Номер части:
Журнал

САНИТАРНАЯ И ФИТОСАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ КАЗАХСТАНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . САНИТАРНАЯ И ФИТОСАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ КАЗАХСТАНА // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.





Вопросы безопасности и качества актуальны для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в подверженных во второй мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и сертификации позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран.

Для Казахстана проблема пищевой безопасности имеет особую актуальность в связи с происходящими в последние годы изменениями во всех сферах жизни страны, а также в преддверии вступления Казахстана в ВТО и созданием Евразийского экономического союза.

Проблема обеспечения пищевой безопасности включает в себя политический, социальный, технический, экономический, медицинский и другие аспекты. Существует множество практических инструментов, предназначенных для обеспечения пищевой безопасности. Один из них — техническое регулирование.

Техническое регулирование служит правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции и процессам, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям. Качество пищевых продуктов подтверждается проверкой на соответствие установленным техническим регламентам, стандартам, показателям. Причём главнейшим требованием всегда является безопасность.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:

  1. Регулирование внутреннего рынка;
  2. Создание благоприятных условий для развития внешней торговли [1].

Первая задача вызвана необходимостью выработать механизм формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара, который отвечал бы требованиям реформирования экономики, придания ей социальной ориентации, повышения конкурентоспособности продукции и экономики в целом. Государство при этом устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача государства в этой области состоит в том, чтобы создать равные и благоприятные условия для всех участников рынка.

Вторая задача вызвана проблемами глобализации. Необходимо создать такой механизм технического регулирования, который, с одной стороны, позволял бы вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле, а с другой — был бы гармонизирован с правилами, установленными международным сообществом.

В целях перехода на международную систему технического регулирования и выполнения требований Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и реализации законов Республики Казахстан «О техническом регулировании», «О безопасности пищевой продукции» в РК разработаны и приняты следующие технические регламенты:

  • «Требования к безопасности мяса и мясной продукции»;
  • «Требования к безопасности молока и молочной продукции»;
  • «Требования к безопасности плодов, овощей, корнеплодов и продуктов их переработки»;
  • «Требования к безопасности продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмальной продукции»;
  • «Требования к безопасности рыбы и рыбной продукции» [1].

  Болеют все: и люди, и животные. А наиболее эффективными средствами предотвращения болезни и борьбы с ее переносчиками сегодня считаются пестициды. Если с их помощью бороться с вредителями в растениях и кормах, то, естественно, эти вещества попадают в мясо. Когда пестицидов в мясе слишком много, это называется превышением максимально допустимого уровня (МДУ), и употребление такого продукта в пищу небезопасно. Кроме того, МДУ для различных пестицидов в разных странах отличается. Максимально допустимый уровень пестицидов в разных странах отличается и зачастую превышает МДУ, узаконенный в Таможенном союзе. В связи с этим в Таможенном союзе требуют от экспортеров мяса, чтобы содержание пестицидов в мясе, предназначенном для ввоза на территорию стран «тройки», не превышало МДУ Таможенного союза. [2]

Доверяй, но проверяй. Именно такой позиции придерживаются уполномоченные органы Казахстана, Беларуси и России при пограничном контроле ввозимой мясной продукции. Для этого в режиме государственного мониторинга отбираются пробы для исследования на содержание пестицидов и других запрещенных и вредных веществ. В случае выявления нарушений требований Таможенного союза к предприятиям – производителям небезопасного мяса применяются СФС-меры: в отношении продукции таких предприятий или вводится режим усиленного лабораторного контроля (проверяется каждая партия товара, поступающая с «провинившегося» предприятия), или временно приостанавливаются поставки в Таможенный союз.

Сдержать наступление вредителей и болезней должен в том числе комплекс СФС-мер, принимаемых в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Начинаются эти меры с мониторинга ситуации и анализа санитарных, фитосанитарных и ветеринарных рисков, который проводится научными учреждениями Беларуси, Казахстана и России в соответствии с основными принципами Соглашения ВТО по санитарным, фитосанитарным и ветеринарным мерам. Их нужно соблюдать еще и с учетом того, что Россия уже является членом ВТО и вскоре Казахстан присоединится к этой организации. [3]

Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — постоянно действующему наднациональному регулирующему органу Таможенного союза и Единого экономического пространства – отведена особая роль в регулировании отношений в области СФС-мер. Именно ЕЭК обеспечивает создание единого правого поля для свободного обращения продукции, безопасной для жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, окружающей среды, на таможенной территории Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В рамках Комиссии создан Департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, который старается выдерживать золотую середину: находит такие решения, которые, гарантируя допустимый уровень риска, в то же время создают минимум ограничений международному торговому обмену. При обеспечении безопасности товаров свобода их движения не должна ущемляться. Это одно из базовых правил Таможенного союза, уже на начальном этапе обеспечившее значительный экономический рост каждой из стран «тройки».

В соответствии с Соглашениями Таможенного союза по санитарным, ветеринарно-санитарным мерам и о карантине растений главным направлением деятельности ЕЭК в сфере применения СФС-мер в 2012 году и первой половине 2013 года являлась разработка новых и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты Таможенного союза в целях углубления интеграционных процессов, снижения административных барьеров и обеспечения безопасности подконтрольных товаров. Евразийской экономической комиссией принято в этой области около трех десятков решений.

Для устранения препятствий в международной и взаимной торговле внесены изменения в ряд базовых документов. В их числе Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, в части уточнения товарных позиций, подлежащих государственной регистрации; Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части установления порядка санитарно-карантинного контроля за товарами, в отношении которых одной из сторон введены временные санитарные меры; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам в целях их гармонизации с международными требованиями с учетом новых научных данных и предложений бизнес-сообщества; Единая форма свидетельства о государственной регистрации в части упрощения процедуры государственной регистрации продукции (товаров), поступающих в почтовых отправлениях; Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля в части сокращения перечня товаров, ввозимых морским транспортом, подлежащих предварительной нотификации. Подготовлены проекты документов, устанавливающих единые фитосанитарные требования, а также проект Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений, в соответствии с которым они будут утверждены.

На основе новых научных исследований и с учетом гармонизации с законодательством зарубежных стран Евразийская экономическая комиссия продолжает разработку и обновление нормативно-правовых документов Таможенного союза в сфере санитарных мер. В 2013-2014 годах была проведена:

  • разработка и применение единой методологии оценки риска с учетом международных требований;
  • принятие единых требований, правил и процедур, регламентирующих условия производства и реализации продукции;
  • гармонизация законодательства государств Таможенного союза и Единого экономического пространства в области ответственности за нарушение санитарных мер;
  • унификация правил осуществления контрольно-надзорной деятельности, включая единые подходы к проведению лабораторных испытаний товаров (продукции);
  • утверждение единых правил взаимодействия государств Таможенного союза и Единого экономического пространства при возникновении карантинных инфекций среди людей и/или животных, ликвидации очагов карантинных объектов.

Реализация названных задач обеспечивает единство нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства с международными стандартами, снижает административные барьеры, а также позволяет сформировать единую ответственность за нарушение требований в области санитарных мер. Все это позволяет повысить уровень санитарной защиты таможенной территории Таможенного союза.

Дальнейшее развитие ветеринарно-санитарных мер Таможенного союза неразрывно связано с основными направлениями интеграционных процессов до 2015 года с учетом реалий и имеющихся проблем сегодняшнего дня. К 2015 году должна быть завершена кодификация всей нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в том числе в области применения ветеринарно-санитарных мер. Это означает систематизацию законодательства, качественную переработку действующих норм, устранение коллизий и несогласованностей, восполнение пробелов и отмену устаревших норм. В итоге законодательство Таможенного союза приобретет систематизированный вид, наполнится новым содержанием – используя язык математиков, оно будет приведено к общему знаменателю.

Принимая во внимание Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года No 21 «О реализации основных направлений интеграции», ЕЭК проводит поэтапную реализацию единой политики в сфере ветеринарно-санитарных мер в части:

  • единой методологии оценки и управления рисками в области ветеринарии с учетом международных требований;
  • единых ветеринарно-санитарных мер, правил и процедур, регламентирующих условия производства и реализации товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в том числе лекарственных средств и диагностических препаратов ветеринарного назначения;
  • единых правил осуществления контрольно-надзорной деятельности;
  • единых подходов к проведению лабораторных испытаний товаров (продукции) в сфере ветеринарии;
  • единого порядка осуществления ветеринарно-санитарного контроля;
  • единой системы идентификации сельскохозяйственных животных и прослеживаемости подконтрольных товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
  • единого порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;
  • единого порядка ветеринарной сертификации объектов контроля;
  • единого порядка лабораторного обеспечения ветеринарно-санитарных мер (наднациональные, национальные и региональные лабораторные организации) с определением референтных центров;
  • единых правил взаимодействия государств-членов Союза при профилактике, локализации и ликвидации очагов карантинных и особо опасных болезней животных;
  • единого порядка проведения регионализации (зонирования) и компартментализации территории для определения популяций животных, обладающих конкретным эпизоотическим статусом по списочным болезням Международного эпизоотического бюро на основании географических критериев;
  • единых ветеринарно-санитарных правил по профилактике и мерам борьбы с заразными болезнями животных в соответствии со сводным перечнем особо опасных и карантинных болезней животных [4].

Таким образом, к моменту создания Евразийского экономического союза в 2015 году будет сформирована единая кодифицированная нормативно-правовая база Таможенного союза по санитарным, ветеринарно-санитарным и фитосанитарным мерам, отвечающая всем канонам международной практики.

Список использованной литературы:

  1. Mortality and global health estimates, https://www.who.int/gho/mortality_burden_disease/en/, последнее посещение 29.10.2014.
  2. Maximum Residue Limits: Protectionism or Food Safety?, presentation at the Agricultural & Applied Economics Association’s 2012 AAEA Annual Meeting, Seattle, Washington, August 12-14, 2012, Derek Farnsworth, University of California, Davis Department of Agricultural and Resource Economics.
  3. Международная экономическая интеграция (последнее посещение 05.11.2014).
  4. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) // О безопасности пищевой продукции. — 2011. URL: <https://www.tehreg.ru/TP_TC/TP_TC_021_2011/TP_TChtm>, последнее посещение 16.01.2015[schema type=»book» name=»САНИТАРНАЯ И ФИТОСАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ КАЗАХСТАНА» author=»Аянбаев Елдар Серикханович, Сайрамбаева Жулдыз Талгатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх