Социально-экономические глобализационные процессы, происходящие в стране и мире, оказывают негативное воздействие на психику человека. Появляется необходимость исследования свойств личности, которые помогут эффективно строить жизнедеятельность в условиях перемен. Одним из таких личностных свойств является социально-психологическая адаптация. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды [4, с 152].
Наиболее широко феномен профессиональной востребованности представлен в социологических [1] и экономических исследованиях [2]. В психологии данный феномен изучен сравнительно недавно. Е.В. Харитонова в своих работах определяет профессиональную востребованность через конструкт метасистемы субъективных отношений личности к себе как «значимому для других» профессионалу [5, с. 40-43]. Исследователь отмечает, что профессиональная востребованность непосредственно связана с социально-психологической адаптацией личности. С ростом уровня востребованности увеличиваются адаптационные возможности личности. Для личности с низким уровнем профессиональной востребованности возможны нервно-психические срывы, а также низкий уровень социализации [6].
Немало работ посвящено описанию социальной адаптации субъектов различных сфер деятельности и профессий. Однако исследований, касающихся социально-психологической адаптации военнослужащих (курсантов и молодых офицеров) к обучению и к дальнейшей службе, мало.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что с появлением и развитием в вооруженных силах новых видов деятельности, от военнослужащих требуют значительных качественных изменений в личности. Поэтому факторами, способствующими успешной адаптациии, являются осознание своей профессиональной востребованности, самостоятельность в принятии решений и саморегуляция поведения, что в будущем поможет избежать нервно-психических срывов, коммуникативных трудностей и профессионального выгорания личности.
Цель проводимого нами исследования, выявить взаимосвязи между социальной адаптацией и самоотношением военнослужащих (курсантов и офицеров) действительной и будущей профессионально-личностной востребованности.
Практическим аспектом полученных результатов может стать определение направлений психологического сопровождения индивидуально ориентированной развивающей работы с курсантами и офицерами для повышения эффективности их служебной деятельности.
Организация исследования. В исследовании приняли участие 104 военнослужащих военного образовательного учреждения. Среди них молодые офицеры (48 человек), стаж службы которых составляет до 5 лет, и курсанты выпускного курса (56 человек). Использованы методики: опросник К. Роджерса, Р. Даймонда «Оценка уровня социально-психологической адаптации»; Опросник профессиональной востребованности личности (ПВЛ) Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько [3, 7]. Применен метод статистической обработки: корреляционный анализ по Пирсону (r-критерий).
Результаты и их обсуждение.
Общегрупповой уровень социальной психологической адаптации (СПА) у курсантов военного училища средний (М=16,3±10,1), а у офицеров находится в диапазоне выше среднего (М=19,4±10,26). Офицеры успешнее приспосабливаются к условиям социальной среды, что выражается в готовности к изменениям, то есть формированию новых навыков, умением изменять сложившиеся привычки. Курсанты-выпускники готовятся к переходу от учебной деятельности к профессиональной. Данный отрезок жизни сопровождается тревожностью, осмыслением будущих перспектив, внутренней неопределенностью, что может оказывать влияние на уровень социальной адаптации.
Общий уровень профессиональной востребованности офицеров и курсантов высокий (офицеры: М=167,4±16,33; курсанты: М=168,5±15,02). Военнослужащие считают себя профессионалами в своей деятельности, гордятся тем, что являются представителями профессионального сообщества, высоко оценивают результаты и перспективы своей службы. «Профили» востребованности у курсантов и офицеров, по сути, идентичны. Различие связано с оцениванием показателя «Удовлетворенность реализацией профессионального потенциала» (УРПП). Среднегрупповое значение в группе курсантов выше, чем у офицеров (при t=8,8 р< 0,001). Это свидетельствует о том, что выпускники еще не столкнулись с реалиями офицерской службы, поэтому они оптимистично смотрят на перспективы развития и реализации своего профессионального потенциала, субъектную востребованность профессиональных знаний, умений и компетентности.
Далее выборка военнослужащих была разделена на три подгруппы по выраженности уровней адаптации (высокий – n1; средний – n2; и низкий – n3). Корреляционный анализ показал следующее (Таблица 1).
Военнослужащие группы n1 более склонны к критической оценке перспектив профессиональной самореализации (фактор «УРПП» r= — 0,369; р<0,05).
Для подгруппы n2 характерно отсутствие выраженных корреляционных связей. Такой результат позволяет предположить, что средний уровень адаптации не оказывает никакого влияния на факторы профессиональной востребованности.
Сниженный уровень социальной адаптации (n3) взаимообусловливается сниженными показателями самоотношения (r=0,359 р<0,1). Причем военнослужащие склонны принижать значения своих достигнутых профессиональных результатов (фактор «ОРПД» r=0,485 р<0,01). Эти данные свидетельствуют о наличии внутриличностного кризиса профессиональной и социальной востребованности.
Таблица 1
Корреляционная матрица (r) взаимосвязей факторов профессиональной востребованности личности и уровней социальной адаптации
факторы ПВЛ | Уровни социальной адаптации | ||
высокий (n1=36 чел) | средний (n2=37 чел) | низкий
(n3=29 чел) |
|
Уровень реализации профессионального потенциала (УРПП) | -0,369* | -0,004 | 0,116 |
Принадлежность к профессиональному сообществу (ППС) | 0,033 | -0,086 | 0,180 |
Переживание профессиональной востребованности (ППВ) | 0,037 | -0,149 | 0,283 |
Профессиональная компетентность (ПК) | -0,081 | -0,206 | 0,225 |
Профессиональная аттракция (ПА) | -0,061 | -0,140 | 0,206 |
Оценка результатов профессиональной деятельности (ОРПД) | 0,098 | -0,053 | 0,485** |
Отношение других (ОД) | 0,068 | -0,186 | 0,228 |
Самоотношение (СО) | 0,224 | -0,197 | 0,359* |
Общий уровень профессиональной востребованности (ОУПВ) | 0,023 | -0,172 | 0,308 |
Примечания: «*» – р<0,05; «**» – р<0,01.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Социально-психологическая адаптация является одним из факторов, обусловливающих метасистему профессиональной востребованности. Это обстоятельство дает возможность дальнейшего исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации личности и профессиональной востребованности на примере кадровых военнослужащих.
Выявлено, что общий уровень профессиональной востребованности зависит от имеющегося уровня социальной адаптации. Военнослужащие с высоким уровнем адаптации считают себя профессионалами в своей деятельности, с успехом раскрывают и дальше свои способности. Средний уровень не оказывает значимого влияния на самоотношение курсантов и офицеров к своей службе. Низкий уровень социальной адаптации, наоборот, связан с сомнениями о перспективах профессиональной карьеры.
Опираясь на полученные данные, можно выделить направления для психопрофилактической работы с военнослужащими.
Список литературы:
- Мельник Т.И. Маркетинговый подход к коррекции системы подготовки востребованного специалиста // Коррекция системы подготовки компетентного востребованного специалиста: материалы Интернет-конференции. Волгоград, 2007. URL: www.volsu.ru
- Радаева Е.А. Востребованность кадрового потенциала государственной гражданской службы (Социологический аспект): дис. канд. социол. наук. М., 2004.
- Роджерс К., Даймонд Р. Опросник «Оценка уровня социально-психологической адаптации» // Психология менеджмента: практикум // Под. ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб : Речь, 2010. – 535 с.
- Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2007. — N 5 (40). — С. 152-157.
- Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2012. –50 с.
- Харитонова Е.В. Психологические особенности профессионально-востребованной личности // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология, 2009, №4 (51). С. 302-308.
- Харитонова Е.В., Ясько Б.А. Опросник «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ): методическое руководство. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – 40 с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ» description=»В статье проанализирована взаимосвязь профессиональной востребованности и социально-психологической адаптации личности. Социально-психологическая адаптация является одним из факторов, обусловливающих метасистему профессиональной востребованности. Выявлено, что общий уровень профессиональной востребованности зависит от имеющегося уровня социальной адаптации.» author=»Вызулина Ксения Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]