северная Осетия — Алания. Центром федерального округа стал город Пятигорск. Ранее все эти регионы входили в состав Южного федерального округа.
Напомним, что о необходимости учредить в Правительстве должность специального уполномоченного по Северному Кавказу глава государства говорил в ноябре 2009 года, выступая с Посланием перед Федеральным Собранием. Однако никто не ожидал такого резкого поворота в государственной политике в отношении Северного Кавказа, когда помимо назначения ответственного от Правительства за дела в регионе, был создан целый новый федеральный округ во главе с полномочным представителем Президента.
Создавшаяся политико-правовая ситуация уникальна. Ее исключительность заключается, прежде всего, в подобном, неизвестном ранее российской политико-правовой практике, совмещении одним лицом двух ключевых постов в системе органов исполнительной власти и в вертикали Администрации Президента РФ, располагающего ресурсами и «Белого дома», и Кремля.
Надо полагать, что принятие Президентом РФ указа, фактически нарушившего Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» было продиктовано действительно угрожающей ситуацией на Северном Кавказе. Как известно, уже после издания указа в данный закон в экстренном порядке были внесены изменения в части, накладывавшей вполне обоснованные ограничения на деятельность членов кабинета министров: они не могли быть депутатами, сенаторами, занимать другие должности в органах государственной власти и местного самоуправления.
В широко освещавшейся в средствах массовой информации первой рабочей встрече с А. Хлопониным в новой должности, глава государства подчеркнул, что проблемы Кавказа, такие, как безработица, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество не решить только правоохранительными средствами. Необходима экономическая модернизация. По его мнению, главная задача спецуполномоченного по Кавказу – поднять экономику региона, побороть здесь коррупцию и экстремизм.
С момента указанного назначения прошло уже несколько лет, в округе успел появиться новый полпред – С. Меликов, создано отдельное федеральное министерство по делам Северного Кавказа. За эти годы было достаточно много сделано в плане определения перспектив развития региона в социально-экономическом и культурном плане: разработана долгосрочная Стратегия развития СКФО, создан один из крупнейших в стране Северо-Кавказский федеральный университет, проводится огромное количество мероприятий, направленных на популяризацию возможностей региона в сфере сервиса, туризма и санаторно-курортного лечения. Но, к сожалению, одна из основных «болезней» Кавказа – коррупция продолжает «разъедать» большинство субъектов, входящих в состав округа. Так, на заседании Совета безопасности, состоявшемся 9 сентября 2013 года, Президент России В. Путин привел совершенно обескураживающие цифры: только за 8 месяцев 2013 года на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа зарегистрировано 2052 преступления коррупционной направленности. По подсчетам Президента, в среднем в день в округе совершается 10 таких преступлений. Общая сумма ущерба от них составила более 6 млрд. рублей. И это только официальная статистика. Не стоит объяснять, что реальное количество подобных преступлений в десятки, если не в сотни раз больше.
Проводимый правоохранительными органами анализ оперативной обстановки на территории СКФО свидетельствует, что именно уровень и масштабы коррупции в регионе являются факторами, которые сдерживают экономическое развитие Северного Кавказа, представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности округа и страны в целом. Коррупция поразила практически все сферы жизни общества, оказывает разлагающее влияние – от государственной службы и правоохранительных органов до экономики, промышленности, финансов, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы и т.д.
Сегодня коррупция в России является исторически сложившейся традицией и это признано ни кем бы то ни было, а главой государства [4]. Действительно, коррупция, является сложной историко-политической, социально-экономической категорией, имеющей древнейшую историю, пути своего появления, существования и развития, идущего рядом с развитием общества и государства.При анализе этого явления мы сталкиваемся с тем, что понятие коррупции неразрывно связано с государством и бюрократическим элементом в нем. Важным является то, что государственная система на протяжении всего исторического пути человечества всегда стремилась обратить единственное, чем она обладает – административный ресурс в материальные средства. Все это и является главным источником такого общественно опасного явления, как коррупция [1, с. 12].
В период распада СССР и становления новой российской государственности, в условиях громадных политических и экономических потрясений, коррупционная составляющая захлестнула государственную и общественную сферы жизни. Не было ни единой области жизнедеятельности, куда не проникла коррупция. Причинами можно назвать и процессы приватизации, которые носили характер открытого разворовывания государственного имущества, криминализацию общественной и государственной жизни, и самое главное произошел фактический возврат к временам системы «кормлений», т.к. в условиях громадной инфляции и экономического кризиса имели место частые невыплаты или задержки заработной платы большей части населения России, в том числе государственным и муниципальным служащим [2, с. 19-20].
Сегодня коррупция превратилась де факто в норму нашей жизни, как в сфере политики, так и во всех областях общественных отношений. Современный россиянин уже не представляет свою жизнь без подношений и взяток. Они начинаются с роддома и заканчиваются организацией похорон, т.е. идут с человеком на протяжении всей его жизни. И ужасен тот факт, что сегодня это стало нормой современного российского общества. Коррупция имеет тотальный характер, что констатируют представители власти, ученые, средства массовой информации и Интернета [1, с. 23]. Поэтому, возвращаясь к положению с коррупцией в нашем регионе, не стоит заниматься самоуспокоением. Как отметил Президент РФ на упоминавшемся выше заседании Совета безопасности: «Решение проблем Северного Кавказа осложняется дефицитом квалифицированных кадров и высоким уровнем коррупции. В целом по стране это большая проблема, но на Кавказе она выглядит особенно драматично» [3].
Таким образом, на острие правовой политики в Северо-Кавказском федеральном округе должна находиться борьба с коррупцией. К счастью понимание данной истины находит свое отражение не только в многочисленных научных исследованиях специалистов по Северному Кавказу, но и в выступлениях представителей высших эшелонов власти, руководителей правоохранительных органов региона.
В целях консолидации усилий по противодействию этому злу совместными усилиями Северо-Кавказского федерального университета, его филиала в столице СКФО – городе Пятигорске, Института государства и права Российской академии наук, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу и другими силовыми структурами в мае 2013 года была проведена первая всероссийская научно-практическая конференция «Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России». На «полях» этого научного форума прозвучало много интересных докладов и было внесено большое количество практических предложений по формированию такой политики. Однако самым ценным из них, нашедшим отражение в итоговой резолюции, стало предложение создать на базе Пятигорского филиала СКФУ научно-образовательный центр антикоррупционной правовой политики в Северо-Кавказском федеральном округе, основными целями деятельности которого должно стать объединение усилий государственной власти, высшей школы и академической науки по выработке стратегии и тактики борьбы с коррупцией.
Необходимости подобных мер есть вполне объяснимые причины. Северный Кавказ является стратегической для России территорией и требует особого внимания со стороны руководства страны, правоохранительных органов и структур гражданского общества. Здесь необходима глубоко продуманная и последовательная экономическая, социальная, национальная, правовая политика. Необходимость новой государственно-правовой, в том числе антикоррупционной политики видится в том, что она должна предстать в качестве средства, без которого дальнейшее осуществление реформ в данном непростом регионе становится невозможным. Поэтому, в нынешней ситуации очень важно, прежде всего, определить общую концепцию правовой политики в новом федеральном округе, ее основные составляющие, объективные требования, развивающиеся тенденции и социальную направленность [5, с. 81-83]. В противном случае, ситуация будет только усугубляться, а «точечные» решения властных структур не приведут к желаемым результатам.
Список литературы:
- Вартумян А.А., Идрисов Э.З. Коррупция в российском обществе: проблема гражданского контроля: монография. – М., 2013.
- Идрисов Э.З. Исторические аспекты коррупции в России: модели отношения личности, общества и государства // Региональные политические исследования. – – № 3.
- Из выступления В.В. Путина на заседании Совета безопасности России 9.09.2013 г. // Информационная программа «Время». – 2013. – 9 сентября.
- «Путин назвал коррупцию российской традицией» [Электронный ресурс]. Режим доступа: WWW. URL. 2012/12/20/comiption/html. (дата обращения: 10.02.2015).
- Шебзухова Т.А., Мазуренко А.П. Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в Северо-Кавказском федеральном округе // Современная наука и инновации. – Ставрополь-Пятигорск, 2013. – № 2.[schema type=»book» name=»АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ» author=»Мазуренко Андрей Петрович, Дьяченко Ольга Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]