Развитие социального интеллекта в условиях ВУЗа, протекает в рамках формирования социальной компетенции студентов. Это длительный процесс, направленный на формирование социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствование механизмов психического регулирования, самоконтроля и самореализации, повышающих стрессоустойчивость [1].
Нами предложенная формирующая программа «Развитие социального интеллекта» представлена в виде модулей-тренингов и направлена на развитие функций социального интеллекта (СИ): коммуникативно-ценностной, связанной с потребностью понимать окружающих и быть понятым ими; познавательно-оценочной, позволяющей установить отношение человека к окружающей его действительности и определить позиции к происходящему; рефлексивно-коррекционной, которая находит свое отражение в самопознании и осознании достоинств и недостатков своей деятельности.
Программа предполагает поэтапную реализацию с использованием совокупности психолого-педагогических условий и активных групповых методов социально-психологической подготовки.
Программа включает четыре этапа: целевой — определение цели, психолого-педагогических условий и критериев оценки результатов; содержательный — разработка специальных программ-модулей, предполагающих смысловое наполнение основных направлений профессиональной подготовки; практический — представлен сочетанием психолого-педагогических технологий, с использованием которых осуществляется последовательная и планомерная работа по развитию социальной компетентности; результативный — определяет успешность функционирования программы и связан с разработкой критериев и показателей развития социального интеллекта.
Эксперимент по апробации Программы проводился на базе ННГАСУ (Нижегородского Архитектурно-строительного Университета) в 2010-2013 гг..На первом этапе (2010 — 2011 гг.) – осуществлялся выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования. На втором этапе (2011 — 2013 гг.) – проводилось экспериментальное исследование: констатирующий эксперимент – 2011-2012 гг.; формирующий эксперимент – 2012-2013 гг.. Результатом второго этапа явилась разработка и апробация формирующей программы, свод и анализ полученных данных.
Формирующая Программа была введена сроком на 1 учебный год. Занятия проводились в группах психологом, 1 раз в две недели, в форме тренингов. По завершении тренингов проводилась работа по самодиагностике, позволяющая активизировать рефлексивно-перцептивный компонент социального интеллекта, критически оценить своё умение адаптироваться в социальной среде, прогнозировать дальнейшее развитие социализации в трудовом коллективе и возможные сложности.
В эксперименте приняли участие 177 студентов технического и гуманитарного профиля – 2-х и 5-х курсов. Контрольную группу (КГ) составили: 2 курс – 47 человек (в том числе 27 студентов технического профиля и 20 студентов гуманитарного профиля); 5 курс – 43 человека (в том числе 23 студента технического профиля и 20 студентов гуманитарного профиля). Экспериментальную группу (ЭГ) составили: 2 курс – 48 человек (в том числе 27 студентов технического профиля и 21 студент гуманитарного профиля); 5 курс – 39 человек (в том числе 22 студента технического профиля и 17 студентов гуманитарного профиля).
Чтобы проверить эффективность предложенной программы, мы изучили динамику качественных показателей компонентов СИ студентов в КГ (контрольная группа, не проходивших треннингпо-программе) и ЭГ (экспериментальная группа, прошедших треннингпо-программе).
Для этого мы разработали и применили диагностический инструментарий, который помог нам измерить и сравнить уровень развития СИ студентов ВУЗа технического и гуманитарного направления, с учётом гендерных особенностей [2].
Диагностика уровня СИ производилась по Тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Диагностика компонентов СИ проводилась с использованием актуальных тестовых программ: Коммуникативный — тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС); Поведенчиский- тест «Ваш стиль общения»; Когнитивный — оценка успеваемости по предметам психолого-педагогического цикла; Волевой — тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС); Рефлексивно-перцептивный — методика Карпова А.В. «Диагностика рефлексии»; Эмоциональный — тест эмпатийного потенциала личности И.М. Юсупова; Ценностный — определение жизненных ценностей личности «Must–тест» П.Н.Иванова и Е.Ф.Колобовой.
На заключительном этапе, мы исследовали динамику развития общего показателя уровня социального интеллекта (СИ).
По итогам формирующей программы, мы можем отметить хорошую положительную динамику в Экспериментальной Группе (ЭГ).
Так среди юношей-технарей низкий уровень социального интеллекта снизился с 8,11% до 0,00%; уровень ниже среднего снизился с 29,73% до 24,32%, а средний уровень вырос с 62,16% до 75,68%. Среди юношей-гуманитариев, принявших участие в исследовании динамики не выявлено (малая выборка).
Положительная динамика в развитии СИ отмечена и среди девушек. Так у девушек-технарей уровень ниже среднего снизился с 16,67% до 0,00%. Среди девушек-гуманитариев уровень ниже среднего также снизился с 2,86% до 0,00%; средний уровень также снизился с 68,57% до 62,86%, за счет роста уровня выше среднего с 28,57% до 37,14%.
Среди студентов КГ отмечены единичные изменения в уровне СИ, не повлиявшие на динамику выборки в целом.
Таким образом, мы можем отметить, что формирующая программа «Развитие социального интеллекта» в комплексе с подобранными условиями формирования, показала положительный результат и может быть рекомендована, как часть программы по развитию социальной компетенции в ВУЗе.
Список литературы:
1.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: 1985. С. 24-28.
2.Семенова Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2009. №3. — С. 143-147.[schema type=»book» name=»РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА» description=»Исследование эффективности формирующей программыв условиях ВУЗа. Диагностический инструментарийподобран в соответствии с предложенной структурой «социального интеллекта».Определена успешность функционирования программы.» author=»Волкова Алла Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]