Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОШИБКИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОШИБКИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.

Философские аспекты сознания, как результата отражения объективной реальности, не являются непосредственным предметом изучения в уголовном праве, однако при установлении виновности лица в преступном деянии неизбежно приходится обращаться к таким категориям как сознание и воля, являющихся, как известно, философскими, которые в свою очередь определяют интеллектуальный и волевой моменты каждой из форм вины.

Не смотря на большое количество научных исследований вины в уголовном праве, виновность в преступлении остается сложной и важной проблемой. Неоднозначный подход к установлению вины порождает определенные трудности при ре­шении вопросов об основании и пределах уголовной ответственности, квалификации преступлений, примене­нии многих институтов уголовного права в следственно-судебной практике. Как справедливо отмечает В.А. Якушин, особенно большие затруднения воз­никают тогда, когда в психике лица, совершившего об­щественно опасное деяние, неправильно отражается объективная реальность [7,с.3]. Для того чтобы глубже понять, а соответственно и правильно оценить с позиции уголовного права, деяния лица, совершившего преступление и действовавшего в условиях сознательного заблуждения, безусловно, необходимо рассмотреть философские аспекты формирования ошибки на уровне сознания индивидуума.

Более того, сознание отдельно взятой личности индивидуально и имеет свои особенности, в связи с чем, в процессе поступления информации об окружающем мире, а это есть не что иное, как отражение действительности, предопределяет возможность формирования у индивида ошибочных представлений о правомерности собственных деяний. Что предопределяет исследование происхождения индивидуальных особенностей сознания лица, совершающего преступление для правильного определения ошибки в уголовном праве. В связи с чем, представляется необходимым не просто констатировать факт ошибки, а выяснить путь ее становления. Ошибка восприятия окружающей действительности это весьма не простой процесс, происходящий в сознании человека, в связи с чем, данное явление требует  многогранного подхода к его исследованию. Ниже предпринята попытка анализа процесса происхождения уголовно-правовой ошибки с позиции теории отражения как одной из наиболее распространенных и научно обоснованных гипотез о возникновении сознания.

В самом общем виде отражение можно определить как процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.

Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название  информации,  понимаемой как  содержание процесса отражения.

Проецируя положения теории отражения на человека, можно утверждать, что на этой ступени развития мате­рии получает высшее развитие психическая форма отра­жения. На основе общественной трудовой деятельности человека возникает язык как средство общения, мышле­ния и познания мира, получает исключительно большое значение в повышении активности отражательной дея­тельности людей вторая сигнальная система. Непрерыв­но развивается вся система органов ощущений. Появ­ляется абстрактное мышление. Интеллект становится средством постижения сущности и законов развития объ­ективного мира. Логическое мышление дает возможность предвидеть отдаленные следствия событий и действий человека. Люди на основе познания объективных зако­нов природы, а затем общества ставят перед собой цели и в своей деятельности находят пути и средства их до­стижения.

Однако необходимо учитывать, что данный процесс рассматривается в качестве общей модели развития психической формы отражения. Если акцентировать внимание на отдельно взятом индивиде, то соответственно отражение будет иметь весьма сушественные особенности, которые в свою очередь и могут являться предпосылками формирования ошибки в сознании определенного лица.

Как справедливо отмечено «отражение действительно­сти в мозгу человека — это не мертвый, не зеркальный, а сложный акт, включающий моменты субъективности, отхода от действительности, абстрагирования и т. д. Не только отражение сложнейших законов общественного развития, но и простое отражение леса в воде включает в себя элемент субъективности, если это отражение вос­принимает человек» [6,с.20].

Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

На уровне живого  отражение, приобретает, одну из немаловажных  особенностей.  Оно  выступает  как важнейшее средство приспособления организма к условиям  среды,  предполагает целенаправленное реагирование на  содержащуюся  в  отражении  информацию.  Оно  выступает  в  качестве источника данных для  управления  живыми  системами,  их  поведением.  Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно  важной  информации  об  окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения  живых организмов является фундаментальным свойством живого.

Бесспорно, что одно и то же отражение, один и тот же образ вызывает различные чувства у разных людей и у одного и того же че­ловека в различное время и в разных ситуациях, что так же в свою очередь при определенных обстоятельствах может стать предпосылкой формирования ошибки на уровне индивидуального отражения.

Неоспоримо утверждение о том, что отражение является генетической предпосылкой сознания. Поэтому в современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.

Сознание имеет свою структуру, свои компоненты, посредством чего человек познает, отражает различные процессы и явления, а в конечном итоге регулирует свое поведение и свою дея­тельность[3,с.280]. Можно сказать, что сознание есть единство интеллекта   (собственно сознания), воли, эмоций, пере­живаний человека [4,с.91].

Сознание, есть, прежде всего, явление природы, приро­ды человека, ибо сознание существует реально в голове (точнее, в системе высшей нервной деятельности) инди­вида. Оно является его внутренним свойством. Челове­ческое сознание, корни которого находятся в живой природе, приобретает у человека свои особенности.

Раз внешний мир отражается в голове человека, в его нервной систе­ме, то сознание должно включать в себя не только свой­ства отражаемого внешнего мира (природы и общества), но в какой-то мере и свойства отражающей его нервной, системы. Ведь человеку нужно не отражение, как тако­вое, а те стороны его, какие имеют значение для его жизнедеятельности[6,с.34-35].

Интересна, по данному вопросу, концепций сознания, принадлежащая А.Г. Спиркину [5,с.45]. Под сознанием он понимает идеальное (психическое) отражение действительности, превращение объективного содержания предметов в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Воспроизведение объективной реальности сопровождается мысленной подготовкой к преобразующей практической деятельности (планирование, акт выбора, целеполагание). Сознание как высшая форма отражения осуществляется в речевой (символической) форме активного отражения и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании новых впечатлений с прежним опытом, выделении человека из окружающей среды и противопоставления себя ей как субъекта объекту.

Поэтому нельзя не согласиться с тем, что все содержание сознания является отраже­нием внешнего мира. Сознание ничего не может произ­вести из себя, оно может лишь переработать тот «ма­териал», который дают ему органы чувств. К. Маркс ука­зывал, что идеальное есть пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней материальное [2,с.21].

В процессе сознательной деятельности осуществляется эмоциональная оценка действительности, обеспечивается целеполагающая деятельность, мысленное построение разумных действий, осознание их последствий, способность личности к адекватной оценке происходящего как во внешнем материальном, так и внутреннем духовном мире.

Поэтому сознание — это бытие и отношение одновременно, которые в голове человека пре­образуются в идеальную деятельность мозга, органа свя­зи человека с действительностью.

Однако следует заметить, что идеальная деятельность мозга у каждого индивидуума протекает в своей индивидуальной последовательности, что, конечно же, приводит к абсолютно не тождественным результатам в итоге, и здесь так же можно смело утверждать о возможностях зарождения и формирования ошибки или о неверной обработке информации,  поступаемой в мозг.

Сумма и глубина ошибок, допущенных человеком, находятся в зависимости от уровня его сознания, его соз­нательности. Под последней понимается степень зна­ния человеком общественной жизни, его представлений о взаимоотношениях людей в окружающем его общест­ве, направленность его мыслей, чувств и побуждений, его моральные принципы, способность выполнять их в повседневной жизни, его представления о достойном образе жизни, о личном счастье и т. д. Проблема личной жиз­ни человека, жизненных ценностей личности неотъемле­ма от проблемы его сознания и самосознания [6,с.7].

Совершенно верно отмечено Ф. И. Георгиевым, что сознание у человека внутренне связано с целена­правленным изменением действительности. Именно в силу этого сознание приобретает свойство предметного отражения внешнего мира, которое неотъемлемо от опредмеченной практической деятельности человека [1,с.96].

 Человек как сознательное существо, ставящее перед собой определенные цели, саму деятельность делает предметом своей воли и сознания, т. е. собственная жизнь является для него предметом, характер которого опре­деляется существующими общественными отношениями.

Но это одна, хотя и главная сторона дела. Сознание есть динамическое целое, свойство функциональных свя­зей различных структур коры больших полушарий голов­ного мозга, которые обеспечивает осмысление единства будущего (опережение) с прошлым (опыт человечест­ва) на основе настоящего, осознания которого в индивиде совершается (по физиологическому механизму) только в результате обратных связей.

Внутренний механизм отражения в отличие от маши­ны никогда не может быть освобожден от полученной  им в жизни информации, которая как определенный вид отражения (обобщенный опыт) обязательно становится основой формирования и функционирования актуального сознания, т. е. челове­ческая деятельность — обдуманная, осознанная, ина­че она не могла бы достигать своей цели. Другими сло­вами, только обобщенная и все более усовершенствую­щаяся осмысленная деятельность, синтезирующая прош­лый опыт в соответствии с законами объективной дейст­вительности, тенденцией ее развития, может обеспечить человеку адекватное ее отражение и практическое пре­образование.

Сознание в силу этого возникает как творческая сила высшего отдела головного мозга — коры больших полу­шарий, связанной с ретикулярной формацией. Сложная деятельность функциональных структур как физиологической основы сознания, обеспечивается не только сигналами из внеш­ней среды по специфическим каналам, но и по неспеци­фическим, вызывающим абсолютно необходимый тонус взаимодействие их, динамичность и пластичность, дея­тельность всего организма, взятая в единстве со слож­нейшими физико-химическими и физиологическими про­цессами, совершающимися в каждом нейроне, могут давать такой результат, как сознание, т. е. субъектив­ную форму отражения, способную не только правильно устанавливать связь между вещами, явлениями, со­бытиями и т. п., но и обобщать их, осмысливать, ставить задачи и цели, избирать средства для их достижения, опираясь на объективные закономерности, не зависящие от него.

Обобщая сказанное можно смело утверждать, что сознание есть высшая форма отражения действительного мира, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Человеческое сознание помимо адекватного восприятия внешнего мира может быть и регулятором деятельности, направленной на изменение существующей реальности. Но адекватное отражение — это далеко не точное отражение. Сознание, регулирующее и руководящее поведением отдельного субъекта, в своем функционировании опирается на полученные ранее знания и приобретенный жизненный опыт. Именно от этих факторов зависят предпринимаемые человеком конкретные действия, их оценка, а также вся дальнейшая деятельность. Происходит вторичное отражение действительности, вторичное ее познание.

Вышесказанное позволяет понять процесс отражения действительности в сознании человека, т.е. процесс преобразования материального в идеальное. Действительно, данный процесс весьма непрост и имеет на уровне конкретного индивидуума свои особенности. Как уже говорилось, на уровне высшей формы отражения – психического отражения, в сознании появ­ляется абстрактное мышление, позволяющее отражать особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации. Посредством логического мышления появляется возможность предвидеть отдаленные следствия событий и действий человека. Все это, в силу неодинакового восприятия каждым конкретным человеком предметов материального мира, моральных и ценностных установок, событий, фактов и явлений, происходящих в обществе, может породить ошибочные умозаключения, и как результат – действия, противоречащие установленным правовым нормам.

Ошибка при совершении преступления свидетельствует о неправильном, искаженном отражении объективной, ставшей известной действительности в психике лица. То есть деятельность и ошибка тесно взаимосвязаны между собой. Ошибка не может проявиться вне деятельности человека.

Совершая то или иное общественно опасное деяние, каждый человек по-своему воспринимает, оценивает факты, побудившие его совершить деяние. Это обуслов­лено как его психологическими и социальными, так и биологическими особенностями. В конечном итоге один и тот же предмет неоднозначно отражается созна­нием двух индивидов[7,с.36].

Таким образом, механизм развития ошибки в сознании лица, не смотря на немалое количество научных исследований по данной проблеме, еще полностью не изучен, что в свою очередь, безусловно, влияет на установление вины и определение виновности при квалификации преступлений. Это обстоятельство предопределяет необходимость глубокого и всестороннего исследования формирования ошибки в сознании лица при совершении преступления, однако ограниченные рамки настоящей публикации не позволяют раскрыть всю многогранность данной проблемы.

Список литературы:

  1. Георгиев Ф. И. Сознание и принцип отражения. — «Философ­ские науки», 1966, № 5, 254 с.
  2. Маркс К. Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. 920 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М. 1973. 424 с.
  5. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Изд. М.: Политиздат. 1972. 303 с.
  6. Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы). М. «Мысль», 1971. 199 с.
  7. Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. – Издат. Казанского университета. 1988. 127 с[schema type=»book» name=»ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОШИБКИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ» description=»При совершении преступных деяний лицо не всегда правильно с правовой точки зрения оценивает свой поступок. Это обстоятельство объясняется субъективной ошибкой. В статье предпринята попытка исследовать с позиции теории отражения процесс формирования ошибки в сознании индивида.» author=»Иванов Андрей Геннадьевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх