Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

В соответствии с Конституцией РФ [1] человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. При этом права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов (ст. 2, 18).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17). В качестве одного из основных международно-правовых принципов выступает уважение прав человека и основных свобод [2].

Указанные правовые нормы-принципы определяют правотворчество в Российской Федерации.

Ведущую роль в правотворческой деятельности играют государственные органы. Большое значение для граждан имеет правотворчество органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 11.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014 [3]; далее – Закон о прокуратуре) установлено, что прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности (п. 4 ст. 1, ст. 9). Органы прокуратуры осуществляют эту функцию в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 2 ст. 1).

Прокуроры в ходе реализации своих полномочий непосредственно сталкиваются с пробелами, противоречиями и коррупциогенными факторами в законодательстве, нарушающими права и свободы человека и гражданина. Причем органы прокуратуры располагают возможностью доводить сведения о подобных изъянах законодательства до субъектов правотворчества. Однако прокуратура не подменяет государственные органы и органы местного самоуправления в правотворческой деятельности.

Не менее важно участие прокуратуры в правотворчестве для предупреждения возможных нарушений прав и свобод человека и гражданина. Реализация указанной деятельности органами прокуратуры позволяет исключать такие нарушения уже при подготовке нормативных правовых актов.

Участие прокуратуры в правотворчестве включает также охрану и защиту общезначимых интересов общества и государства, чем обеспечивается соблюдение требования Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Прокуратура выполняет охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в сфере правотворчества на основе обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. Поэтому участие прокуратуры в правотворческой деятельности представляет собой содействие в пределах имеющихся полномочий обеспечению соответствия разрабатываемых и принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов положениям Конституции Российской Федерации и законов, в первую очередь гарантирующим права и свободы человека и гражданина.

Участие органов прокуратуры в правотворчестве имеет обусловленные его правозащитным назначением самостоятельные задачи, которые состоят, во-первых, в выявлении необходимости правовой регламентации общественных отношений и ее совершенствования. Во-вторых, к задачам осуществления прокуратурой указанной деятельности относятся предупреждение, выявление и устранение в правовом регулировании в пределах своих полномочий пробелов, противоречий и коррупциогенных факторов, нарушающих права и свободы человека и гражданина, а также интересы общества и государства, верховенство закона, единство и укрепление законности.

Указанная деятельность осуществляется органами прокуратуры в определяемых ее задачами собственных направлениях (включая участие в подготовке нормативных правовых актов) и организационно-правовых формах (например, правовой оценки проектов нормативных правовых актов).

Прокуроры используют для участия в правотворчестве специальные полномочия (например, внесение предложений об изменении, о дополнении, об отмене и о принятии нормативных правовых актов в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней). Указанная деятельность прокуратуры выполняется также особыми правовыми и организационными средствами (к примеру, в виде заключения на проект нормативного правового акта, создания рабочих групп для подготовки таких проектов). Полномочия и организационно-правовые средства для участия в правотворчестве предоставляются органам прокуратуры законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация провозглашена в Конституции Российской Федерации правовым государством (ст. 1). В таком государстве право и закон должны служить основной гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В условиях правового государства, неуклонно повышающего требования к охране и защите прав и свобод человека и гражданина, необходимо непрерывное совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения правозащитного назначения участия прокуратуры в правотворческой деятельности.

В связи с этим воплощение вышеприведенных норм Конституции Российской Федерации и международного права предполагает установление приоритета охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в иерархии целей деятельности отечественной прокуратуры, включая участие ее в правотворчестве. Для этого п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре может быть изложен в следующей редакции: «В целях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства на основе обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняет иные функции и деятельность, определяемые федеральными законами». К последним относится участие органов прокуратуры в правотворчестве.

Кроме того, претворение в жизнь приоритета правозащитного назначения участия прокуратуры в правотворчестве нуждается в полной реализации  потенциала этой деятельности. Однако Законом о прокуратуре осуществление такой деятельности ограничено внесением прокурорами в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9).

Однако участие органов прокуратуры в правотворчестве включает и иные направления и формы деятельности. Так, прокуроры участвуют в подготовке нормативных правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления. Наряду с этим прокуроры дают правовую оценку поступающим к ним проектам таких актов, самостоятельно их разрабатывают и участвуют в обсуждении принимаемых (издаваемых) правовых актов на заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Например, в первой половине 2014 г. прокуроры субъектов Российской Федерации внесли в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации 228 проектов нормативных правовых актов. При этом ими использовалось право законодательной инициативы, предоставленное конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, которым в настоящее время наделены 78 прокуроров субъектов Российской Федерации. Прокуроры городов и районов направили в органы местного самоуправления свыше 12 тыс. проектов нормативных правовых актов. Причем они активно применяли право нормотворческой инициативы, которым обладают согласно уставам муниципальных образований. Отметим, что в целом ряде субъектов Российской Федерации (Иркутской, Псковской областях и других) такое правомочие предоставлено горрайпрокурорам во всех муниципальных образованиях. На основе внесенных прокурорами проектов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принято более 7,9 тыс. нормативных правовых актов (остальные находятся в стадии рассмотрения).

За этот же период прокурорами составлено тыс. заключений на поступившие к ним проекты нормативных правовых актов. Обратим внимание, что правовые заключения составляются ими исключительно при наличии в таких проектах противоречий нормам более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов либо нарушений правил юридической техники.

Наряду с этим прокуроры участвовали более чем в 47,2 тыс. заседаний органов государственной власти, органов местного самоуправления, их комитетов, комиссий и рабочих групп, связанных с подготовкой нормативных правовых актов [4].

Действенная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина предполагает также системное участие прокуратуры в правотворчестве, которое представляет собой использование с этой целью в рассматриваемых правоотношениях результатов осуществления не только собственно функции участия в правотворческой деятельности, но и иных функций и деятельности органов прокуратуры.

По нашему мнению, обеспечение прав и свобод человека и гражданина едва ли можно считать надежным, если принят (издан) и вступил в силу нормативный правовой акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина. При этом результаты прокурорского надзора за законностью правовых актов и оспаривания прокурорами незаконных правовых актов в судах оказывают существенное воздействие на формирование законодательства Российской Федерации без подобных нарушений.

Установление и последовательное укрепление приоритета охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо и в такой функции прокуратуры, как международное сотрудничество. В соответствии с Законом о прокуратуре выполнение этой функции включает участие в разработке международных договоров Российской Федерации, а также подготовку и заключение соглашений с соответствующими органами зарубежных государства и международными организациями по вопросам борьбы с преступностью (ст. 2). Первостепенное значение в реализации российской прокуратурой своих правотворческих полномочий при осуществлении международного сотрудничества надлежит придавать обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполнение этого требования имеется повышенное значение, например, в сферах выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, передачи из-за рубежа и принятия лиц, совершивших общественно опасные деяния, для принудительного лечения, а также оказания правовой помощи по уголовным делам, связанной с производством следственных действий, которые затрагивают указанные правомочия личности.

Для эффективной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо применение и результатов деятельности, не образующей функций прокуратуры. Так, Законом о прокуратуре на прокуроров возложено рассмотрение и разрешение направляемых им обращений граждан и организаций (ст. 7). Подобные обращения нередко свидетельствуют о необходимости совершенствования законов и иных нормативных правовых актов. Например, в первой половине 2014 г. в органы прокуратуры поступило около 1,9 млн. обращений граждан и организаций, из которых 981,3 тыс. удовлетворено [5].

С целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина прокурорам следует постоянно проводить в процессе своей функциональной деятельности мониторинг обеспечения этих правомочий в законодательстве и правоприменении, результаты которого должны применяться ими в сфере правотворчества.

Сказанное позволяет считать, на наш взгляд, что охрана и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой основной фактор участия прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской. Федерации. 2014. № 9. Ст. 851.
  2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Международное публичное право: сборник документов. Т. М.: БЕК, 1996. С. 8–12.
  3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1992 № 2201-1 « (в ред. от 21.07.2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4234.
  4. Сведения о работе прокурора по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Сводный отчет по Российской Федерации по форме НПА за январь-июнь 2014 г. Утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.05.2010 № 227 // [Электронный ресурс] URL: //Spark/статистика (дата обращения 14.01.2015).
  5. Сведения о работе прокуроров по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений: Сводный отчет по Российской Федерации по форме ОЖ за январь-декабрь 2011 г., за январь декабрь 2012 г., за январь-декабрь 2013 г., за январь-июнь 2014 г. Утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.06.2011 № 176 // [Электронный ресурс] URL: //Spark/статистика (дата обращения 14.01.2015).[schema type=»book» name=»ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ» author=»Жидких Анатолий Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found