Номер части:
Журнал

Система правовых актов о государственной службе Российской Федерации



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . Система правовых актов о государственной службе Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.





Категория государственных служащих появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилыми людьми считались дворяне, которые  находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу вместо денежного жалованья земельный надел с крестьянами — поместье.

Правовое положение служащих впервые документально закреплено в  уставе гражданской службы от 1720 года   «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют» 1720 г., который действовал в России в XVIII—XIX вв.

В советские времена не существовало официального понятия «государственный служащий», и лишь в Конституции Российской Федерации, в отличие от Конституций советского периода, в которых  государственная служба считалась одной из многих разновидностей обычной трудовой деятельности, определено право граждан на равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч.4)[2]. С принятием Конституции РФ интенсивно начала формироваться самостоятельная нормативно – правовая база, регулирующая государственно-служебные отношения. В Конституции Российской Федерации очерчены определенные границы, ориентиры деятельности для государственных служащих.

Конституция РФ закрепляет принципы построения и функционирования системы государственной службы, например принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 10), продублированный в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих служебные отношения.

Основополагающая роль Конституции РФ в системе актов, регулирующих государственную службу в РФ, заключается и в том, что она устанавливает основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Правовые отношения государственной гражданской службы в настоящее время регулируются Законами № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[13] и № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[14], которые устанавливают правовые, организационные и финансово – экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Действует ряд подзаконных актов, например, Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»[9],  Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»[10], Указ Президента Российской Федерации от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[11], Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Мин­труда РФ от 21 августа 1998 г. № 37[6].

В Российской Федерации действуют ведомственные правовые акты о государствен­ной службе.

В качестве примера приведем Письмо ФТС России от 26 октября 2010 г. № 01-11/51938, «О соблюдении принципов служебного поведения», которое обязывает должностных лиц таможенных органов соблюдать общие принципы служебного поведения государственных слу­жащих, утвержденное Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885[12], Приказ Минсельхоза России от 01.10.2013 № 368 «Об утверждении Положения о дополнительных выплатах, премировании и поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации»[7] и некоторые другие.

Локальные нормативно – правовые акты находят свое выражение в виде положений по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, кодексов этики и служебного поведения государственных гражданских служащих в различных департаментах, министерствах.

На государственную службу Российской Федерации оказывают влияние международно-правовые нормы, закрепленные в международных нормативно-правовых актах. Следует отметить международные соглашения, определяющие общий принцип уважения и соблюдения прав человека, а также посвященные принципу равенства и не дискриминации. К примеру, в  ч. 2 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право каждого человека на равный доступ к государственной службе в своей стране[1]. В соответствии с п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе[5] (и др.).

Отдельные вопросы прохождения государственной службы регламентируют международные договоры, например, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[3], вопросы, посвященные борьбе с коррупцией, например, Конвенция ООН против коррупции[4], Соглашение между Правительством РФ и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области борьбы с преступностью[8] и др.

Но все эти нормативно правовые акты не решают одну из важных проблем — регулирование дисциплинарно – правовых отношений государственных служащих. Государственной Думой была предпринята попытка разработки и принятия единого нормативно-правового акта Кодекса служебного пове­дения государственных служащих, задача  которого была кодифицировать ответственность государственных  служащих, но возникла раздвоенность представлений об ответственности госу­дарственных служащих, то как об институте трудового, то как об институте административного или даже служебного права.

Таким образом, законодательство о государственной службе представлено многочисленными и разноречивыми нормативно – правовыми актами, что затрудняет поль­зование законодательством, приводит к разночтениям в правопри­менительной практике и, следовательно, к возникновению про­блем с соблюдением законов государственными гражданскими служащими.

Литература:

  1. Всеобщая Декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. — с. 460-464.
  2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//Российская газета от 21 января 2009 г. № 4831.
  3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. — с. 319-325.
  4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. — с. 5-11.
  6. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» //Российская газета от 23 августа 1998. №59.
  7. Приказ Минсельхоза России от 01.10.2013 № 368 «Об утверждении Положения о дополнительных выплатах, премировании и поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» // Российская газета от 11 декабря 2013 г. № 6255.
  8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области борьбы с преступностью от 10 сентября 2007 г. // Бюллетень международных договоров. 2008. № 10. — с. 69-73.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»//Российская газета от 3 февраля 2005 г. №3689.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» //Российская газета от 3 февраля 2005 г. №3689.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»// Российская газета от 18 февраля 2005 г. № 3703.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом» // Российская газета от 17 июля 2009 г. № 4955.
  13. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ [Текст]: принят Государственной Думой ФС РФ 25 апреля 2003 г.: в ред. от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2003. № 22.
  14. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ [Текст]: принят Государственной Думой ФС РФ 7июля 2004 г.: в ред. от 6 декабря 2012 г. № 31-П//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. №31.[schema type=»book» name=»Система правовых актов о государственной службе Российской Федерации» author=»Королева Е.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6775

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх