Введение. Анализ литературы показывает, что возрастной переход к школьному детству знаменуется усиленным развитием личностных характеристик и одаренности ребенка, к которой предъявляются специальные требования. Во-первых, это генотипическое влияние –– дар, переданный по наследству, когда происходит не только констатация одаренности, но и развитие способностей. Во-вторых, необходимы знания специальных приемов и упражнений для их поддержания. В-третьих, влияние условий семейного воспитания. И в-четвертых, учет полоролевой демократизации. Рассмотрим предпосылки такого подхода.
В современном обществе разносторонне одаренный ребенок очень нуждается в родительской поддержке, чтобы остаться открытым, гибким, самостоятельным и сохранить психическое здоровье. Поэтому главная роль принадлежит стилю семейного воспитания, когда ценностные ориентации и установки заложены в условия гармоничного развития [1].
Особое внимание привлекает психосоциальная отзывчивость одаренных детей. Обладая обостренным отношением к справедливости, им трудно прижиться в любом социоуме, так как завышенные требования к окружающему влияют на эмоциональный баланс и приводят к заниженной самооценке [2].
Имеется две крайности в воспитании детей. Одна из них –– это, когда цели и трудности их достижения приводят ребенка к переживаниям и моральным травмам, а у родителей от понимания того, что их ребенок имеет необычные способности появляются не только чувства радости и гордости, но тревога и ответственность. В результате, ребенок подвергается разного рода сомнениям и страхам. К другой крайности относится безмерное восхищение возможностями и успехами своего чада: родители рады продемонстрировать посторонним успехи малыша. Как правило, такие ситуации развивают у ребенка непомерное самомнение, что затрудняет процесс социальной адаптации. Взрослые часто ошибаются в оценках способностей ребенка, поэтому в вопросе воспитания одаренных детей следует прислушиваться к мнению специалистов –– воспитателей детских учреждений, учителей и психологов, которые вовремя порекомендуют применение приемов родительского воспитания [6].
В первую очередь внимание надо уделить формированию «Я-концепции» ребенка, когда у него закладывается здоровое самоощущение себя в мире, и чувству юмора как защитному механизму. В раннем детстве защитный механизм юмора еще не сформирован, поэтому многие страхи воспринимаются преувеличенно трагически [4].
Родители в настоящее время слишком высоко оценивают представленность традиционных для пола качеств личности [1]. В образе идеальной женщины превозносятся уступчивость и эмоциональность, а в образе идеального мужчины — воля, и это тогда, когда в мировом сообществе наблюдается тотальная полоролевая демократизация. Однако навязанная «классика» вредна для формирования одаренности. Родительская поддержка в противостоянии давлению социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, особенно для девочек, так как традиционно в социуме образ идеальной женщины подразумевает чрезмерную уступчивость, что в итоге приводит к необоснованному конформизму. Ведь с раннего детства родители формировали жизненный сценарий: подчиняешься — значит, ты хорошая и любимая дочь. Выйти из подобного родительского программирования во взрослом состоянии человеку затруднительно, особенно при неуверенности в себе [7].
Несмотря на большие способности, многие девочки показывают неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний в профессиональной сфере. Стимулирование желательных черт, как «мужских», так и «женских», в одном человеке поможет ему достичь большей полноты проявлений, сочетая независимость с чувствительностью, самоутверждение с пониманием [1].
В процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации двух крайностей воздействия на ребёнка –– гиперопеки, либо гипоопеки [3].
Изложение материала. Нами на младших школьниках кластерным анализом (Q форма с метрикой Евклида) установлены особенности влияния стиля семейного воспитания на младших школьников. В работе для доказательства влияния стиля семейного воспитания на личность младшего школьника использовали данные вопросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбранная методика предназначалась для изучения опыта родителей при воспитании детей [8]. Получены данные древодендритов для трех выборок: вся выборка, выборка мальчиков и выборка девочек и показано, что стиль семейного воспитания взятой выборки из 24 человек в своей основе негармоничный, характеризуемый как «потворствующая гиперпротекция» [3].
Имеются отличия в характеристиках по полу. Для мальчиков выявлена неустойчивость стиля воспитания при недостаточных требованиях обязанностей и запретов ребенку. Родители либо вовсе обходятся без наказаний, либо применяют их крайне редко, уповая на поощрения. Видна и гипопротекция, когда ребенок предоставлен себе, а родители не интересуются и не контролируют его. Особенно неприятны последствия такого воспитания при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов [9]. Для девочек выявлена чрезмерная требовательность обязанностей при неуверенности родителей, выражающаяся в недостаточных запретах и неустойчивом стиле воспитания.
Выводы. Воспитание одаренных детей в семье делает проблему особенно острой. Развитие творческого потенциала личности рассматривается сейчас как цель образования. Учет специальных требований к одаренности и значимость поставленной проблемы позволяет наметить программу исследований одаренных младших школьников. При этом особую роль, по-видимому, должна играть интеллектуальная одаренность ребенка [3].
В настоящее время имеются игры для школы и дома, которые дают материал упражнений и корректирующие программы [4; 6]. Метод же кластерного анализа позволит четко определить особенности влияния стиля семейного воспитания на одаренных детей [5].
Литература:
- Воспитание одаренных детей в семье. Материалы интернет ресурса: https://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/vospitanie-odaryonnyx-detej-v-seme/
- Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Панова.– М.: Молодая гвардия, 1997.–137с.
- Кузьмина, Р.И. Агрессивность младших школьников в рамках семейного воспитания // Актуальные проблемы ХХI века: VIII Межд. Науч-практич. Конф. – М., 2016. 2 часть. – С. 102-107.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренным детьми, Волгоград, Изд. «Учитель», 2008.
- Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. – 2010. Том. 3. – № 2. PsyJournals.ru — [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –https://psyjournals.ru/exp/2010/n2/29802_full.shtml
- Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 181-184.
- Проблемы семейно-родительских отношений https://studopedia.ru/11_114295_problemi-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-blagopoluchiya-rebenka-v-seme.html
- Семейное воспитание: Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. ––http: http://psyholog.by/klient/tests/81-test.html; https://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv
- Стили воспитания и их влияние на детско-родительские отношения. [Электронный ресурс]. – URL: https://shkola-73- lnk.ucoz.ru/blog/stili_vospitanija_i_ikh_vlijanie_na_detsko_roditelskie_otnoshenija /2010-11-29-3 б) enc-dic.com/a/107131/а._болдуин_…
- Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования / Е.Л. Яковлева // Мир психологии. – 1996. N2. – С. 145-151.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov#ixzz2RT2RJDOM.[schema type=»book» name=»СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОДАРЕННОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ПОДХОД ИССЛЕДОВАНИЯ» description=»Одарённый ребёнок –– прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому требуется родительская забота и любовь. Определено, что в современных условиях для поддержания и развития одаренности необходимо учитывать четыре составляющие: генотипические свойства (дарование), знание правил воспитания, поддержание одаренности упражнениями и значение полоролевой демократизации. Установлена особенность влияния на младшего школьника гипер- и гипоопеки. Сделан прогноз влияния стиля семейного воспитания на одаренность.» author=»Кузьмина Рузольда Ивановна, Аблаева Лилия Ринатовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]