Трудно сегодня назвать хотя бы одного человека здоровым: какие -ни — будь болезни да найдутся, особенно в подростковом возрасте, Состояние здоровья влияет на развитие и будущую его жизнь. В этом возрасте организм перестраивается, готовится к взрослой жизни, идет бурный рост физической силы и умственных способностей. Интенсивно формируется ценность здоровой личности, возникают новые отношения в общественной жизни и к окружающему миру.
Здоровье подростка напрямую зависит от множества факторов: атмосферы семьи, благосостояния и образа жизни родителей, школы, доступности медицинских услуг, качества питания, условий для занятий физической культурой и спортом. Но существуют на всех этих направлениях немало нерешенных проблем, особенно главной ценностью в формировании здорового образа жизни остается родитель и ребенок.
В понятии здоровья и здорового образа жизни мы опирались на формулировку Всемирной Организация Здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов» [4, с. 10].
Здоровье имеет существенную взаимосвязь с образом жизни. Наиболее полное определение понятия образа жизни дает Р. Рывкина: «образ жизни – совокупность нескольких различных и взаимосвязанных видов социальной активности», выделяя следующие значимые виды социальной активности:
- различные виды экономической деятельности (например, индивидуально-трудовая деятельность);
- комплекс занятий в сфере домашнего хозяйства (например, удовлетворение повседневных бытовых потребностей);
- занятия в сфере образования (например, обучение в вузе);
- формы проведения свободного времени (например, отдых и развлечения);
способы поддержания здоровья (например, занятия спортом) и т.д.
По мнению Р. Рывкиной, в системе образа жизни кристаллизуются те стандарты поведения, которые были сформированы у индивида и которые меняются под воздействием условий его жизни [5, с.109].
Важно также отметить, что образ жизни включает в себя два компонента: «условия жизни» и «стиль жизни». Условия жизни составляют совокупность природных, производственных, экономических, социально-политических, социокультурных, психологических и других факторов, которые необходимы для воспроизводства жизни индивида. Понятие стиль жизни – это явление, производное от образа жизни, поскольку складывается в рамках определенного образа жизни и зависит от индивидуального жизненного выбора.
Итак, категории «образ жизни» и «здоровье» имеют существенную взаимосвязь, которая выражается в понятии «здоровый образ жизни».
В большинстве случаев человек предопределен вести тот образ жизни, который задан ему от рождения. Это зависит от уровня его развития, общих принципов организации жизнедеятельности до конкретных форм поведения, соответствующих определенному социальному положению. Немаловажным фактором для подростка является семья, как один из факторов формирования ценности здорового образа жизни родителя и подростка. Семья — малая социальная группа, члены которой живут вместе, ведут общее хозяйство, связаны взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. [3, с.64].
Одним из функций семьи является воспитание. Под воспитанием понимается воздействие на ребенка системы общественных отношений, взглядов, норм и ценностей семьи с целью формирования ценности здоровой личности. Часто родители расплывчато представляют цели и задачи воспитания, по этой причине не могут правильно организовать воспитание физически, психологически, духовно, здорового ребенка в своей семье [там же, с.69].
Психологическая система воспитательного процесса особенно проста.
Взрослый говорит ребенку, что и как нужно делать, ребенок повторяет в силу подражательной реакции. Постепенно определенная форма поведения становится привычкой и внутренней необходимостью, которая формируется в процессе развития ребенка и его деятельности, если упустить, то поведение становится нестабильным.
Беря во внимание период стадии развития подросткового возраста, с одной стороны, становиться более устойчивой, а сдругой претерпевает определенные изменения зависящие от целого ряда причин: во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие своего телесного облика «я» концепции, во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и появлению способности различать реальные и гипотетичекие возможности, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды родителей» учителей, сверстников, могут оказаться взаимно противоречивыми.
Социализация и роль для подростка приобретает ведущее значение: стандарты, ценности, убеждения, характерные для данного общества, возросших когнитивных возможностей и расширение его окружения часто приводят к ролевому конфликту, несущему статусную неопределенность, что накладьвзает явный отпечаток на его концепцию.
Характер влияния на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, с помощью которых наиболее эффективно происходит включение подростка в процесс, направленного на формирование социального положения и ценностями собственного здоровья.
Существует несколько автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, это подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая ребенка за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, это идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
В-третьих, это понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества [2, с. 80].
Немаловажным фактором является эмоциональный тон отношений между родителями и детьми. Психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие — теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), воспитание имеет свойства внимания и поощрения, что дает возможность на высокое самоуважение, развитие устойчивого положительного образа «я». На другом полюсе — далекие, холодные и враждебные отношения, воспитание проходит в строгости и наказании, что такой ребенок имеет меньше шансов на высокие теплые дружеские отношения с другими людьми. [2, там же].
Изучение подростков, у которых в детстве недоставало родительского внимания и тепла, часто показывают психофизиологические и психосоматические нарушения, невротические расстройства, трудности в общении, умственной деятельности или учебе.
Эмоциональный тип семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера, где родительский контроль можно представить в виде шкалы, на одном полюсе высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание. Это проявляется в разном распределении власти родителя, с одной стороны старшеклассники имеют право почти на полную самостоятельность, с другой стороны право решения остается только за родителем.
Взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности и социальной ответственности. Вместе с тем гибко и рационально; родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком, прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. [5, с. 54].
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, либо вызывают протест, либо агрессию, либо привычную апатию и пассивность у ребенка.
При попустительском стиле пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния как школа, сверстники, средства массовой коммуникации часто могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Такое невнимание со стороны родителей может вызывать неосознанную враждебность, которая может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, но если эта агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувство вины и тревоги.
Образ жизни родителя одно из условий формирования ценности здоровой личности. Воспитывают, прежде всего, конкретный пример, поведение, поступки родителей и окружающих их людей.
На вопрос: «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши родители?» -положительно ответили свыше 70 % ленинградских старшеклассников. Хотели бы походить на родителей «кое в чем» — 10 %, ни в чем — 7 % , уклонились от ответа на вопрос 11 % опрошенных [1, с. 89].
Одним из примеров образа жизни родителей, влияющих на здоровье детей, показал, что алкогольные напитки периодически принимают 12% матерей и 61% отцов. Курили до беременности 16% матерей и 74% отцов. В семьях, где родители курят, у детей эта вредная привычка встречается в 3,14 раза чаще, по сравнению с некурящими семьями. Из 122 старшеклассников постоянно курят 14%; пробовали раньше или курят иногда 30%. [6, с. 90].
Подросток уважает, любит своих родителей и стремится сознательно или неосознанно быть похожим на них во всем, но больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.
При проведенном исследовании уровень понимания родителей своего ребенка в легкости общения собственной откровенностью с ним, оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям — сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается от VII к IX классу. Это заключается в психологии взрослых, прежде всего в самом родителе, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка.
Понять его внутренний мир можно будит только при условии уважение к нему приняв его как некую автономную реальность.
Итак, роль родителя в глазах ребенка выступают в нескольких ценностях: в виде источника эмоционального тепла и поддержки; в виде власти распорядителя благ, наказаний и поощрений; в виде образца, примера для подражания, стараться взглянуть на проблему глазами своего ребенка. Снижение или отсутствие, какой либо ценности в семье родитель не сможет сформировать здоровый образ жизни будущей личности.
С целью изучения представлений связи ценности о здоровом образе жизни родителя и подростка, нами было проведено исследование в котором приняли участие 346 подростков, 60 родителей. В результате было установлено оценить, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент. Родители и подростки – 80 % выбрали ценность в выборе верных друзья.
- Что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни. Родители – 70 % считают, необходимым приобретение упорства и трудолюбия, подростки — 65 % надеются на везение и удачу.
- Какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из разных источников? Родители — 65 %, и подростки – 68 % сведения о здоровье получают из СМИ.
- Какой фактор оказывает наибольшее влияние на состояние вашего здоровья? Для родителей – 76 % является фактор качество медицинского обслуживания. Для подростков – 77 % отдают первое место экологической обстановке.
- Что вы делаете для поддержания своего здоровья? Родители – 66 % и подростки – 68 % предпочитают следить за своим весом.
- Почему родители и подростки недостаточно заботятся о своем здоровье? Родители — 69 % не хотят себя ни в чем ограничивать, а у подростков – 69 % не хватает силы воли.
В заключении можно сказать, что выявлен низкий уровень осознания здорового образа жизни у родителя, который связан с тем же низким уровнем у ребенка. Данная тематика имеет важный практический подход, в разработке формирующих программ о здоровье, что даст возможность сформировать здоровую личность и общество в целом.
Список литературы:
- Волков В. С. Психология ранней юности. /В.С. Волков Психология ранней юности. – М: 2001 – 256 с.
- Кон И.С. Психология Юношеского возраста. учеб. пособие. М: 1979.- 324 с
- Митяева А. М. Здоровый образ жизни : учеб. пособие. «Академия», 2008. — 144 с.
- Никофоров Г.С. Психология здоровья: учеб. для вузов. Питер, 2006.- 345 с.
- Равкина, З.И. Воспитание детей в семье. М: 1958. – 132 с.
- Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Реализация права подростков на здоровый образ жизни – обязанность общества. Право и образование 2007 № 10 С. 88 – 97 с.[schema type=»book» name=»СВЯЗЬ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА» description=»в статье представлены результаты изучения связи ценности здорового образа жизни родителя и ребенка. Доказано, что отсутствие данной ценности в семье не создает необходимые предпосылки и психологические основы для его формирования у ребенка. Низкий уровень осознания важности здорового образа жизни у родителя связан с тем же низким уровнем у ребенка. Выявлена роль семьи в формировании ценности здорового образа жизни.» author=»Петрова Лариса Витальевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]