Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА – ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА – ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

За четверть века Приднестровская Молдавская Республика прошла сложный путь создания прочных основ демократического, правового и социального государства. За эти годы в республике сформированы дееспособные органы государственной власти, идет процесс становления системы местного самоуправления.

Главной целью провозглашения Приднестровской Молдавской Республики была защита прав и обеспечение гарантий стабильности будущего для людей всех национальностей, проживающих на территории государства. На достижение этой цели направлены усилия государства в области экономической, культурной, национальной и социальной политики. Обеспечение социальной защиты граждан, является важным инструментом укрепления суверенитета.

В настоящее время вопрос о сохранении государством суверенитета является весьма актуальным. Для решения данной задачи необходимо найти пути укрепления суверенитета. Важную роль в обеспечении суверенитета государства играет социально-экономическое развитие.

Понятие «государственный суверенитет» введено французским общественным деятелем и ученым XVI в. Ж. Боденом (1529-1596) и первоначально обозначало неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Ж. Бодена суверенитет – это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права [1, с. 305]. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И лишь в 1648 г. в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом, положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Верховенство государственной власти представляет собой исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Средоточие политической власти у государства означает также его верховенство по сравнению с другими политическими институтами.

При этом суверенитет государственной власти не предполагает ее бесконтрольности со стороны общества. Развитие гражданского общества привело к ограничению суверенитета рамками закона, что означает, что даже государственная власть не может быть выше закона, она, как и иные государственные и политические институты подчиняется закону. В силу этого принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона.

Следование принципу суверенитета имеет большое значение для политики. Как бы ни было значительно влияние той или иной партии, каким бы ни было общественное настроение, государственная власть распространяется на всю территорию государства, области, района и осуществляется только государственными органами и должностными лицами, созданными, избранными или назначенными в соответствии с законодательством. Одной из функций суверенного государства является забота о населении. Это в свою очередь ведет к становлению и развитию социального государства.

Сам термин «социальная политика», «социальное государство» вошел в широкий обиход в середине XX в. Именно в этот период развитые страны закрепили статус социального государства в конституциях. В современной политической науке отсутствует единое понимание социального государства. Следует отметить, что для обозначения данного качества государства используется  множество терминов — социальное государство, социальное правовое государство, государство благосостояния, государство благоденствия, государство всеобщего благоденствия и т.д. Но большинство государств современности провозглашают себя социальными государствами и стремятся уделить должное внимание социальной политике.  В силу того, что социальная политика призвана обеспечить гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества российский исследователь С. В. Калашников выделяет следующие условия осуществления социальной политики:

– доступность социальной поддержки со стороны государства для всех членов общество;

– правовая природа осуществления социальной политики, наличие социального законодательства, на основе которого государственные органы власти осуществляют контроль и регулирование социальных процессов;

– наличие социальных выплат, финансируемых за счет государственного бюджета;

– наличие государственной системы социальной защиты населения;

– ответственность государства за благосостояние граждан;

– наличие гражданского общества [2, с. 82-85].

Первые пять пунктов выводят на первое место государство в вопросе заботы об уровне и качестве жизни населения. И это является весьма актуальным в плане укрепления суверенитета через осуществление социальной политики.

Для реализации социальной политики государство должно существенно финансировать социальную сферу или найти источники негосударственного финансирования. Например, в США, Канаде, Австралии, Великобритании, Швейцарии, Японии бизнес-структуры и общественные организации являются значительными акторами социальной политики.

В Дании, Норвегии, Швеции  реализацию социальной политики берет на себя государство и лишь в редких случаях привлекаются частные и общественные организации. Следует отметить, что эти страны на протяжении длительного периода времени занимают первое место при расчете индекса развития человеческого потенциала. Индекс включает не только экономический потенциал страны, но и уровень образования, здравоохранения и социального страхования.

Важное место в реализации социальной политики государства занимает социальное обеспечение. Оно теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием граждан. Применительно к нашему государству следует отметить, что в соответствии со статьей 38 Конституции ПМР в Приднестровской Молдавской Республике гарантируется право граждан на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности,  утраты кормильца и в других случаях, предусмотренных законом [3, с. 11]. Реализация указанных конституционных прав осуществляется в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики. В Приднестровье принят целый ряд законов,  направленных на социальное обеспечение  самых уязвимых категорий граждан. Основными правовыми нормами в данном направлении следует отметить законы: «О государственном пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республике», «О социальной защите ветеранов войны», «О социальной защите ветеранов труда, военной службы и лиц пенсионного возраста», «О социальной защите инвалидов», «О занятости населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О государственной поддержке многодетных семей», «О донорстве», «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и иных радиационных или техногенных катастроф», «О реабилитации жертв политических репрессий». Не обходит стороной политика социального обеспечения и работающих граждан республики. В частности на них ориентированы нормы Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Показателем развитости системы социального обеспечения являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40 % от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. В России значительный вклад в социальную защиту населения остается за федеральным бюджетом. В 2013 г. расходы бюджетной системы на социальную защиту составил 13 % ВВП, в 2014 г. 11,9 %  [5, с. 12]. В Приднестровской Молдавской Республики финансирование социальных расходов также остается за республиканским бюджетом. Учитывая, что бюджет Приднестровья является дефицитным, то на социальную сферу в 2016 г. запланировано выделить 2 469 704,4 руб. [6, с. 5].  Но последние годы государство привлекает для реализации социальной политики и внебюджетные источники. Например: с момента начала функционирования Приднестровского гуманитарного фонда (2009 г.) на улучшение социально значимых сфер жизнедеятельности граждан республики, выделено около 14 млн. долл. США [7, с. 5].

Важным атрибутом социального государства как эффективный элемент в укреплении суверенитета играет гражданское общество. Деятельность гражданского общества выражается в функционировании различных общественных объединений, деятельность которых направлена на помощь отдельных категорий граждан. Примером может послужить деятельность благотворительных фондов Приднестровья: «Детство детям», «Милосердие», «Дари добро» и т. д.

Базовым компонентом социальной сферы выступает уровень материального благосостояния граждан, который напрямую связан с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами. Проблема занятости населения является одной их важнейших для многих стран постсоветского пространства. У этой проблемы есть еще и следующие аспекты: во-первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, во-вторых, условия труда, которые могут оказать негативное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни, в-третьих, массовая миграция населения из страны. По данным переписи населения ПМР 2015 г. учтено 475 665 человек постоянно проживающих на территории республики. По сравнению с данными переписи 2004 г. население Приднестровья сократилось на 79 682 чел. или на 14,3 %. [4]. Специалисты отмечают, что в основном Приднестровье покинуло трудоспособное и репродуктивное население. Причина – совокупность социально-экономических проблем, связанных с падением материального благосостояния граждан.

Практика реализации социальной политики в государстве, несмотря на кажущуюся не первостепенную роль, по сравнению с законотворческой, внешнеполитической и экономической деятельностью государства, показывает, что она выступает как один из основных факторов устойчивого развития государства, а достижение ее эффективности представляется относительно трудной задачей. В этой связи следует говорить об ответственности должностных лиц за социальные последствия принимаемых ими решений. Так, для приднестровского общества весьма чувствительным стало временная недоплата на 30 % заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий. Конечно, принимая такое решение, приднестровское правительство рассматривало его как крайнюю меру, но его негативные последствия от этого меньше не стали. Приведенный пример доказывает, что легких решений в социальной политике не бывает, особенно в условиях того или иного кризиса, именно социальная политика государства должна быть наиболее взвешенной и продуманной, т. к. именно ее успешное (или неуспешное) проведение лежит в основе доверия (или недоверия) к государственной власти со стороны населения, а значит, и легитимности государства и его суверенитета.

Таким образом, государство сможет сохранить свой суверенитет, если сможет обеспечить реализацию следующих условий в сфере осуществления социальной политики:

– гарантирование конституционных прав граждан в сфере социальной политики;

– обеспечение социальной поддержки наиболее незащищенным категориям населения;

– совершенствование и развитие социальной инфраструктуры государства;

– повышение материального благосостояния граждан и т. д.

Список литературы:

  1. Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой философии. Возрождение. Минск: Харвест, 2001. – 928 с.
  2. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: Экономика, 2002. – 188 с.
  3. Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Норматив. Документы по отраслям права. Тирасполь: Ликрис, 2014. – 48 с.
  4. Краткие предварительные итоги переписи населения Приднестровья 2015 года //
  5. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты. М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 63 с.
  6. Пояснительная записка к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О республиканском бюджете на 2016 год» // https://www.ulpmr.ru
  7. Приднестровский гуманитарный фонд: объекты, проекты, планы. Выпуск 1. Бендеры: Полиграфист, 2015. – 66 с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА – ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА» description=»В статье предпринята попытка выявить роль социальной политики в укреплении суверенитета. Важнейшим условием сохранения суверенитета является обеспечение социальной защиты граждан.» author=»Мензарарь Светлана Анатольевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]

 

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found