В современном мире наблюдается тенденция к увеличению миграционных потоков. Вопросы интеграции разных категорий мигрантов в принимающее сообщество продуктивно исследованы в трудах многих авторов [Шамионов Р.М., Константинов В.В., Рябиченко Т.А., Лебедева Н.М. и др.]. Известно, что реакция на миграционный процесс со стороны представителей коренных местных жителей зачастую негативна.
Негативное отношение можно объяснить ожиданием определенной угрозы от мигрантов. Чаще всего выделяют угрозы экономической и культурной безопасности. Сущность экономической угрозы состоит в борьбе за ресурсы или социально-экономические условия. Основные объекты деления – это рабочие места, жилье, образование и другие. Ряд исследователей упоминают о преобразовании социально-экономической напряженности в межнациональную, межкультурную [Солдатова Г.У., Лебедева Н.М. и др.]. Рост напряженности в обществе стимулирует формирование «образа врага», виновного в недостатке удовлетворенности. Наиболее часто негативное отношение к приезжим выражают безработные, люди с тяжелым материальным положением. Незащищенные слои населения склонны искать «виновников» среди чужаков – принадлежащих к другой конфессии, другой культуре. Преодоление экономических проблем и снижение напряженности в части распределения ресурсов способны частично нивелировать негативное отношение принимающей стороны, но полностью эту проблему не снимают.
Помимо экономических факторов, выделяются и другие воспринимаемые угрозы со стороны мигрантов. Здесь можно выделить культурную угрозу, заключающуюся в предполагаемом нарушении устоявшегося образа жизни и национальной идентичности. Этот фактор в европейских странах стоит на первом месте, опережая экономическую неудовлетворенность. Формированию негативного образа мигранта способствует и воспринимаемая угроза преступности. Эти факторы дополняют друг друга в процессе формирования отношения к мигрантам.
Одной из сторон исследования с точки зрения этнопсихологического аспекта является влияние субъективного благополучия на межличностную и этническую терпимость. Эта проблема в наше время стоит остро в связи с экономическими и социальными сдвигами, усилением темпа жизни, изменениями ценностных критериев в обществе. Если раньше исследования по большей части касались состояний и переживаний отдельного человека, то в последнее время приоритетным считается анализ социокультурных, социально-психологических и личностных причин благополучия. Наряду с ними необходимо исследовать и культурно-этнические и этнопсихологические детерминанты. Еще одним фактором в определении степени угрозы может быть различие в ценностях. При этом национальная идентичность является ключевым фактором для одних представителей принимающей стороны, и малозначима для других, что тоже оказывает влияние на уровень воспринимаемой угрозы. Предполагается, что культурно-гомогенные общества более остро воспринимают культурную угрозу.
Имеет место и обратный процесс – уровень субъективного благополучия не только влияет на отношение к миграции, но и сам подвержен воздействию этого процесса. Важной стороной становления субъективного благополучия является приобщение к культуре определенного этноса. В условиях смешения и взаимопроникновения культур возникают противоречия. В каждом этносе архетипы содержат свои собственные образцы поведения. Они передаются из поколения в поколение. Например, И.А. Джидарьян [2] в своей работе отмечает некоторые особенности русского менталитета. Речь идет о существенном месте страдания. Страдание в сравнении со счастьем признается моральным. Такую установку можно связать с присущим нашему обществу долгие годы коллективизмом. В подтверждение другие исследователи обнаруживают более высокий уровень эмоционального субъективного благополучия в «индивидуалистических» обществах. Еще одним параметром благополучия является членство в группах. Особенно это присуще малым группам. Так, прослеживается прямая зависимость между удовлетворенностью и осознанием личностью своей этнической идентичности.
На взаимосвязь субъективного благополучия и этнической идентичности влияет ряд других факторов. К таковым можно отнести место проживания респондентов, возраст, принадлежность к определенной конфессии. При проведении исследований в области субъективного благополучия требуется учитывать все условия жизнедеятельности определенного человека: этнический состав окружения, социально-экономические условия, политические реалии и другие.
Известно, что степень воспринимаемой угрозы увеличивается с нарастанием культурной дистанции между этносами. Там, где миграционные процессы присутствуют в жизни принимающего сообщества интенсивно на протяжении длительного времени, уровень угрозы снижается.
Отрицательное восприятие последствий процесса переселения снижает уровень субъективного благополучия принимающего населения. Характер этой взаимозависимости может изменяться в зависимости от конкретной ситуации, с учетом особенностей той или иной страны, того или иного принимающего общества. Мы предполагаем, что социально-психологические факторы субъективного благополучия взаимосвязаны со степенью компактности проживания мигрантов. Данная проблема станет для нас предметом детального изучения.
Список литературы
- Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
- Джидарьян, И.А. Представление о счастье в русском менталитете / Джидарьян И.А. // Психологический журнал. -1997. — Том 18. — № 3. — С.13-25.
- Константинов В.В., Ковалева Н.А. Социально-психологический анализ феномена расставания мигрантов с родиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2010. – 100 с.
- Константинов В.В., Вершинина М.В. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантов-армян и условий их проживания в принимающем сообществе // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 71-79.
- Рябиченко Т.А, Лебедева Н.М. Отношение к иммиграции и субъективное благополучие принимающего населения // Общественные науки и современность, 2014, №2, С. 34-44.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.
- Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект/ Р.М. Шамионов // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.psyjournals.ru[schema type=»book» name=»РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПРИНИМАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ К МИГРАНТАМ » description=»Целью данной работы является изучение роли субъективного благополучия принимающего населения в отношении к мигрантам. В наше время миграционные процессы стали повсеместно массовыми. К 2050 г. количество мигрантов по прогнозам увеличится вдвое. Изучение особенностей принимающей стороны имеет огромное значения для решения вопросов миграционной политики. На сегодняшнее время значительная часть местного населения негативно относится к мигрантам. Отношение принимающей стороны к мигрантам имеет зависимость от уровня субъективного благополучия местного населения. Мы предполагаем, что существует корреляция между социально-психологическими факторами субъективного благополучия принимающего населения и степенью компактности проживания мигрантов. » author=»Лапшина Татьяна Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]